Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PSIKhOLOGIChESKIE_PROBLEMY_RUSSKIKh_EMIGRANTOV_...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.11 Mб
Скачать

Литература

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Лебедева Н.М., Введение в этническую и кросскультурную психологию.М., 1999.

Майерс Д., Социальная психология. СПб., 1997. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. III. M., 1998. Wahrig. Guetersloh,1980.

Г. Майер

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФГРЕССИ У РУССКОГОВОРЯЩИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ

Актуальность выбранной темы обусловлена остротой ситуации не­благополучия среди молодежи, приехавшей из России и СНГ в Герма­нию. Праздное шатание по улицам, алкоголизм, наркомания и суицид, агрессивное поведение и жестокость, часто носящие криминальный отте­нок, усугубленные крайне негативной психологической атмосферой в семье, школе, в общении со сверстниками-немцами, становятся регуляр­ным предметом обсуждения в средствах массовой информации и на бы­товом уровне. Что касается психологических исследований, то они прак­тически отсутствуют как минимум по двум причинам: 1) это относитель­но недавняя проблема, поэтому не было запроса на ее разработку; 2) (вытекающая из первой) отсутствие русскоговорящих специалистов-психологов, могущих решать задачи, поставленные сегодняшними реа­лиями. Все это и определило выбор темы нашей работы и ее цели.

Цель работы — изучение особенностей агрессии подростков-эмигрантов. Новизна работы заключается в том, что впервые были получены экс­периментальные данные по уровневым показателям агрессии подрост­ков — выходцев из России и СНГ.

Практическая значимость состоит в создании индивидуальных и групповых программ, осуществляющих психологическую коррекцию деструктивных форм агрессии и иных видов поведенческих аномалий.

Исходя из цели, были выдвинуты следующие гипотезы: 1) Агрессивность подростков-эмигрантов в значительной степени обу­словлена семейным фактором как первичным посредником социализации, в котором решающая роль принадлежит социальному статусу и культурно-образовательному уровню родителей.

2) Существуют различия в уровневых характеристиках агрессии и других свойств личности у подростков-эмигрантов и подростков-переселенцев. Цель и гипотезы позволили сформулировать научные задачи:

1. Анализ научной литературы по агрессии, ее видам и формам, учиты­вая возрастную специфику.

2. Исследование уровневых характеристик агрессии подростков из се­мей немцев-переселенцев, проживающих в Германии.

3. Изучение уровневых показателей агрессии подростков из семей эмигрантов 4 волны.

4. Проведение сравнительного исследования двух типов подростков, находящихся в условиях эмиграции, семьи которых отличаются со­циальным статусом и культурно-образовательным уровнем.

5. Сравнение по уровневым показателям агрессии подростков из России и СНГ, проживающих в Берлине с подростками, проживающими в С.-Петербурге и не менявших социокультурную и языковую среду. Объектом исследования были подростки 13-17 лет, составившие три подгруппы.

Группа «А» — подростки из семей немцев-переселенцев (20 чел.).

Группа «В» — подростки из семей эмигрантов 4 волны (21 чел.).

Группа «С» — подростки, проживающие в С.-Петербурге (20 чел.).

Семьи представителей групп А и В проживали в Берлине на момент исследования 3-10 лет. Общая экспериментальная выборка представлена 61 испытуемым.

Цель и научные задачи определили и методы исследования:

1) Эмпирические методы изучения агрессии и других свойств лично­сти: тест «Руки» Э. Вагнера («Hand test»), рисуночный тест «Несущест­вующее животное», 16-ти факторный опросник Кеттелла, метод беседы.

2) Математические методы анализа и обработки данных.

Для сравнения полученных данных использовались следующие ста­тистические процедуры:

• Первичная статистика: расчет моды, медианы, вычисление средних, определение нормального распределения и т. п. проводились с по­мощью компьютерной интегрированной системы обработки данных Statistika 5,5.

• Оценка достоверности различий между средними значениями по ка­ждому показателю в трех группах определялась по Q-критерию Розенбаума.

Список анализируемых показателей состоял из 23-х пунктов: показа­телей по тесту «Руки» — 14, по «Несуществующему животному» — 4, по опроснику Кеттелла — 5.

Изложение полученных данных начнем с характеристики семейного фактора, а именно: социального статуса и культурно-образовательного уровня родителей исследуемых подростков, проживающих в Берлине.

