Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PRO_KZHistory.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.38 Mб
Скачать

§ 31. Казахстан в годы реакции и нового революционного подъема

Расширение переселенческого движения. Отступление революции, начавшееся весною 1907 г. по всей империи, охватило и Казахстан. Развитию национально-демократического движения в Казахстане в значительной степени способствовало продолжение массового переселения кресть-ян в Казахстан. Переселение в Казахстан, активно проводившееся со второй половины XIX века, достигло своего апогея в начале XX века. Изъятие у казахов плодородных земель приняло в этот период огромные размеры. Правительство придавало особое значение захвату казахских земель, рассматривая этот вопрос как составную часть своей социально-экономической политики в регионе. В Главном управлении земледелия и переселения крестьян вопросы перемещения переселенцев рассматривались постоянно. Колонизация национальных окраин, в том числе Казахстана, часто обсуждалась на заседаниях Государственной Думы. Аграрная проблема, переселение крестьян в восточные районы привлекали внимание социалистов-рево- люционеров, трудовиков, большевиков и ряда других партий и групп, имевших в Государственной Думе свои фракции. Царизм, напуганный нарастанием революционных событий и активизацией деятельности антиправительственных политических групп, стремился переселить часть крестьян из районов активных социальных потрясений в Юго-Западную Сибирь и Казахстан. При этом правящие круги были заинтересованы таким путем решить и другую проблему — существенно изменить этническо-националь- ный состав населения. Решения столыпинского правительства в ноябре 1906 и ноябре. 1910 гг. имели своей целью задушить революционное движение, переселив беднейшие слои крестьянской массы в Казахстан и другие отдаленные районы. При этом преследовались и другие цели, а именно: создание в лице зажиточных (кулацких) семей по-литической опоры в национальных окраинах. Наиболее активно заселяемыми районами были Акмолинская, Тур- гайская, Семипалатинская, Уральская и Семиреченская области. В результате массированной экспроприации земель у казахов в канун октябрьских событий 1917 г. изъятые земельные площади в Казахстане составили 45 миллионов десятин.

Увеличение земельных наделов, переданных украинским и русским крестьянам, существенно изменило демографическую ситуацию в регионе. Если с 1870 по 1906 гг. число переселенцев в степных областях составляло 521023 человека, то с 1907 по 1914 годы, т. е. за 9 лет, их число возросло до 714395 человек. Усиление или ослабление переселенческого движения зависели от социально- экономической ситуации в центральных губерниях России. Например, вследствие голода 1913-1914 гг. в приволжских районах численность переселенцев в различных областях Казахстана резко возросла. Таким образом, столыпинская

аграрная полихика-л ривела к резкому падению удельного веса коренных жителей Казахстана. Численность казахов в Акмолинской области составила 36,6% (в 1897—61,1%), Семипалатинской — 73% (87,9%), Сырдарьинской —

62,3% (84,4%), Семиреченской — 60,5% (80,4%), Тургайской —58,7% (90,6%) и в Уральской —56,3%

(71,3%). Русское население в процентном отношении имело следующую численность: в Акмолинской области — 56,7%, Уральской — 40,8%, Тургайской — 37,5%, в Семипалатинской — 24%, в Семиреченской — 23,5% и в Сырдарьинской — 6,2%.

Основное значение для обширного края, где почти 90% коренных жителей было занято кочевым скотоводством, имела земля. Поэтому объявление местного земельного фонда государственной собственностью империи, явное игнорирование при этом насущных интересов казахов обуславливали политическую нестабильность в регионе. Не случайно поэтому, что одной из главных причин восстания 1916 года в Казахстане также явилась антинародная земельная политика царизма.

Обострение социальных противоречий в период подъема революционного движения. События, происходившие в центральных районах России, на Урале и в Сибири, оказывали воздействие на расстановку политических сил и в целом на ситуацию в Казахстане. Северо-западные и восточные районы Казахстана, как и в период революции 1905—1907 годов, явились основными очагами последующих революционных событий. Протест против социального и национального угнетения выразили рабочие Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Их выступление было организовано стачкомитетом и направлено против массовых увольнений рабочих. В мае 1911 г. прошла забастовка рабочих акционерного общества Атбасарские медные рудники. А забастовка рабочих золотодобывающих рудников Николай и Основательны и Усть-Камешшрского уезда была настолько ущщной, что их владельцы вынуждены были пойти на создание специальной комиссии по рассмотрению основных требований заВастовщиков.

