Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзегетический анализ законодательных текстов к...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.29 Mб
Скачать

1.2 Понятие о законе и его роли в Израиле и на древнем Ближнем Востоке

Человеческое общество, если оно является именно таковым, не существует без закона, как авторитетной и общеобязательной для соблюдения нормы поведения каждого человека, входящего в это общество, по отношению к другим людям и социуму в целом, а также к божеству. Это необходимая часть той или иной культуры человечества, которая играет особую роль в жизни людей. В той или иной мере закон осознается как стабилизирующая и упорядочивающая сила29.

Зачастую те или иные нормы жизни, складывавшиеся в обществе на древнем Ближнем Востоке, к чему относится и Израиль, могли существовать до их письменной фиксации в виде так называемого обычного права, представлявшего собой совокупность неписаных правил поведения или обычаев30.

Само собой разумеющееся, те или иные нормы поведения строятся на определенных принципах отношения к миру, Богу и людям. У каждого общества и народа данные отношения могли быть различными в зависимости от его сложившейся культуры и мировоззрения. В религиозных текстах древнего Израиля проводится мысль, которая уже была обозначена во введении в данную работу, о том, что Израиль был призван Богом стать народом, живущим по принципам, зачастую отличающимся от принципов окружающих его обществ: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев 20,26; также 20,24b; Исх 19,5-6). Научившись жизни по принципам Творца этого мира (Быт 18,19), которые отличаются от принципов и путей остальных народов и их богов, – путей больной природы, – он должен был стать образцом для других обществ, светом для народов (Втор 4,5-8), чтобы все человечество вернулось к Богу31 (Ис 2,2-4).

Действительно, принципы жизни, лежащие в основе тех или иных правил поведения, имевшихся у израильтян и описанных в рассматриваемых в данной работе текстах, зачастую намного отличаются от принципов, имевших место в жизни и обычаях иных народов. Об этом в данной работе будет рассмотрено при анализе законодательных текстов книги Исход.

С другой стороны, Израиль также был тесно связан с культурными традициями окружавших его народов древнего Ближнего Востока, что не могло не отразиться и на его правовых нормах. Известно, что Авраам вышел из Месопотамии32, из Ура (Быт 11,31) шумерского, а затем вавилонского города33, и, вероятно, он и его потомки следовали обычному праву, имевшему место в Месопотамии, (возможно и в других местах), предположительно, общесемитскому, но и не только34, которое, затем, продолжило существовать у его потомков и впоследствии, через событие Откровения на Синае, отразилось в законодательной системе Пятикнижия. Оно также отразилось и в законодательной системе Хаммурапи, и в других сборниках законов, таких как Ур-Намму, Липит-Иштар и др35. Отсюда в текстах Пятикнижия, в частности в Исх, можно наблюдать некоторое сходство между законами Израиля и законами, изложенными в сборниках, не принадлежавших ему, что также будет рассмотрено в данной работе (касательно законов Исход).

Все то, что могло послужить миссии Израиля среди народов, возложенной на него Богом, вошло из этого обычного права Востока в Книгу Завета (и вообще в Пятикнижие) через богодухновенных вождей Израиля: Авраама и Моисея, которые подвергли отбору это общесемитское право через данное им Божественное Откровение.

Следует отметить, что на древнем Ближнем Востоке понятие «закон» было неотделимо от понятия «правосудие» и судебного процесса, а идея «закона» наводила на умы жителей древнего Ближнего Востока мысль о нарушении существующих обязательств, в том числе обязательства перед государством и обществом, а также личные обязательства36.

Сборники в своей тематике не имеют привычной для современных законов упорядоченности. В них присутствует свой особый порядок, имевший место в древности. Например, иногда переход от одной группы законов, объединенных какой-либо общей тематикой (о рабстве, о причинении телесных повреждений и т. д.), к другой происходит по принципу ассоциации (например: убийство и вред, причиненные человеком (Исх 21,12-27), затем убийство, причиненное волом (21,28-32))37.