В группе А, представленной немцами-переселенцами, 70 % семей приехали из Казахстана, остальные из Сибири — Омск, Красноярск. 33% родителей имеют высшее образование, остальные — среднее и среднее специальное. Только 15 % родителей имеют работу.

В группе В, состоящей из подростков-эмигрантов, картина оказалась иной. 15 % семей приехали из «глубинки» — Гомель, Луганск, а осталь­ные 85 % — из столиц бывших союзных республик — Москва, Киев, Ри­га, Ереван и крупнейших научно-культурных центров — Ленинград, Одесса, Львов. 70 % родителей имеет высшее образование, а работающих — 70 %.

Таким образом, группы принципиально отличаются как по социаль­ному статусу родителей, так и по их культурно-образовательному уров­ню, который в группе «В» значительно выше.

Теперь остановимся на результатах экспериментального исследования подростков групп «А» и «В». И рассмотрим результаты по проективной методике теста «Руки», являющейся средством глобального исследования личности и имеющей высокий рейтинг популярности в качестве основного психодиагностического инструмента во всех сферах практической психо­логии: в педагогике, психотерапии, социальной работе, менеджменте, профориентации и профотборе, в прогнозе рецидивов преступности и иных форм поведенческих аномалий и деформации личности.

Как видно из таблицы, по десяти из четырнадцати показателям теста подростки двух подгрупп отличаются друг от друга. Подростки из семей немцев-переселенцев значимо агрессивнее, директивнее, чем подростки-эмигранты. У них, судя по суммарному показателю «I», так называемому индексу проявления, существует высокая вероятность агрессии в открытом поведении. Кроме того, у представителей группы А выявился дефицит ус­тановок на социальную кооперацию, о чем свидетельствуют сниженные уровни показателей доброжелательности, общительности и зависимости-ответственности. Уровень страха ниже, чем у представителей группы В, выше показатель самопроявления, а также общий уровень психической активности. Подростки-эмигранты оказались более общительными, эмпатийными, зависимо-ответственными, с большим уровнем страха, со сни­женными уровнями самопроявления и психической активности.

Показатели методики теста «Руки» (средние значения, %)

Показатели

Немцы-пе­реселенцы

Подростки-эмигранты

Агрессия*

17,8

12,3

Директивность*

14,3

8,4

Доброжелательность*

4,3

8,8

Общительность*

12,4

17,4

Зависимость-ответственность*

3,1

6,9

Страхи*

1,1

4,3

Самопроявление*

8,8

6,1

Боязнь физического недостатка

3,9

1,9

Склонность к описательству

5,9

6

Напряженность

3,5

3,5

Активность*

18,5

10,2

Пассивность

2,7

1,1

Психическая активность

20,6

19,9

Общий индекс агрессивности*

1,85

-3,4

* Показатели, имеющие достоверные различия

Сравнительный анализ двух экспериментальных групп подростков, сменивших страну и культуру с подростками такого же возраста из С.-Петербурга, показал следующее. Если выстроить иерархию, то самый высокий уровень по агрессии и директивности у немцев-переселенцев, значимо ниже у подростков-эмигрантов и самый низкий у тех, кто не ме­нял культурную и языковую среду. Самый высокий уровень страха у подростков-эмигрантов, у остальных молодых людей примерно одинако­вый и статистически отличающийся от них. Наиболее высокий уровень физической активности у питерцев, ниже у немцев-переселенцев и самый низкий (различия достоверны между всеми подгруппами) у эмигрантов. Что же касается общего показателя психической активности, то иерархия такова: подростки из С.-Петербурга, немцы-переселенцы и подростки-эмигранты. Таким образом, судя по этим данным, у подростков-переселенцев проблемы в утилизации агрессии, а у подростков эмигран­тов — в сниженной физической и общей психической активности, а так­же в повышенной тревожности (по косвенным показателям этого теста, которые не были представлены в таблице) и страхах.

По методике «Несуществующее животное» рисунки испытуемых оценивались по трем показателям (для оценки которых была введена ус­ловная шкала): агрессивность, напряжение и самооценка. Достоверные Различия были получены только по одному показателю — агрессии, подростки-переселенцы, как и по результатам теста «Руки», агрессивнее, чем подростки-эмигранты.

