Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 к. Новый Завет.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.76 Mб
Скачать

35. Ложь иудеев и подкуп стражи гроба господня первосвященниками

(Мф. 28:11-15)

«Некоторые из стражи», бежавшей от гроба Господня, вероятно на­чальствующие, как ответственные за оставление места стражи, сооб­щили обо всем происшедшем первосвященникам. Именно им, а не Пилату, ибо они были поставлены их распоряжением, а не распоряже­нием самого прокуратора. Первосвященники собрали синедрион и решили подкупить воинов, чтобы они оклеветали истину Воскресения Христова. «Они купили кровь Его, — говорит св. Златоуст, — когда Он был жив, а по Его распятии и воскресении опять деньгами же старают­ся подорвать истину воскресения». «Скажите, что ученики Его, при­шедши ночью, украли Его, когдамы спали», — так научили они воинов. «Их слова совершенно невероятны и никакого правдоподобия не име­ли, — рассуждает св. Златоуст. — Каким образом украли Его ученики, сии бедные и простыелюди, которые не смели даже показаться?... дай не была ли на гробе положена печать? Не окружали ли то место со всех сторон столько стражей — и воинов и простых иудеев? Не подозревали ли и они сего же самого, не беспокоилисьли, не бдели ли, не заботились ли? Да и для чего украсть им? Для того ли, чтобы выдумать что-нибудь подобное людям, которые любили жить в неизвестности ? Да и как они отвалили камень запечатанный? Как укрылись от такого множества? Да и какая была бы им польза, если бы Иисус Христос не воскрес?» Справедливо отмечают все толкователи Евангелия, что все предприятия синедриона — беречь во гробе как можно крепче Пречистое Тело Гос­пода придуманы и выполнены как бы нарочно для того, чтобы со всею историческою ясностью утвердить достоверность события, которое члены синедриона хотели затмить и представить ложным. Ведь кража мертвых была совершенно неслыханным делом у иудеев, боявшихся осквернить себя через прикосновение к мертвому телу (Чис. 19:11-22). Как могло случиться, что воины заснули столь глубоким сном именно тогда, когда ожидалась кража, — на третий день? А сон их, должно быть, был необыкновенно глубок, если они не слышали даже, как отва­ливался громадный камень от дверей гроба. Если бы они даже реши­лись заснуть, что совершенно непохоже на римских воинов, то, конечно, легли бы перед самым входом так, что невозможно было бы отвалить камень, не задавив их. Самое невероятное — это то, что напуганные и разбежавшиеся ученики могли бы решиться на такую бессмыслен­ную кражу, от которой им не было бы ровно никакой пользы, а громад­ная опасность очевидна. Удивительно и то, что воины могли распус­кать такую весть сами о себе, не вызывая недоумения у слушавших, почему, собственно, они не были наказаны за такую служебную про­винность? Этот вымысел злобных иудеев, упорно, несмотря на очевид­ность, не желавших веровать в истину Воскресения Христова, только подтверждает великую истину христианства.

36. Явление воскресшего господа ученикам на пути в эммаус

(Лк. 24:13-35; Мк. 16:12)

Об этом подробно рассказывает один евангелист Лука, по преданию, бывший одним из этих двух учеников. Другим был Клеопа, вероятно муж сестры Богоматери. Оба они были из числа 70 учеников Христо­вых. Кратко упоминает об этом явлении Господа и св. Марк (16:12). Необыкновенная живость описания этого события и полнота изоб­ражения показывает, что одним из двух участников его был, несомнен­но, сам Лука, по обычаю священных писателей не называющий себя по имени. Ученики направлялись в селение Эммаус, находившееся в расстоянии 60 стадий, то есть 10-12 верст, от Иерусалима к западу по дороге в Иоппию. При медленной ходьбе, как и шли они туда, на покры­тие этого пути могло потребоваться около 3 часов, а при поспешном возвращении назад они могли затратить на это часа полтора-два. Это было в «тот же день», то есть в день Воскресения Христова. Они шли медленно, рассуждая между собой о всех печальных событиях, связан­ных с последними днями земной жизни Господа, которые тяжестью легли на их души, а также, как это видно из дальнейшего (ст. 22-23), и о событиях этого дня, которые, видимо, не смогли утвердить в них веру в истину Воскресения Христова, ибо они шли печальными (ст. 17). На пути Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, направляю­щегося той же дорогой. «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Св. Марк объясняет, что Господь явился им в «ином виде», а поэтому они Его не узнали. Сделал Господь это намеренно, ибо Ему неугодно было, чтобы они сразу узнали Его. Сделал Он это для того, чтобы преподать им необходимое в их душевном состоянии наставле­ние. Он хотел, «чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого проме­жутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и про­роков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, что бы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит» — так рассуждает об этом блж. феофилакт.