В усилении революционных настроений в Казахстане значительную роль сыграли пропагандистские материалы, изданные подпольными революционными организациями приволжских городов, Урала и Сибири, которые широко распространялись в крупных культурных и административных центрах. Не прошли мимо внимания общественности и Ленские события. Даже такие выразители правительственного мнения, как газеты Туркестанский курьер, Омский вестник подробно проинформировали своих читателей о том влиянии, которое оказал расстрел рабочих Ленских приисков на усиление социального противостояния в колониальном крае.

Стачка рабочих угледобывающего предприятия Бай- конур, проходившая 2-6 октября 1912 г., забастовки на Семипалатинских водяных мельницах, на шахте Шокпар- кул в Тургайском уезде и другие выступления в Казахстане являлись частью общероссийского революционного движения. Митингами и забастовками рабочих Омска, Оренбурга, Петропавловска, Усть-Каменогорска руководили социал-демократические организации левого направления и большевики.

Весна и лето 1912 г. стали периодом нового подъема демократического движения. Стачки рабочих Доссора в Уральско-Каспийском нефтяном обществе и забастовка Эмбенского производства увенчались успехом. Администраций предприятий были вынуждены удовлетворить часть требований рабочих, в частности повышение зарплаты на 26%.

Первая мировая война усилила значение российских сырьевых колоний таких, как Казахстан. Правила об использовании инородцев на государственных предприятиях, принятые 25 июня 1915 г., фактически прикрепили рабочих к владельцам предприятий. Усиливался контроль полицейско-жандармских участков за рабочими предприятий, выполнявших заказы военно-оборонных учреждений. Невзирая на усиление правовой зависимости рабочих от административно-карательных учреждений забастовки и другие формы открытого протеста рабочих не прекращались. В августе 1916 г. рабочие Карсакбайского медного рудника организовали крупную политическую забастовку.

Новый период революционных событий совпал с подъемом национально-демократического движения. В общественно-политической жизни в это время активно участвует видный представитель казахской литературы Ахмет Байтурсынов. За открытую критику антинациональ-ной политики царизма он был заключен в Семипалатинскую тюрьму. Позднее администрация вынесла решение выселить его из Казахстана. С 1910 по 1917 гг. А. Байтурсынов проживал в Оренбурге. Как редактор организованной им газеты Казах А. Байтурсынов сыграл огромную роль в разоблачении колониальной политики царизма в Казахстане, в возрождении национального самосознания казахского народа.

Видным деятелем общественно-демократического движения был Шакарим Кудайбердиев. Всесторонне образованный, он был избран членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Миржакуп Дулатов, начавший свою революционную деятельность в разгар революции 1905—

1907 годов, был не только видным общественным деятелем революционного движения, но и талантливым писателем и публицистом. Его роман Несчастная Жамал, изданный в 1910 г. в Казани, сборник песен Азамат, опубликованный в 1913 г. в Оренбурге, литературно-публистиче- ский сборник Терме; вышедший в 1915 г., имели ярко выраженную политическую окраску. Находившийся под пристальным жандармским надзором, подвергавшийся не-однократным арестам, М. Дулатов решительно выступал против переселения российских крестьян в Казахстан. Его брошюра Оян казак (Пробудись, казах), тираж которой был конфискован царскими властями, была проникнута антиправительственной критикой и вызвала острую реакцию колониальной администрации. Преследуемый царскими карательными органами, он постоянно бывал в Омске, Семипалатинске, Каргалинске. Миржакуп Дулатов сыграл огромную роль в создании политической программы борьбы казахских трудящихся.

Период подъема революционного движения стал важной вехой в развитии демократических процессов в колониальном Казахстане. Организованные на крупных

предприятиях выступления рабочих имели политическую направленность и способствовали консолидации разноязычного населения края для совместной борьбы против самодержавной власти. Представители национально-демократической интеллигенции, сочетая политическую борьбу с просветительской деятельностью, во многом ускорили вовлечение казахского народа в водоворот политических событий.

Первая мировая война и Казахстан. Первая мировая война, начавшаяся между военно-политическими блоками, активной участницей которой была и Россия, имела тяжелые последствия для социально-экономической жизни таких крупных регионов, как Казахстан. Резко повысилась его роль в обеспечении фронта и промышленных предприятий, работавших на государственную оборону, различными видами промышленного и сельскохозяйственного сырья.

Только Туркестанский край в 1914-1916 годах поставил в центральные районы России 2089 тонн хлопка, 300000 килограмм мяса, 70000 лошадей, 13000 верблюдов и даже около 14000 юрт. Стоимость животноводческого сырья, вывезенного лишь в первый год войны из Семиреченской области, составила 34 миллиона рублей.

