
- •Введение
- •Глава 1. Образование и развитие села Чукари-Ивановка
- •Глава 2. Крестьянское восстание в Чукари-Ивановке
- •2.1. Причины восстания в селе Чукари-Ивановка
- •2. 2 Этапы Чукари-Ивановского восстания
- •Подготовка восстания, первое вооруженное столкновение с продотрядовцами.
- •3. Конец восстания в Чукари-Ивановке
- •2.3 Участие в восстании представителей рода Крыгиных
- •Заключение
- •Современные пейзажи окрестностей села Чукари-Ивановка
- •Современные пейзажи окрестностей села Чукари-Ивановка
3. Конец восстания в Чукари-Ивановке
Спокойные окончание лета и начало осени 1920 года не означали, что власть не знала о гибели продотряда и действиях в лагере повстанцев. Комиссар Окаскин И.В., убежавший от рук чукаринцев, со станции Сара доложил по телеграфу в штаб Орского укрепрайона: «Мне неизвестна судьба всех бойцов отряда. Многие убиты мятежниками, расправляются на селе со всеми коммунистами и сельскими активистами Советов, мятежники вооружены». Эти данные были переданы в Оренбургскую губернскую чрезвычайную комиссию, которая начала подготовку к выступлению против мятежа.
В конце декабря 1920 года для борьбы с чукаринцами были объединены отряды Карагай-Покровского и Новопокровского поселений под предводительством начальника отряда особого назначения А.Н.Малишевского. 26 декабря для слияния с отрядом Башчека из Новопокровского вышел отряд красного командира Спирина с целью ликвидации мятежников. С нескольких сторон к селу подходили войска Красной армии. Штаб восстания принял решение отступить, перенести боевые действия подальше от села. Крестьянская армия начала отступление в сторону Ивановского. По дороге часть восставших разбежалась, по некоторым сведениям Крыгин К.А. сам отпускал наиболее молодых людей, предвидя печальную участь отряда.
Из донесения Малишевского в Орск 27.12.20: «Опрос сдавшихся бандитов выяснил: зеленые отступили 190 человек, из которых 75 человек кавалеристов с винтовками по 150 патронов под командованием Крыгина и Мамыкина…».
1 декабря восставшие попытались отбить родное село, но это не удалось. Часть отряда была взята в плен, часть – примерно 120 человек под командованием Крыгина бежала. Все бежавшие были вооружены винтовками, 70 из них были кавалеристами. Направились они на восток через Федоровское-Акзыр в башкирские земли.
Трагически описывается конец чукаринского восстания в работе «История села Чукари-Ивановка». Часть мятежников арестовали в родном селе. Против восставших свидетельствовал Никифор Мамыкин, кузнец, ковавший для повстанцев пики. В селе его прозвали Микишка Кауненок (от Каина). Во время следствия он исчез, есть предположение, что был «прибит». После суда в 1921 году участников чукари-ивановского восстания расстреливали в Зилаире. В два приема расстреляли около 70 человек. До 20 человек были осуждены на различные сроки. Тела завалили землей в двух ямах. По словам Крыгина А.Ф. в ямы «побросали и саринских, и карагайских, и ивановских, и михайловских. Не поставили ни креста, ни какого-либо другого знака».
2.3 Участие в восстании представителей рода Крыгиных
Работая над составлением древа своего рода, я заинтересовалась историей своих предков со стороны мамы Крыгиной Т.В. (в замужестве Падалко Т.В.).
Мои предки по ее линии: Степан Яковлевич и Григорий Яковлевич Крыгины были участниками восстания зеленых в селе Чукари-Ивановка.
Это подвигло меня начать изучение истории восстания, в ходе которого я узнала не только об образовании и развитии села, о начале, ходе и итогах восстания, вкладе рода Крыгиных в события конца XIX начала XX века, но заинтересовалась историей гражданской войны в Оренбуржье. Возможно, что от частного – чукари-ивановского восстания я перейду к общему – к изучению истории гражданской войны в Оренбургском крае.
Яков Крыгин, мой прапрапрадед, 1850 года рождения был сыном Василия, рабочего Преображенского завода. После отмены крепостного права родители Якова получили вольную и были приписаны к Оренбургскому мещанскому обществу.