Всеведущий — Он хочет от них самих узнать, что составляет пред­мет их печали: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? » Этим вопросом Господь вызывает Своих учеников на то, чтобы они излили перед Ним свои чувства. Клеопа принимает тогда Господа за иудея, пришедшего в Иерусалим на праздник из какой-ни­будь другой страны, ибо не может допустить мысли, чтобы житель Па­лестины не знал обо всем происшедшем в Иерусалиме в эти дни. Тогда ученики исповедали Господу всю свою горесть. Характерно, однако, что они называют своего Учителя только «пророком», высказывая при этом, что их надежды на Него, как на Мессию не сбылись: «Мы надея­лись, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Впрочем, они сами еще не знают, что думать обо всем происшедшем, ибо жены некоторые, бывшие сегодня рано у гроба, рассказывали удивительные вещи: они не нашли Тела Его, но видели явление Ангелов, которые го­ворят, что Он жив. Очевидно, Лука и Клеопа ушли из Иерусалима, еще не слыхав о том, что Господь явился Марии Магдалине и прочим мироносицам. «И пошли некоторые из наших ко гробу» — здесь, оче­видно, идет речь об апостолах Петре и Иоанне, о чем и повествуется в Евангелии последнего (20:1-10): «Но Его не видели» — этоиставитихв затруднение, и они не знают, что обо всем этом думать. Тогда Господь, не открываясь еще им, начинает Свою учительную речь, давая им понять, что причина их неопределенного духовного со­стояния кроется в них самих — в их несмысленности и косности их сердец. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» — Он прямо называет Учителя их Христом и объясняет, что все произошло в полном согласии с ветхозаветными пророчествами о Христе, что именно через страдания Мессии и надлежало «войти в славу свою» ~ славу Своего духовного, а не земного Царства.

С большим вниманием и внутренним горением сердец слушали ученики своего таинственного спутника и так внутренне расположи­лись к Нему сердцем, что стали уговаривать Его остаться с ними на ночлег в Эммаусе, ссылаясь на то, что день уже склоняется к вечеру, а по ночам ходить в одиночестве в Палестине небезопасно. Господь ос­тался и, когда пришло время вечерней трапезы, Он, как старейший, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им». Видимо, это характер­ное для их Учителя действие и послужило толчком к тому, что у них отверзлись очи, и «узнали Его; но Он стал невидим». Как видно из еван­гельских повествований, прославленное Тело Господа было уже осо­бенным, не таким, как прежнее обыкновенное смертное человеческое тело: для него не существовало никаких преград, и оно могло вдруг являться и вдруг становиться невидимым.

Почему только теперь Господь дал узнать Себя? Цель явления Его была — объяснить ученикам, как сбылись на Нем все ветхозаветные пророческие писания. Порывистая радость, которая несомненно, ов­ладела бы ими, если бы они сразу узнали Его, могла бы только поме­шать спокойному размышлению об истине Его Воскресения и убежде­нию в действительности его. А так Господь постепенно довел их до глубокого убеждения в этой истине, заставив, по их собственному при­знанию, гореть сердца их, и напоследок открылся им, воспламенив их таким образом горячей верой, уже недоступной никаким сомнениям и искушениям.

Несмотря на то что наступала уже ночь, они тотчас же поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своею радостью с прочими ученика­ми. Те, в свою очередь, поведали им, «что Господь истинно воскрес и явился Симону». Но рассказу Луки и Клеопы (Мк. 16:12-13) прочие ученики не поверили. Надо полагать, что их смутили непонятные для них явления Господа то тут, то там, невозможные для обыкновенного человека, а также и то, что Он явился эммаусским путникам «иным образом». Вера их не была еще твердой, так как они не понимали еще нового бытия Господа по Воскресении, не знали свойств Его прослав­ленного Тела. Вот почему, когда Он затем является всем им вместе при закрытых дверях, они принимают Его за призрак.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]