
- •Психологические проблемы русских эмигрантов в германии
- •Часть I л.А. Вербицкая
- •И.В. Мурин программы подготовки бакалавров
- •В.Н. Троян
- •А.А. Крылов, н.С. Хрусталева, л.А. Цветкова
- •А.Л. Свенцицкий социально-психологические проблемы эмиграции
- •Е.П. Ильин
- •Часть II м. Ойстрах
- •Литература
- •О. Шульц Влияние социально-психологического тренинга на изменение особенностей личности в условиях эмиграции (на примере германии)
- •И. Франц психологические особенности готовности ребёнка к школе в росси и германии
- •С. Щетникова социально-психологическая адаптация подростков из семей немецких переселенцев
- •Литература
- •Г. Майер
- •Е. Куликова исследование самоактуализации, ценностных ориентации и конфликтности у лиц с разным профессиональным и социальным статусом
- •Е. Таслер социально-психологические особенности женщин, ориентированных на профессионально-трудовую деятельность в условиях эмиграции
- •А. Шульце служба «телефона доверия» для русскоязычного населения германии
- •М. Якхо особенности социально-психологической адаптации русскоязычных пожилых эмигрантов
- •Е. Шульц
- •Н. Агаркова ценностные ориентации личности и успешность адаптации русскоязычных эмигрантов (на примере германии)
- •Р. Райхерт психологические особенности пожилых людей в условиях эмиграции в германии
- •Литература
- •Э. Платто агрессия и социальная неудовлетворенность подростков в условиях эмиграции в германии
- •Л. Лицукова сравнительный анализ взаимодействия родителей с подростками в русскоязычных эмигрантских и коренных немецких семьях
- •С. Сатарева особенности социализации двуязычных детей младшего школьного возраста
- •И. Циммерман
- •Причины эмоционального дискомфорта у эмигрантов и
- •Немцев-переселенцев четвертой волны в начальный
- •Период пребывания в германии
- •Причины эмоционального дискомфорта
- •Л. Айхман
Е. Куликова исследование самоактуализации, ценностных ориентации и конфликтности у лиц с разным профессиональным и социальным статусом
Проблема русскоязычной эмиграции перестала быть проблемой отдельной личности для социальных служб страны эмиграции. Практика Германии показывает, что решение вопросов социальной, профессиональной и личностной адаптации является проблемой самого русскоязычного населения. Уже четырехлетний опыт подготовки практических психологов в Германии для работы с русскоязычным населением является убедительным доказательством этого. В рамках учебного процесса мы, слушатели Берлинского филиала факультета психологии СПбГУ, ведем консультативную работу, дежурим на телефоне доверия и являемся свидетелями тех личностных проблем, которые возникают у людей, оказавшихся в эмиграции. Тема выполненного нами исследования прежде всего предопределилась теми проблемами, которые чаще всего возникают у людей — это проблемы семейных отношений, невозможности продолжения профессиональной деятельности по специальности, потеря социального статуса; проблема социальной адаптации в сфере общественных отношений, проблема личностных ценностей. Так, оказывается, что значимость структуры материальных ценностей, сформировавшаяся в Советском Союзе, в Германии резко меняет свой смысл. Достижение материальных благ и материальное обеспечение жизни отходят на второй план, когда без особого труда человек достигает уровня обеспеченности, который он имел на родине. Оказывается, значимыми для человека становятся ограниченность возможностей в личностном росте, отсутствие перспектив профессионального совершенствования. То есть в среде эмигрантов самоактуализация личности является интегративным фактором адаптации человека к жизни в новых социальных, культурных, правовых, ценностных условиях.
Анализ по литературным источникам понятий самоактуализации, ценностных ориентации, конфликтов и личностного статуса, и понимания специалистами психологических явлений, стоящих за этими понятиями, позволил нам в качестве гипотезы исследования сформулировать следующее: социальный и профессиональный статус сказывается на выраженности внутриличностных конфликтов, особенностях ценностных ориентации и степени удовлетворенности в процессе самореализации.
Цель данной работы заключалась в исследовании уровня самоактуализации, ценностных ориентации и общего уровня внутриличностных конфликтов у лиц с различным социальным и профессиональным статусом. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) сравнение уровней стремления к самоактуализации, особенностей ценностных ориентации у лиц с различным социальным статусом;
2) сравнение уровней стремления к самоактуализации, особенностей ценностных ориентации у лиц с различным профессиональным статусом;
3) сопоставление выраженности уровней внутриличностных конфликтов у людей с различным социальным и профессиональным статусом.
