Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
юсфин-михайлова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.22 Mб
Скачать
      1. Рефлексия педагогического опыта как способ осознания педагогической интуиции

Выделенные шаги, которые были совершены учительницей, осуществляющей тактику «помощи», позволяют увидеть, насколько целенаправленными и продуманными были ее действия.

Однако, когда она сама пыталась рефлексировать собственную деятельность, оказалось, что некоторые шаги она совершала интуитивно. Так, например, когда ей был задан вопрос: А почему Вы предложили Вадику встать и пойти искать удобное место в классе? Учительница сказала: Не знаю. Просто ничего другого придумать не могла, но очень хотела помочь Вадику. Я боялась, если он не справиться с этой ситуацией, то его и без того незавидное положение в классе ухудшится совсем. Если честно сказать, я очень боялась и переживала за него.

И за детей в классе я тоже переживала, а вдруг они начнут смеяться и дразнить Вадика, а я не справлюсь с этой ситуацией.

Но почему же все-таки решились? - Не знаю. Но интуитивно я чувствовала, дети меня не подведут. Я уже не раз замечала, как они реагируют на мои переживания. Мне кажется, что на первых порах они не столько Вадику помогали, сколько мне. Они как будто понимали и чувствовали, что я тоже вместе с ними решаю сложную задачу. У меня было такое чувство, что мы – единое целое.

Как Вы прогнозируете развитие этой ситуации? – Теперь мне нужно быть вдвойне внимательной к тому, что будет происходить во время шума. Дети ведь быстро забывают, о чем они договорились, но не забывают повода, по которому договаривались. Я постаралась все их «договоры» зафиксировать, чтобы в случае чего напомнить Оле, что она, толкая Толю может заставить его шуметь, а потом у нее же самой будет болеть голова.

Но это же потребует от Вас большого напряжения! – Да, но если честно, мне нравиться так работать. Я чувствую, что делаю что-то осмысленное, а главное, что и дети это постепенно начинают понимать. Уж лучше поразбираться с ними в их договорах, чем потом конфликтовать с ними, с их родителями, с директором, с поварами в столовой, да мало ли, кому мы еще можем помешать своим шумом и что из этого потом «вырастет».

5.2.2. «Общность» как условие эффективности тактики «помощи»

Поддержка, являясь по сути деятельностью, обеспечивающей условия для образовательного процесса, воспринимает реальную ситуацию проблемы ребенка не только в контексте его прошлого, настоящего и будущего. Но еще и его «индивидуального будущего» в контексте «будущего, совместного с другими». Из этих «двух точек» – индивидуального и совместного - педагог исследует прошлое ребенка, строит с ним настоящее как особую форму совместности, и проектирует будущее этой совместности.

На примере отчетливо видно, как тактика «помощи» Вадику плавно переходит из деятельности по педагогической поддержки в воспитательную деятельность, где цели сосредоточены не только на Вадике, но на создание условий для возникновения общности между детьми. Учительница прямо указала еще на одно непременное условие, при котором воспитание приобретает особую эффективность и если можно так сказать «необратимый» характер: в этой общности находится взрослый. Учительница была не рядом с детьми, а вместе с ними. Она переживала не только за Вадика, детей, но и за себя. И чувствовала в ответ волну сопереживания: дети в ответ также по-своему переживали за нее.

Тактика помощи не может быть реализована педагогом, если он не сможет создать условия ребенку для обнаружения своей общности с другими людьми.

Если ситуация складывается таким образом, что окружающие отказывают ребенку в общности, педагог особенно в этом случае должен понимать, что ребенок, решившийся решать проблему, может потерпеть неудачу. Страховать ее и смягчать будет некому.

(В качестве примера того, о чем идет речь, воспользуемся продолжением ситуации с Вадиком. Этот эпизод не менее полезен для анализа, чем предыдущий.

Учительница давала открытый урок в рамках аттестационных процедур. Вдруг в средине урока Вадик, поднявшись со своего места, направился к учительскому столу и сел за него. Это настолько было неожиданным для проверяющих, что они срочно решили выяснить, что происходит.

Растерялся и Вадик, и сама учительница. Она даже не нашла, что ответить вместо молчавшего Вадика, которому был обращен вопрос: «Мальчик, почему ты сел за учительский стол? Кто тебе позволил?». Ребята, почувствовав неладное, хором пытались объяснить, что произошло. Урок был сорван. «Комиссия» покидала класс с явным неудовольствием.

Учительница рассказала, что было потом: Я была подавлена, столько готовилась и … Представила, что скажет мне завуч… Но вдруг я посмотрела на Вадика и поняла, что мои переживания – это такой пустяк по сравнению с его.

Меня это просто отрезвило, вернуло к реальности. Я сказала: Вадик, ты молодец! Ты все правильно сделал. Ты хотел мне помочь и ребята тоже. Какие вы у меня хорошие и славные, и очень-очень дружные. Сегодня мы будем вместе пить чай, а завтра я попрошу комиссию еще раз придти к нам на урок. – А если Вадик опять сядет за ваш стол? – спросила соседка Вадика по парте. – Я туда не пойду, - сказал Вадик, - Я и за партой тихо могу сидеть».

Для учителя стало очевидным, что теперь в отношении проблемы Вадика он может действовать не только тактикой «помощи», но и выходить на более сложные образовательные задачи, используя тактики «содействия» и «взаимодействия».

Никто не знает, как закончилась бы для Вадика эта история, поведи себя учительница по другому в этой ситуации. Поскольку тактика помощи не только помогает ребенку разблокировать свою активность, но и делает в этот момент ребенка чрезвычайно зависимым от тех людей, кому он доверил себя.

Вадик, по-существу, оказался беззащитным в ситуации с чужими людьми, которые не поняли и не приняли его действия, как нормальные. Он, благодаря реакции этих людей, опять оказался в своем прошлом, от которого Вадику учительница помогала уходить, тактично осуществляя тактику «помощи».

Любая педагогическая технология тесно вплетена в реальную жизнь ребенка и взрослого, поэтому педагог должен осознавать, что «тактика» помощи потребует от него весьма аккуратных и ответственных действия. Взявши на себя ответственность доказать ребенку, что людям можно верить, педагог сам не имеет права обмануть доверие ребенка. Иначе он нарушит профессиональную заповедь поддержки: «Ничего не делай во благо ребенка того, что принесет ему вред».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]