Явным проявлением последствий военных действий явилось резкое увеличение кибиточной подати. Если сумма кибиточного сбора в 1914 г. составила 600000 рублей, то в 1917 она равнялась 100200 рублей.

Русские переселенческие поселки также ощутили трудности военного времени. Вследствие призыва на фронт трудоспособного мужского населения, особенно в Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Торгайской областях, тысячи семей, лишившись кормильцев, испытывали крайнюю нужду. Если в некоторых районах империи удельный вес трудоспособных мужчин, призванных на фронт, составлял 30-40%, то в компактно расположенных поселках российских переселенцев этот показатель доходил до 50%.

Тяжелейшие последствия войны проявились в различных сферах экономики Казахстана. В связи с нехваткой рабочих рук сократился объем добычи угля в Центральном Казахстане и нефти в западных районах. В Эмбенской экономической зоне добыча нефти в первый год войны сократилась с 265560 до 8000 тонн в 1915 г. Фронт постоянно требовал новое солдатское пополнение, и без того ослабленные хозяйства теряли тысячи рабочих рук, а промышленные предприятия — и квалифицированных специалистов. В особенно тяжелом положении оказались рабочие предприятий, находившихся в собственности иностранных предпринимателей. На ГОРНЫХ И горно-шахтных предприятиях, где рабочие находились в полной власти иностранцев, длительность рабочего дня устанавливалась произвольно, без учета специфики производства и нередко составляла 12-14 часов. Привычным стало использование детского труда. Повседневная средняя заработная плата в 20 копеек совершенно не удовлетворяла нужды рабочих, так как стоимость продуктов питания и предметов первой необходимости резко возросла. О несоответствии заработной платы и цен на основные продукты питания говорят следующие данные: мука-сеянка продавалась от 70 до 90 коп. за пуд, овес — 40-45 коп. за пуд, мясо привозное — от 2 до 3 руб. за пуд, свиное — 3 руб. 20 коп., 3 руб.

60 коп. Настойчивые просьбы населения о помощи наталкивались на равнодушие властей.

Экономический кризис постепенно усугублял и общественно-политическую ситуацию. Нужда и непосильный труд вызвали резкий протест населения, который вылился в целый ряд совместных антиправительственных выступлений казахских и русских трудящихся. Осенью 1916 г. города Казахстана охватили волнения, которые царские чиновники назвали .бунтом щдаамС. Особенно взволновало администрацию Степного края разграбление нескольких магазинов в Семипалатинске. В качестве обвиняемых к следствию было привлечено 120 человек.

Австро-венгерские и германские военнопленные в Казахстане. Общественно-политическая жизнь Казахстана претерпела в рассматриваемый период значительные изменения в связи с пребыванием в регионе австро-венгерских и германских военнопленных.

Кровопролитные сражения на фронтах вызвали огромный поток военнопленных, который в основном отправлялся в уездные центры Степного края — Усть-Каменогорск, Омск, Акмолинск, Павлодар, Семипалатинск, Петропавловск. По данным за декабрь 1914 г., в Омске — центре Степного генерал-губернаторства — находилось до 20000 военнопленных различных национальностей. Среди них было много уроженцев Галиции, а также турков, попавших в русский плен на Кавказском фронте. Численность пленных, размещенных в 155 селениях Акмолинской области, составляла 22000 человек. В феврале 1915 г. в Семипалатинске, Зайсане, Усть-Каменогорске и Павлодаре число военнопленных достигало до 8000 тыс. человек. Часть пленников была размещена в специальных пунктах Туркестанского военного округа, которому в военно-административном отношении подчинялись южные районы Казахстана. Первые партии военнопленных прибыли в Западную Сибирь и в северо-восточные районы Казахстана в августе 1914 г. Среди них преобладали австро-венгерские подданные. На начальном этапе войны до весны 1915 г., специальных лагерей для приема и размещения военнопленных создано не было, поэтому людей помещали в сараях. Смертность среди пленных была значительная. Некоторые, наспех созданные лагеря пользовались зловещей репутацией. Так, Троицкий лагерь, находившийся между Челябинском и Кустанаем, получил название лагерь мертвецов. Постепенно для приема военнопленных в Казахстане стали выделяться специальные помещения. Очевидно, с целью исключить побеги военнопленных местным властям было строго предписано расселять их вдали от Сибирской железной дороги.

Принятие некоторых мер по предварительному размещению военнопленных было обусловлено и стремлением военно-административных властей соблюсти требования международной конвенции о военнопленных. Известное воздействие на проведение намеченных в этом плане мероприятий оказало сообщение из Генерального штаба русской армии о намерении правительства США (принявшего на себя заботы по защите интересов находящихся в России подданных Германии и Австрии) организовать в Омский военный округ ознакомительную поездку по местам размещения военнопленных.