Рассмотрим результаты по опроснику Кеттелла. Как уже было сказа­но выше, исходя из задач исследования, мы подсчитывали результаты по 6 показателям: эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, робость — смелость, доверчивость, уверенность в себе. Только по двум показателям, нормативности поведения и доверчивости, были получены достоверные различия. У подростков из семей немцев-переселенцев по­казатели по нормативности поведения и доверчивости, оказались сниже­ны, т. е. им свойственно непостоянство, подверженность влиянию случая и обстоятельств, беспринципность, неорганизованность, безответствен­ность (что совпадает с данными по тесту «Руки»), гибкость установок по отношению к социальным нормам, что, по мнению автора этой методики, может привести к антисоциальному поведению. Кроме этого, они склон­ны к подозрительности, осторожности, эгоцентричности, им свойственно большое самомнение и интересы, которые направлены преимущественно на самих себя.

Подростки из семей эмигрантов 4-й волны осознанно соблюдают нормы и правила поведения, им свойственна ответственность и делови­тость. Таким образом, их поведение в значительной степени регулирует­ся правовыми нормами, а не субъективными побуждениями.

Представим исходя из полученных экспериментальных данных по всем используемым нами методикам, психологический портрет подрост­ков, выходцев из различных регионов бывшего Советского Союза, пере­ехавших вместе со своими семьями на постоянное место жительства в Германию.

Группа А — немцы-переселенцы — родители, как правило, не рабо­тают, имеют среднее специальное образование и приехали из Казахстана и российской провинции. Имеют высокие уровни агрессии, директивности, физической активности, склонности к самопроявлению. У них высо­ка вероятность проявления агрессии в открытом поведении, недостаточно сформированные установки на социальную кооперацию и следование социальным нормам, импульсивность и эгоцентризм на фоне подозри­тельности и неприятия интересов окружающих, что свидетельствует о социальной дезадаптации.

Психологический портрет среднестатистического подростка-эми­гранта выглядит следующим образом. Родители преимущественно имеют работу, образование у них высшее, и приехали они из научно-культурных центров. Уровень агрессии средний, директивности — выше среднего (но вдвое ниже, чем у немцев-переселенцев). Они тревожны и имеют много страхов, уровень психической активности значительно ниже, чем у пи­терских детей. Они общительны, доброжелательны, ответственны, их поведение в основном регулируется правовыми нормами, они доверчивы и терпимы.

Что же касается психологического портрета подростка из С.-Петербурга, то он, конечно, очень многолик, и его описание не входило в наши задачи, тем ни менее, следует отметить, что абсолютные показатели аг­рессивности и директивности у него еще ниже, чем у представителей группы В, а вот уровень психической активности существенно выше.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Оказалось, что русскоговорящих подростков эмигрантов можно чет­ко дифференцировать по семейному фактору и психологическим особенностям личности на две группы: немцы-переселенцы и подро­стки эмигранты.

2. Подростки-переселенцы испытывают больше сложностей в адапта­ции к новой социокультурной среде. С одной стороны, это обуслов­лено проблемой самоидентификации, так как в России они были «немцами», а в Германии их считают «русскими», а с другой — более низким культурно-образовательным и социальным статусом родите­лей.

3. Удалось установить, что подростки, поменявшие свою социокуль­турную и языковую среду, характеризуются более высоким уровнем агрессии, чем те, кто не делал этого. По всей видимости, рост агрес­сии в условиях эмиграции — это типичная защитная реакция молодо­го человека на те сложности, которые он вынужден переживать.

4. Выявилось, что у всех молодых людей (бывших русских) своеобраз­ной платой за эмиграцию является снижение уровня психической ак­тивности. Возможно, агрессия является той формой активности, ко­торая им знакома и приемлема.

5. Оказалось, что у подростков-переселенцев наиболее сохранным зве­ном является физическая активность, которая снижает их нервно-психическое напряжение и страхи. В то время как у подростков-эмигрантов таким сохранным ресурсом являются коммуникативно-эмпатийные качества личности.

6. Установлено, что подростки-переселенцы в меньшей степени склон­ны к выполнению групповых норм, чем подростки-эмигранты, не склонны обращать внимание на интересы других людей и с ними считаться, подозрительны и импульсивны, что свидетельствует об их повышенном риске к различным видам поведенческих аномалий вплоть до криминального поведения.

7. Подростки-эмигранты отличаются высоким уровнем тревожности и страха, вероятно, это оказывает тормозное воздействие на их физиче­скую и психическую активность, а также на уровень самопроявления. Итак, проведенное исследование ярко продемонстрировало экзистен­циальную необходимость создания системы психологической поддержки подростков, выходцев из бывшего Советского Союза. Необходимость в психологической коррекции личности можно считать доказанной. И данное исследование является той основой, на которой эта коррекционная работа может быть построена.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]