Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Микляева Возрастная дискриминация как....docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
246.2 Кб
Скачать

3. Социально-психологические аспекты проблемы возрастной дискриминации

3.1. Место категории «дискриминация» в ряду социально-психологических терминов

Термин «дискриминация» происходит от латинского discriminatio («различение»). Согласно Словарю С.И. Ожегова, дискриминацию можно определить как ограничение в правах, лишение равноправия. «Современный толковый словарь русского языка» трактует это понятие как намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций или государств по признакам расы, национальности, государственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений и т.п. (Ефремова Т. Ф., 2006).

Как видно, традиционно дискриминация трактуется в терминах действия или поведения, причем не только на лексико-семантическом уровне, но и в научшых исследованиях данного феномена. Например, Э. Гидденс предлагает рассматривать дискриминацию как действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных (Гидденс Э., 1999). Аналогичный подход предлагает и Н. Смелзер, понимающий под дискриминацией несправедливое обращение с членами групп меньшинств (Смелзер Н., 1991).

Из приведенных выше словарных определений дискриминации становится очевидным, что сущность этого явления коренится во взаимодействии социальных общностей и, по сути, представляет собой проблему межгрупповых отношений. В ее основе лежит установление различий между собственной и чужой группами, нередко приобретающее ярко выраженную оценочную окраску (Платонов Ю.П., 2000), негативно пристрастное отношение к членам чужой группы (Семечкин Н., 2004).

Природа этих негативных оценок аут-групп неоднозначна. С одной стороны, в рамках теории социальной идентичности показано, что дискриминация возникает благодаря факту идентификации со своей социальной группой, сопровождающемуся установлением позитивного отношения к ней и повышением враждебности к «чужим» группам, что делает ее универсальным феноменом межгрупповых отношений (Tajfel H., Turner J., 1979). С другой стороны, исследования, базирующиеся на деятельностно-психологическом подходе, констатируют, что при наличии совместной деятельности межгрупповая дифференциация «своей» и «чужих» групп может не приводить к проявлению враждебности в реальном взаимодействии (Агеев В.С., 1983). Однако данные выводы сделаны на основе результатов эмпирических исследований отношений между малыми группами.

Говоря в контексте проблемы дискриминации об отношениях между большими социальными группами, к числу которых относятся возрастные группы, мы не можем не обратить внимания на позицию Ю.Л. Качанова и Н.А. Шматко, которые совершенно справедливо отмечают, что такие социальные группы, будучи символическими объединениями людей, существуют исключительно как отношения с другими группами (Качанов Ю.Л., Шматко Н.А., 1996). Важнейшим условием существования больших социальных групп является общность этих отношений для их членов, основанная на механизмах социальной идентификации. Эта общность достигается стереотипизацией образов собственной группы и аут-групп, которая обусловливает модальность отношения между ними (Hogg М., Williams K., 2000). Это позволяет рассматривать стереотипизацию социальных групп в качестве основного содержания межгрупповых отношений в целом, а также, опираясь на приведенные выше определения дискриминации, утверждать, что социально-психологическим «ядром» дискриминации являются негативные социальные стереотипы.

Под социальным стереотипом понимают упрощённый, схематический, эмоционально-окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с лёгкостью распространяемый на всех её представителей (Агеев В.С., 1986), представление о характеристиках, свойствах и поведении членов определенных социальных групп (Hilton J. L., von Hippel W., 1996). Источники социальных стереотипов коренятся в устойчивых элементах осмысления обществом наличной практики межгрупповых отношений, как институционализированной, так и сложившейся стихийно. Стереотипные образы социальных групп разделяются многими людьми и отражаются в обыденном сознании в виде ориентиров для осмысления социальной реальности в соответствии с системой потребностей, обусловленных групповой принадлежностью (прежде всего, потребностью принадлежать к группе и потребностью позитивно оценивать «свою» группу).

Необходимо отметить, что наряду с понятием «негативная стереотипизация» в связи с проблемой дискриминации в литературе употребляются термины «негативные установки», «предубеждения», «предрассудки». В данной работе мы используем понятие «негативной стереотипизации» исходя из того, что реальность межгрупповых отношений представлена именно социальными стереотипами (Tajfel H., Turner J., 1979), в то время как установки проявляются в межличностном взаимодействии. «Предрассудки» и «предубеждения», на наш взгляд, являются частными случаями «стереотипизации» и «установки» соответственно, причем первые два понятия используются для того, чтобы подчеркнуть выраженный негативно-оценочный компонент последних. Учитывая, что понятие социального стереотипа включает в себя эмоционально-оценочный компонент само по себе, мы считаем излишним вводить в данную работу во многом синонимичный ему термин «предрассудки». Использование понятия «установка» и связанного с ним термина «предубеждение» в нашей работе нам также представляется не вполне оправданным, поскольку, как известно, установки формируются в личном опыте человека и отражают специфику межличностного, а не межгруппового общения, что, на наш взгляд, делает невозможным вычленение собственно возрастной проблематики из широкого контекста социальных отношений личности.