Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вост славяне VII-XIII_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
33.59 Mб
Скачать

Часть I. Славяне восточной европы в V—VII вв.

Жилища-полуземлянки с печью в углу при отсут­ствии опорного столба в центре исследованы архео­логами на двух поселениях среднего течения Десны — в Целиковом Бугре и на Стрелице (Горюнов Е. А., 1972, с. 42-46; Третьяков П. Н., 1974, с. 110-112). Оба поселения несомненно принадлежат к колочин-ской культуре, и большинство жилищ здесь состав­ляют типичные колочинские дома — полуземлянки с центральным опорным столбом и очагом в срединной части. Очевидно, эти селища принадлежали местным балтам, к которым и подселились славяне. Керами­ческий материал Целикова Бугра и Стрелицы не отражает славянского проникновения. Однако в том же регионе Подесенья на колочинских поселениях Заярье, Левкин Бугор, Лавриков Лес и Колодеаный Бугор вместе с керамикой колочинского облика встре­чены единичные сосуды, которые могут быть интер­претированы как пражско-пеньковские. По-видимому инфильтрация славян в этом регионе была немало­численной.

Две полуземлянки с печами-каменками несомненно славянского облика были открыты на селище Щатко-во в нижнем течении Березины (Очерки, 1970, с. 170, 171).

В Могилевском Поднепровье жилые полуземлянки с печами-каменками в одном из углов исследовались на поселении Тайманово. Памятник этот многослой­ный, и исследователю его пока не удалось установить, когда здесь появляются славянские жилища (Очерки, 1970, с. 173). Не исключено, что часть полуземляноч­ных построек, выявленных в 3 км южнее, на поселе­нии Абидня, принадлежат к жилищам славянского типа. Этот памятник в основном относится к первой половине I тысячелетия н. э. (Очерки, 1970, с. 171— 173). Среди раскопанных здесь полуземлянок основ­ная часть по своему строению и интерьеру не может считаться славянской.

Славянское проникновение обнаруживается и в отдаленных от территории славян середины I тыся­челетия н. э. северо-западных частях ареала днепров­ских балтов. Селищу Дедиловичи (Замковая Гора) в Борисовском р-не Минской обл. (МитрофановА.Г., 1966, с. 221-233; 1978, с. 94-99) свойственно сочета­ние наземного домостроительства с полуземляночны­ми жилищами. Большая часть последних имела печи-каменки в одном из углов, меньшая — отапливалась очагами. Можно полагать, что славянский компонент на этом поселении составлял значительный процент. Однако в целом селище нельзя считать славянским, поскольку прочие этнографические элементы, в част­ности глиняная посуда, носят тушемлинско-банцеров-ский облик.

Больше половины исследованных жилищ на посе­лении у д. Городище в Мядельском р-не Минской обл. были наземными домами со столбовой или срубной конструкцией стен и отапливались очагами, располо­женными в центре. Лишь единичные наземные дома имели печи-каменки, занимавшие угловое положение. Около трети исследованных построек оказались полу­землянками площадью от 6,5 до 13—15 кв. м. Во всех полуземлянках открыты печи-каменки (Митрофа­нов А. Г., 1969, с. 240-260).

В ряде мест выявлены постройки, сочетающие в себе славянские и балтские черты. Так, на селище близ д. Ревячки в том же Мядельском р-не раскопка-

ми раскрыты два наземных жилища (одно — срубное, другое — со столбовой конструкцией стен) с печами-каменками и одна полуземляночная постройка с оча­гом, расположенным в углу (Митрофанов А. Г., 1978, с. 85-87).

Интересно, что на первых порах славяне, оседавшие на территории днепровских балтов, не создавали соб­ственных поселений, а подселялись к местным оби­тателям. Как правило, они пользовались тушемлин-ско-банцеровской и колочинской глиняной посудой. Изготовление глиняной посуды в то время было жен­ским делом. Можно полагать, что славянская инфиль­трация осуществлялась не племенными или общин­ными группами, состоявшими из отдельных семей, а более или менее крупными коллективами, вклю­чавшими преимущественно мужское население. Пе­реселенцы оседали на поселениях днепровских бал­тов и, вероятно, вступали в брачные связи с местны­ми женщинами.

Археология пока не располагает фактами для изу­чения направлений ассимиляционных процессов в смешанных славяно-балтских поселениях. Нельзя сказать, имела ли здесь место ассимиляция пришло­го населения или же протекал обратный процесс.

Вместе с инфильтрацией славянского населения в Верхнее Поднепровье начинают проникать предме­ты труда и бытовые вещи славянского или южного происхождения. Так, на территории днепровских бал­тов появляются каменные жернова, отражающие за­метный прогресс в развитии земледелия. Они найде­ны на упомянутых выше поселениях Городище и Де­диловичи, а также на городищах-убежищах Тушем-ля и Городок на Смоленщине. Балтское население Верхнего Поднепровья до славянского проникнове­ния пользовалось каменными зернотерками.

Из славянского мира распространяются в ареале днепровских балтов высокие биконические пряслица с небольшим отверстием, железные шпоры с острым коническим шипом и загнутыми внутрь крючками на концах, втульчатые двушипные наконечники стрел и др.

К третьей четверти I тысячелетия н.э. принадле­жат железные ножи с волютообразными завершения­ми рукоятей. Они хорошо известны в славянском ми­ре и, по-видимому, связаны с языческими ритуалами (Szymanski W., 1964, s. 221-228; 1965, s. 146—148; Siska St., 1964, s. 395—404; Минасян Р. С., 19786, c. 148—152). В области расселения днепровских бал-тов ножи с волютообразными рукоятками найдены в основном на поселениях со славянскими элементами в домостроительстве (Городище, Ревячки, Таймано­во) , а также в Лукомле и Ярцеве.

Может быть, отражением славянской инфильтра­ции в верхнеднепровские земли являются и другие находки южного происхождения. Таковы бронзовые гроздевидные серьги, хорошо известные в средне-днепровских и придунайских областях; бляшки с орлиными головами, позволившие А. К. Амброзу гово­рить о связях ювелирного дела Верхнего Поднепро-вья с ремесленными центрами VI в. Нижнего Поду-навья (Амброз А. К., 1970, с. 70—74); бронзовые двупластинчатые фибулы, связанные происхождени­ем с регионом Крыма; серолощеный кубок из поселе­ния Демидовка на Смоленщине, проникший из бас­сейна Дуная, где он имеет аналогии в древностях