Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 к. Новый Завет.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.76 Mб
Скачать

29. Притча о неотступной просьбе

(Лк. 11:5-8)

Подобно св. ев. Матфею, и св. ев. Лука (11:1-4) излагает текст молитвы Господней, начинающейся словами «Отче наш», а затем в стихе 5 — учение Господа о неотступности в молитве. По неизъяснимым целям Своим, Бог не всегда сразу подает просимое, хотя бы это и было сооб­разно с волей Его. Рассказом о друге, просящем хлеба, и получающем его в результате своей настойчивости, Господь желает внушить необ­ходимость постоянства в молитве.

30. Обличение книжников и фарисеев

(Мф. 23:1-39; Лк. 11:37-54)

Две очень сходные по содержанию и по выражениям обличительные речи книжникам и фарисеям приводят два евангелиста Матфей и Лука, но с той разницей, что обличение, приводимое св. Лукою, было произнесено Господом на обеде у некоего фарисея, пригласившего Его к себе, по поводу умовения рук, а обличительная речь, излагаемая св. Матфе­ем, произнесена Господом в иерусалимском храме незадолго до Его крестных страданий. Надо полагать, что Господь неоднократно произ­носил подобные обличения в сходных же выражениях. Весьма вероят­но, что св. Лука, не передающий грозной речи Христа, помещенной у св. Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения, вложив их в уста Господа при обличении Им фарисеев за обедом, о котором он один по­вествует. В обеих речах фарисеи обличаются за то, что слишком много заботятся о внешней чистоте, пренебрегая чистотой внутренней, очи­щением своей души от греховных страстей и пороков. В обеих речах Господь сравнивает фарисеев с гробами, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». В обеих речах Господь осуждает фарисеев за то, что они любят почести, что налагают на людей «бремена неудобоносимые», а сами и одним перстом своим не дотрагиваются до них, за то, что они формально и пунктуально исполняют внешние требования закона о «десятине», а оставляют «важнейшее в законе»: суд, и милость, и веру, т.е. верность Богу и Его нравственному закону. Осуждает Господь законников и за то, что они «взяли ключ разумения», т.е. как бы взяли в свое всецелое обладание ветхозаветный закон, который должен был приводить лю­дей ко Христу, и, овладев этим ключом, ни сами не входят в Царство Христово, ни других не допускают, превратно толкуя закон. Обвиняет Господь фарисеев и в избиении пророков Божиих, посланных «Пре-мудростию Божиею», т.е. Им Самим, ибо Он есть Ипостасная Премуд­рость Божия, изображенная под таким именем в 8 главе книги Прит­чей. В заключение Господь призывает на них кровь всех праведников, начиная от Авеля, убитого своим братом Каином, до крови Захарии, сына Варахиина, убитого между жертвенником и алтарем. Этот Заха-рия, по-видимому, тот, который был побит камнями во дворе дома Гос­подня по повелению царя Иоаса (2 Пар. 24:20). Некоторые же полагают, что здесь идет речь о Захарии, отце св. Иоанна Предтечи.

31. Притча о безрассудном богаче

(Лк. 12:13-21)

Некто, видя, сколь велико влияние Господа, обратился к Нему с просьбой повелеть брату его разделить с ним наследство. Господь отказал про­сителю в этом, ибо Он пришел на землю не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы, основанные на человеческих страстях. Притом Он проповедовал отречение от имений, а кроме того, то или иное решение Его могло вызвать в той или другой тяжущейся стороне неудовольст­вие и даже столкновение и судебное следствие, чего Господь, конечно, не желал допустить. Не в том, однако, причина, что Господу чужды люд­ские интересы вообще, а в том, что задача Господа — не внешние меры водворения порядка, а перевоспитание сердца и воли людей. Это — пример для всех проповедников Евангелия и служителей Церкви. В связи с обращенной к нему просьбой Господь рассказал притчу, пре­достерегающую от недуга любостяжания, т.е. страсти к приобретению имений для наслаждения благами мира сего. «Жизнь человека, — т.е. его благополучие или счастье, — не зависит от изобилия его имения». У одного человека случился богатый урожай в поле. Не помышляя нис­колько о будущей жизни, он думает о том лишь, как бы использовать свои богатства для наслаждений в настоящей жизни. Нету него мысли ни о Боге, ни о духовной жизни, но только о животных, чувственных удовольствиях: «покойся, ешь, пей, веселись!». Он и не подозревал, что наступил последний день его земной жизни и ему не придется насла­диться собранными сокровищами: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» — никакой пользы не получишь уже ты от собранного богатства, а что после тебя будет с этим богатством, тебе уже безразлично. Вместо того чтобы со­бирать земные богатства себе, надо богатеть в Бога, т.е. заботиться о приобретении вечных, нетленных богатств, или добродетелей, которые можно приобрести, расходуя земные богатства не для низменных плот­ских наслаждений, а на добрые дела всякого рода.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]