Объект исследования:
1) люди, проживающие в С.-Петербурге и имеющие либо базовое высшее психологическое образование, либо второе высшее психологическое образование (19 чел.);
2) русскоязычные эмигранты, проживающие в Берлине, имеющие второе высшее психологическое образование (15 чел.);
3) русскоязычные эмигранты, проживающие в Берлине и не имеющие психологического образования, при этом высшее образование имеют 40 % выборки (выборка 15 чел.).
Характеристика методов исследования
В связи с поставленными целями и задачами исследования были использованы следующие методы исследования.
1. Авторская анкета «Социально-биографический опросник», состоящая из 24 вопросов, касающихся социально-демографических показателей, а также особенностей жизнедеятельности в эмиграции и удовлетворенности жизни в новых социально-культурных условиях.
2. Вопросник самоактуализации личности САМОАЛ (адаптация теста Р01 Э. Шострем.)
3. Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах».
4. Опросник для изучения степени выраженности конфликтов и трудностей в основных сферах функционирования (разработанный на базе института им. Бехтерева).
Результаты исследования
Анализ эмпирических данных выполненного нами исследования в целом подтвердил выдвинутую гипотезу о взаимосвязи самоактуализации, ценностных установок и конфликтности с личным статусом человека. Однако установленные факты показывают неоднозначность взаимосвязей исследуемых показателей. Социальный и профессиональный статус имеют существенное значение в степени удовлетворенности собой для отдельной личности. В исследовании выполнялось сопоставление проявления конкретных показателей в группах с разным социальным и профессиональным статусом. Полученные результаты по показателям самоактуализации, ценностным установкам и конфликтности позволили сделать следующие выводы.
1. По показателям уровня стремления к самоактуализации психологи из С.-Петербурга лучше ощущают себя в настоящем и реальнее представляют свое будущее. Это объясняется тем, что они находятся в условиях привычной культурной и языковой среды. Психологи же из Берлина, как люди, живущие в эмиграции более, склонны к «уходу» в прошлое, что должно свидетельствовать об имеющихся трудностях в адаптации к среде иной культуры. Между этими двумя группами также есть различия по шкале контактности, которая свидетельствует об удовлетворенности в установлении прочных и доброжелательных отношений с другими. Мы склонны это объяснить тем, что западная культура является индивидуалистической и предполагает некую дистанцию в отношениях. Мы считаем, что имеющиеся различия между группами психологов обусловлены, скорее, культуральными факторами, определяющимися особенностями Двух разных культур.
Между группами эмигрантов не выявлено существенных различий по показателям стремления к самоактуализации. Достоверные различия установлены по шкалам «взгляд на природу человека», «потребность в познании» и «креативность». Мы объясняем это не только разницей в уровне образования. Наличие высшего, тем более психологического образования дает более глубокие знания о «богатстве и ценности» природы человека, повышает общий уровень культурного развития, расширяет кругозор. Изучив в ходе получения образования природу человека, психологи видят возможности роста и реализации личностного потенциала. Кроме этого, факт получения второго высшего образования в условиях эмиграции свидетельствует, на наш взгляд, о более активной социальной позиции человека, неудовлетворенного имеющимся статусом; стремящегося к профессиональной самореализации и таким образом к реализации личностного потенциала.
2. По показателям ценностных ориентации для психологов из С.Петербурга уверенность в себе имеет большую ценность, чем для берлинских психологов. Интересным является то, что степень доступности у берлинской группы конгруэнтна уровню ценности, а в группе из С.Петербурга уровень ценности превышает степень доступности, что говорит о том, что психологи из С.-Петербурга испытывают больше внутренних противоречий и сомнений, что они менее уверены в себе, чем психологи из Берлина. Это, вероятно, связано с тем, что психологи из С.Петербурга должны полностью и во всем полагаться на себя, выстраивая свою перспективу будущего. В отличие от немецкого, современное российское общество не гарантирует пока должной социальной и материальной защиты личности.
В группе эмигрантов-непсихологов выше оцениваются «материальные ценности» и ценность «уверенности в себе». Для психологов более значимыми являются ценность познания и творчества, т. е. ценности «духовного ряда».
Это говорит о том, что получение психологического образования дало возможность эмигрантам выстроить для себя систему ценностей, где ведущими являются ценность познания и творчества. Это дает возможность психологам чувствовать себя более уверенно по сравнению с эмигрантами, не имеющими психологического образования, что также подтверждается результатами нашего исследования. Степень ценности и доступности уверенности в себе у психологов одинаковы. Это еще раз подтверждает нашу мысль, что экзистенциальные ценности, которые может дать только внутреннее развитие человека создают состояние психологического комфорта и обеспечивают уверенность в себе и своих возможностях, что не может быть достигнуто за счет материальных ценностей.
