Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вост славяне VII-XIII_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
33.59 Mб
Скачать

Глава 2. Культуры верхнего поднепровья и смежных областей

V в. (Шмидт Е. А., 19706, с. 63-69), и может быть, некоторые другие предметы.

Не исключено, что в отдельных местах ареала днепровских балтов в результате инфильтрации об­разовались небольшие изолированные островки сла­вянского населения, которые способствовали распро­странению элементов славянской культуры. Одна­ко для предположения о начале славянизации днеп­ровских балтов в VI—VII вв. каких-либо фактических данных нет.

Мощинская культура

Мощинское городище, давшее название культуре, находится на правом берегу р. Пополта в бассейне Угры, в пределах Калужской обл. Устроено городи­ще на мысе, площадка его имеет треугольные очер­тания, размеры 80X60 м. С напольной стороны она защищена валом высотой до 2,5 м и рвом (табл. XII, 13). Исследования городища были начаты Н. И. Бу­лычевым в конце прошлого столетия (Булычев Н. И., 1899б, с. 13-21).

Этот же исследователь производил раскопочные работы на городищах Серенск и Спас-Перекша, в культурных напластованиях которых имеются отло­жения середины и третьей четверти I тысячелетия до н.э. (Булычев Я. Я., 1899б, с. 23-25). Н. И. Бу­лычевым были открыты и исследованы погребальные памятники населения, оставившего мощинскую куль­туру, — курганы при деревнях Шаньково и Почепок (Булычев Н. И., 1899б, с. 5-7).

В самом конце XIX в. и в первые годы XX в. ис­следованиями поселений мощинского типа занима­лись Ю. Г. Гендуне, В. А. Городцов, Н. В. Теплов, Н. В. Троицкий и И. Д. Четыркин. Раскопками были затронуты городища Дуна, Поречье и Акиншинское (Троицкий Н. В., 1898; Теплов Н. В., 1899; Четыр­кин И. Д., 1899; Городцов В. А., 1900а, с. 1-10; Ген­дуне Ю. Г., 1903).

Некоторое пополнение материалов мощинской культуры принесли работы В. А. Городцова на Огуб-ском городище в 1923 г. (Городцов В. А., 1926) и ис­следования краеведами М. А. Дружининым и Г. А. Доррером в 30-х годах городища у с. Поречье. В 1934—1936 гг. разведки и небольшие раскопки по Оке и Угре провела экспедиция П. Н. Третьякова, М. М. Герасимова и М. В. Воеводского (Археологи­ческие исследования в РСФСР в 1934—1936гг., с. 40).

Наиболее крупные изыскания по мощинской куль­туре принадлежат Т. Н. Никольской. Начиная с 1949 г. экспедиция под ее руководством осуществила зна­чительные разведывательные работы, произвела рас­копки на городищах Свинухово, Огубское, Воротын-цево, Зайцеве, Синюково и др., а также исследовала курганы Воротынцево и Николо-Ленивец (Николь­ская Т. Я., 1951, с. 99-105; 1954, с. 92-104). Т. Н. Никольской создана и обобщающая работа по мощинским древностям (Никольская Т. Я., 1959, с. 37-57).

В бассейне Упы, правого притока Оки, полевые работы по изучению памятников I тысячелетия н.э., в том числе наслоений мощинской культуры, в 50— 60-х годах вела С. А. Изгомова (Изюмова С. А., 1953, С, 68-79). Курган мощинской культуры в бассейне

верхнего Днепра в 1956 г. был раскопан В. В. Седо­вым (Седов В. В., 1960а, с. 9—12). Разведывательные работы по выявлению поселений мощинской культу­ры в поречье верхней Угры и бассейне верхнего Днеп­ра производились Е. А. Шмидтом (Шмидт Е. А., 1958а, с. 95-142).

В последние годы раскопки городища у с. Мощи-ны и соседних поселений мощинской культуры про­должены И. К. Фроловым. Исследования дали новые интересные материалы. Раскопан также курган меж­ду деревнями Горячеве и Дюкино на Угре (Фролов И. К., 1975, с. 85, 86; 1976, с. 95; 1977, с, 77-79; 1978, с. 93; 19806, с. 87; Фролов И. К., Стусова И. Е., Пеньковиков В. И., 1979, с. 102, 103).

Область распространения памятников мощинской культуры охватывает преимущественно бассейн верх­ней Оки до впадения в нее Протвы (карта 6). На северо-востоке население, оставившее эти памятни­ки, соседило с позднедьяковскими племенами (Дья­ковская культура, 1974). Лишь на северо-западе аре­ал мощинской культуры выходит за пределы Окско­го бассейна, захватывая верховья Днепра приблизи­тельно до устья Вопи, где вплотную соприкасается с территорией тушемлинско-банцеровской культуры. Основным типом поселений мощинской культуры были городища. По расположению и устройству они во многом тождественны городищам верхнеокской культуры, распространенной на той же территории в раннем железном веке. Большинство городищ с на­слоениями мощинской культуры имеет внизу слои верхнеокской культуры. Обычно городища располо­жены на мысах высоких коренных берегов рек и с двух-трех сторон имеют крутые склоны, а с наполь­ной стороны защищены искусственно сооруженны­ми валом и рвом. Лишь единичные поселения (По­речье, Огубское) устроены на останцах среди болот.

Размеры городищ невелики — большинство имеет площадь около 2—3 тыс. кв. м. Мощинское городи­ще (площадь его 3100 кв. м) принадлежит к числу самых крупных. Валы сооружались из глинисто-пес­чаного грунта, перемешанного с культурным слоем, или же из плотной сырой или обожженной глины, на­сыпанной на деревянные обожженные конструкции. Во рву городища в результате раскопок обнаружен частокол, укрепленный камнями. Он сооружен в середине I тысячелетия н. э.

В середине I тысячелетия н. э. наряду с горо­дищами распространяются неукрепленные поселе­ния — селища, что обычно связывают с развитием подсечного земледелия. Селища пока изучены на­столько недостаточно, что говорить об их топогра­фии и размерах преждевременно. По-видимому, это были довольно крупные поселения, простиравшиеся вдоль береговых краев на несколько десятков мет­ров. В это же время разрастаются многие укреплен­ные поселки, выходя за пределы валов: около горо­дищ возникают селища.

Для мощинской культуры характерны своеобраз­ные наземные жилища столбовой конструкции. Су­дя по раскопкам Мощинского и Дешевского горо­дищ, жилища имели в плане очертания, близкие к прямоугольным, и размеры от 6,4X2,6 до 8X5,5 м. Основу стен составляли столбы, поставленные с ин­тервалами от 1 до 3 м. Сами стены, по-видимому, де­лались из горизонтально положенных тонких бревен,