Социальный состав военнопленных был неоднороден. В основном это были представители беднейших слоев населения государств Германского и Австро-Венгерского блока. Среди военнопленных Омского военного округа их было 97, 98%. 2,08% представляли офицеры, остальные принадлежали к чиновничьему сословию и церковным служителям. Разнообразным был и национальный состав военнопленных. Большую часть размещенных в Акмолинской и Семипалатинской областях составляли лица славянского происхождения. Среди военнопленных часто упоминаются также румыны, турки, немцы, мадьяры. В числе офицеров преобладали немцы и венгры. По данным за февраль 1915 г., в Акмолинской области среди 115 офицеров было 65 немцев и 51 венгр.

Царская администрация препятствовала установлению контактов между военнопленными и местными жителями. Военные власти принимали жесткие меры, чтобы не допускать посещения жителями общественных собраний и клубов. Несмотря на официальные распоряжения властей, между пленными и населением постепенно устанавливалось взаимное доверие. Простые люди стремились выяснить действительное положение на фронтах, поговорив об этом с настоящим участниками сражений. Чем сильнее затягивалась война, тем губительнее отражалась она на хозяйственном и экономическом состоянии региона вследствие мобилизации мужского населения на фронт. В Семипалатинской и Акмолинской областях мобилизация охватила более 50% мужского населения, в Оренбургской губернии — до 35,8%, в Семиреченской — до 1/3.

Вскоре стали обсуждаться вопросы привлечения военнопленных для общественных и частных работ. Тяжелое положение частных земледельческих хозяйств в Казахстане усугублялось отсутствием техники, что усиливало заинтересованность хозяев в найме дешевой рабочей силы, которой в данном случае являлись пленные. В Акмолинской области более половины военнопленных, около 14 тыс. человек, были заняты в сельском хозяйстве. Многие из них начиная с 1915 г. работали на Экибастузских, Кум-Гульских каменноугольных копях и Риддерском руд-нике.

Усиление революционной активности населения в центральных губерниях, экономический кризис, обострение социальных противоречий в регионе создавали предпосылки для совместных выступлений рабочих, крестьян и военнопленных. Военнопленные, непосредственно ознакомив-шись с реальным положением казахов и русских трудящихся, сближались с ними, создавая подпольные организации для совместной борьбы с общими угнетателями. Позднее многие из них приняли активное участие в бурных событиях политической жизни обширного степного края.

Вопросы и задания. 1. Как проявлялось классовое противоборство в Казахстане в период нового подъема революции? 2. Расскажите об общественной деятельности Ахмета Байтурсынова и Миржакупа Дулато- ва. 3. Как отразилась Первая мировая война на развитии Казахстана? 4. Как разрешалась в Казахстане проблема военнопленных?

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Тургайский уездный начальник господину Тургайскому губернатору 28.Х.1911 (по поводу нежелательности дальнейшего издания и обращения среди населения Тургайской степи книжки Уян казак):

Через крестьянского начальника 1-го участка Тургайского уезда ко мне поступила от Сарыкопинского волостного управителя переписка по поводу обращения среди киргиз названной области книжки Уян казак, изданной в 1911 г. Оренбургской татарской газетой Вакт. Автор этой книжки Мир-Якуп Дулатов в весьма осторожной форме призывает киргизский народ к объединению и освобождению из-под гнета, в котором киргизы находятся; останавливает внимание киргизов на несправедливом якобы к ним отношении правительства, указывая в этом случае как на пример на водворение в степи переселенцев (стр. 21, 22, 60, 61, 63 и 64), хотя в настоящее время киргизы вверенного мне уезда недостаточно способны и до некоторой степени, как я полагаю, не расположены к восприятию пропагандируемого в книжке Уян казак призыва; но тем не менее дальнейшее издание этой книжки, обращение ее в торговле и распространение в степи весьма нежелательны... (ЦГА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 360. Л-1-10.) 

Начальник штаба Омского военного округа. Начальникам гарнизона Барнаула, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Павлодара. 2 сентября 1914 г.

Командующий войсками приказал не допустить посещения военнопленными общественных собраний, клубов даже для обедов и ужинов, имея в виду, что в таковых русские посетители часто очень откровенно и вслух делятся своими впечатлениями на разнообразные темы переживаемых военных и политических событий, о таковых неудобно и не в интересах русского государства осведомлять наших врагов. (ЦГА РК. Ф. 64. ОП. 1. Д. 1282. Л. 37.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]