3. По степени выраженности конфликтов в основных сферах функционирования и выраженности уровня внутриличностных конфликтов между группами психологов значимых различий выявлено не было, что объясняется нами принадлежностью к одной профессиональной группе. Анализ средних величин показал, что у психологов из Берлина показатели конфликтов в семейной сфере ниже, чем у психологов из С.-Петербурга. Мы связываем это с тем, что в Германии нет материальной и бытовой зависимости одного партнера от другого. Есть форма социальной помощи для тех, кто не имеет работы, нет дефицита жилья, что позволяет прервать отношения с партнером и жить одному. Между группами эмигрантов есть значимые различия по общему уровню внутренних конфликтов. Степень выраженности внутренних конфликтов у эмигрантов, не имеющих психологического образования, значимо выше, чем у эмигрантов-психологов. Мы объясняем это тем, что психологические знания дают представление о природе человеческих конфликтов, о возможности видеть в конфликте источник развития. Кроме этого уверенность в себе делает человека менее конфликтным, а достигнутый в результате образования так называемый «психотерапевтический эффект» создает более комфортное духовное существование и обеспечивает нахождение оптимальных возможностей для решения целого ряда жизненных проблем.
Анализ средних величин показал, что в сфере взаимоотношений с родственниками и в социальной сфере у эмигрантов-психологов показатели конфликтности ниже, чем у эмигрантов, не имеющих психологического образования. А в профессиональной сфере показатель конфликтности у психологов выше, чем у не-психологов. Мы объясняем это тем, что психологи в силу своей профессии более толерантны, имеют более широкие взгляды. Что же касается конфликтов в профессиональной сфере то, как видно из результатов анкетирования, в группе не-психологов не удовлетворены своей работой лишь 33% испытуемых. В группе же эмигрантов, имеющих психологическое образование — 46,6%. По всей видимости, это объясняется более высоким уровнем профессиональных притязаний у последних.
4. Корреляционный анализ позволяет выявить определенную структурированность показателей в группах психологов С.-Петербурга и Берлина. У первых это уровень стремления к самоактуализации и показатель общего уровня внутриличностных конфликтов (отрицательная связь). Также имеется обратная связь общего уровня внутренних конфликтов с удовлетворенностью работой и доступностью счастливой семейной жизни. У психологов из Берлина структура более опосредованная: уровень самоактуализации имеет прямую связь с автономностью и опосредованно, через автономность, с общим уровнем внутренних конфликтов. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень стремления к самоактуализации, раскрытия способности личности, понимания личностью своей самости, тем меньше у нее внутриличностных конфликтов. «Уверенность в себе» имеет прямую связь с ценностью «свобода и независимость», которая обратно коррелирует с уровнем внутренних конфликтов.
В то же время в группе эмигрантов-непсихологов подобные корреляционные связи не обнаружены. Есть корреляционная связь уровня самоактуализации со всеми шкалами за исключением шкалы «взгляд на природу человека» и шкалы креативности, уверенность в себе имеет обратную связь с конфликтами в социальной сфере. Общий уровень внутренних конфликтов не имеет ни одной корреляции. Мы объясняем это тем, что большая определенность жизненных и профессиональных условий дает большую структурированность показателей. Так, на основе корреляционного анализа можно сказать, что наиболее четкая структура у психологов С.-Петербурга, затем у психологов Берлина и практически нет структуры у эмигрантов-непсихологов. Под структурой мы понимаем наличие логически объяснимых корреляционных связей.
Заключение
Выполненное исследование показало, что особенности самоактуализации имеют связь с социальными условиями жизнедеятельности, имеют особые проявления в ценностных ориентациях и различия в проявлениях конфликтности. Структурирование психологических особенностей является фактором профессионального мастерства. В нашем случае можно говорить о наличии тенденции к структурному объединению исследуемых показателей в группах психологов, т.е. людей, стремящихся к изменению своего профессионального статуса. Полученные результаты позволяют дать следующие рекомендации:
1. Нам кажется целесообразным продолжить изучение сферы внутренних конфликтов у эмигрантов. Психокоррекционная работа в этой области позволит повысить уровень самоактуализации личности, что в свою очередь благоприятно скажется на успешной интеграции эмигрантов с новой социокультурной средой.
2. Одной из форм психологической поддержки эмигрантов может быть тренинг «Философия и стратегия жизни», разработанный специально для русскоязычных жителей Германии.