Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вост славяне VII-XIII_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
33.59 Mб
Скачать

Часть I. Славяне восточной европы в V—VII вв.

здесь встречаются и упомянутые выше строения с глинобитными полами, и наземные столбовые дома с отопительными устройствами в их срединной части. Остатки таких домов исследованы на селище Жабино (табл. XVI, 5), где вместе с керамикой, принадлежа­щей ко второй группе глиняной посуды культуры длинных курганов, найдены и сосуды тушемлинско-банцеровского облика (Станкевич Я. В., I960, с. 112— 114, рис. 70; 72; 73).

Кривичи как отдельная племенная единица вос­точного славянства формировались, нужно полагать, в бассейнах Великой и Псковского озера, а также в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье. В их сложении приняли участие местное прибалтий-скофинское и балтское население и расселившиеся здесь носители славянского языка. Постепенно мест­ное население было славянизировано и влилось в со­став восточнославянской народности наравне со сла­вянами.

Труднее решить вопрос о происхождении той груп­пы славян, которая в середине I тысячелетия н. э. расселилась в бассейне Псковского озера и его глав­ной реки — Великой. Этноним кривичи произведен от имени родоначальника племени Крива (Фасмер М., 1967, с. 375, 376). Не исключено, что это был предво­дитель славянской группировки, которая, оторвав­шись от основной славянской территории V—VI вв., продвинулась далеко на север.

Долгое время в историко-археологической литера­туре было распространено мнение о расселении кри­вичей на летописной территории из приднепровских областей. Полевые изыскания последних десятилетий на Смоленщине и в Полоцко-Витебском Подвинье показали, что здесь в течение VI—VII вв. обитали балты, в то время как в бассейнах Великой и Псков­ского озера уже распространилась культура длинных курганов. К тому же оказалось, что культура средне-днепровских славян характеризуется полуземляноч­ными жилищами с печами-каменками, тогда как ран­ним кривичским землям свойственны наземное домостроительство и глиняные печи.

Еще в 20-х годах XX в. известным лингвистом К. Бугой и археологом А. А. Спицыным было выска­зано предположение о западном происхождении кри­вичей (Buga К., 1924, S. 33; Працы, 1926, с. 27-30). В I960 г. В. В. Седов попытался обосновать это поло­жение некоторыми конкретными данными (Седов В. #., 19606, с. 53—59). Позднее этот вопрос рассмат­ривался в книге, посвященной славянским древно­стям Верхнего Поднепровья и Подвинья (Седов В. В., 19706, с. 105—108) и в монографии о длинных кур­ганах (Седов В. 5., 1974а, с. 41).

Однако некоторые археологи не согласились с та­ким решением вопроса (Артамонов М. И., 1974, с. 251, 252; Тыниссон Э., 1976, с. 300-305). Тем не менее, эта точка зрения остается наиболее аргументирован­ной как археологическими, так и лингвистическими материалами.

К собственно славянским элементам в культуре длинных курганов относятся лепная керамика, близ­кая по форме и пропорциям сосудам пражского типа; наземные срубные жилища с деревянным полом и печью в одном из углов; дома с углублениями, где печь занимает угловое положение; одна из сущест­венных деталей погребальной обрядности — помеще-

ние остатков сожжения в урне или без урны в не­глубокие ямки. Из обширнейшего региона, занятого славянами в середине I тысячелетия н. э., все эти особенности вместе характеризуют лишь террито­рию, входящую в бассейны Вислы и Одры. Однако пути продвижения славян отсюда на Псковщину археологически пока не выявляются.

Данные языкознания вполне определенно указы­вают на связь кривичей бассейна Великой и Псков­ского озера с Висло-Одерск'ой группировкой славян. В отличие от прочих восточнославянских говоров, в древнепсковском диалекте сохранились сочетания dl, tl (в несколько измененном виде — гл, кл). Изоглос­са dl, tl—l относится к первому разделению прасла-вян на две диалектные группы — северо-западную (с сохранением dl, tl) и юго-восточную (эти сочетания упростились в I). «Предки носителей псковских и со­седних с ними говоров были непосредственными сосе­дями предков западных славян и сохранили в своем языке сочетания tl, dl. Когда эта славянская груп­па ... вступила в тесный контакт с балтийцами, tl, dl в их речи, как и у балтийских соседей, изменилась в kl, gl» (Филин Ф. П., 1968, с. 159). Некоторые эстон­ские слова, заимствованные из славянского, отража­ют фонологические особенности (не деназалирован-ные а или е), свойственные западнославянскому миру. Судя по данным гидронимики, в диалекте псковских кривичей отсутствовал «I эпентетикум», что опять-таки характерно для западнославянских языков. Наконец, лексический материал псковских говоров также выявляет некоторую близость с запад­нославянскими языками.

Очевидно, не случайно ггрибалтийскофинские наро­ды до сих пор называют своих соседей славян (т. е. русских) венедами, как бы подчеркивая, что предки кривичей вышли из северо-западной (венедской) группировки раннего славянства.

Культура новгородских сопок

Сопки — высокие крутобокие насыпи с уплощенной или горизонтальной вершиной и с кольцом, выложен­ным из валунов, в основании (рис. 10). Эта внешняя характеристика сопок позволяет разграничивать их от погребальных насыпей, относимых к курганам. Следует заметить, что среди сопок встречаются и на­сыпи с полусферическими и с коническими верхами. У некоторых высоких и крутобоких насыпей не за­метно валунной обкладки. Она могла не сохраниться, но иногда находится внутри насыпи.

Основным районом распространения сопок являет­ся бассейн оз. Ильмень (карта 9). Более 70% могиль­ников, в которых имеются такие насыпи, расположено в этом бассейне. Остальные сопки занимают верховья Луги и Плюссы, верхнее и среднее течение Мологи, т. е. районы, непосредственно примыкающие к Иль­менскому бассейну. Вне этой территории, в отдель­ных пунктах бассейнов Западной Двины, Великой и нижней Мологи, известны немногочисленные и раз­розненные сопкообразные насыпи.

Наиболее плотно сопки расположены в южном и юго-восточном Приильменье, в верховьях Луги и Мо­логи. Очевидно, это были основные районы, занятые населением, оставившим описываемые памятники.

58