В БСЭ дается следующее определение «мещане» - в Российской империи в 1775-1917 податное сословие из бывших посадских людей - ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы.
Яков Васильевич Крыгин с семьей был одним из первых поселенцев в Чукари-Ивановке.
В начале, вместе с другими семьями арендовал башкирские земли, а затем подготавливал и передавал прошение к генерал-губернатору Оренбургской губернии Н.А. Крыжановскому о дозволении купить башкирские земли и основать там поселение. В селе было несколько семей Крыгиных, все они доводились друг другу родственниками, с разной степенью родства.
В 1878 году в семье Якова Крыгина и его жены Клавдии родился сын Степан Яковлевич Крыгин, мой прапрадед. Первые годы в селе Ивановском (до 1917 года так называлось Чукари-Ивановка) семьи жили в землянках. Затем Яков Крыгин построил дом на улице Большой. Будучи запасливым хозяином, он задолго до совершеннолетия сына, прикупил землю на той же улице для будущего дома Степана Крыгина. Семья занималась выращиванием хлеба, продавала его в Орск, Оренбург, обменивала у жителей башкирских сел на скот. Крыгины не входили в число самых богатых жителей села, но их хозяйство было крепким, давало уверенность в завтрашнем дне.
Во время Первой Мировой войны Степан Яковлевич Крыгин был мобилизован и отправлен на фронт. На фронт был забран жеребец из его хозяйства, которое за годы отсутствия хозяина было несколько расстроено. Вернулся в 1916 году, получив ранение. А в 1917 году у него родился сын Крыгин Григорий Степанович, мой прадед.
Неспокойное время после окончания Первой Мировой войны: революция, гражданская война вызывали метания в умах простого крестьянина. Чью сторону белых или красных поддержать? Как жить дальше? Вопросы, на которые мои предки, как и миллионы других простых людей не могли найти ответа.
Разорительская деятельность продотрядов, желание сохранить хлеб не для наживы, а для пропитания своей семьи, сохранения скота и продолжения жизни подвигли моего прапрадеда Степана Яковлевича Крыгина поддержать своего дальнего родственника Крыгина Корнила, руководителя чукаринского восстания.
Родной брат Степана Яковлевича Григорий Яковлевич был командиром конного отряда восставших. Оба брата участвовали в задержании продотрядовцев, совершали налеты на близлежащие села с целью освобождения их от коммунистов.
День 10 января 1920 года стал страшным днем в истории рода Крыгиных, расстрельным днем. После краткого суда Степан и Григорий были расстреляны в числе других мятежников в Зилаире. В том месте, где когда то был Преображенский завод, на котором трудились их предки. Отец Яков Васильевич Крыгин в семидесятилетнем возрасте был выслан из села и умер в ссылке.
Жена Степана Яковлевича - Александра Крыгина (в девичестве Демидова) осталась молодой вдовой с шестью детьми на руках: Василием, Алексеем, Иваном, Григорием, Николаем и дочерью Анной. Самому младшему Николаю не было и года. Прабабушка Леся, так ласково ее называли внуки – красивая и строгая старообрядка в последствии перебрались в Медногорск. Отсюда прадеда Григория и его братьев забрали на фронт во время Великой Отечественной войны. Сыновья Александры Крыгиной Василий и Алексей погибли. После войны прадед Григорий жил в Кувандыке, в его доме в 1955 году и умерла прабабушка Леся.
Долго еще отголоски Чукари-Ивановского восстания сказывались на судьбах детей и внуков Степана Крыгина. Последний случай: его внуку, моему деду Крыгину Владимиру Григорьевичу хотели присвоить звание младшего лейтенанта запаса. В предоставлении звания было отказано. В личном разговоре дедушке объяснили, причину отказа – биография Степана Крыгина.
Моя бабушка Крыгина Ольга Никифоровна бережно хранит воспоминания о наших предках как со своей стороны (старообрядцы деревни Русское-Канчерово Кувандыкского района), так и со стороны мужа – участников восстания зеленых села Чукари-Ивановки. В следующем 2013 году она планирует дать объявление в газете, чтобы собрать потомков восставших и отслужить панихиду в церкви 10 января в день расстрела мятежников, панихиду и по большевикам и по крестьянам, восставшим против жесткой политики «военного коммунизма».