Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PRO_KZHistory.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.38 Mб
Скачать

§ 23. Социально-политическое развитие Казахстана в конце XIX века

Принятые в 60-х годах XIX века административно-су- дебные реформы не сразу были осуществлены. Из-за восстаний казахских шаруа узаконение принятых правил продлилось свыше двадцати лет. Всестороннее влияние

капиталистических отношений на аул вызывало соответствующие изменения во всех сферах его жизнедеятельности, правового обоснования.

2 июня 1886 года было принято Положение об управлении Туркестанским краем, 25-марта. 1891 года —/ Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями. По этому новому закону в Туркестанском крае было создано три области: Сырдарыгаская, Ферганская и Самаркандская. Деление областей на уезды в основе сохранялось. Ферганская область включала пять уездов, Самаркандская — четыре, Сырдарьинская — пять уездов и Амударьинский отдел. Центром управления края был город Ташкенто

По Положению 1891 года Акмолинская и Тургай- ская области включали по четыре уезда. Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области были подчинены Главному управлению этих областей или Степному генерал-губернаторству. Местопребыванием Главного уп равления трех областей был утвержден 0*лс&.. Эти изменения значительно усилили колониальное управление, лт

наделяли генерал-губернатора неограниченной властью. :>

Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел по согласию с военным министром. Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов империй. В Семиреченской и Уральской областях военные губернаторы вместе с тем являлись наказными атаманами казачьих войск.

В крупных областных центрах (Верный, Уральск, Петропавловск, Семипалатинск) были созданы городские полицейские управления, а в ведущих уездных городах — городские присгавства, которые подчинялись уездным начальникам. Колониальное правление усиливалось тем, что военньш губернатор имел право утвердить или не утвердить выборы волостного управителя и его кандидата, мог назначить новые выборы. А министр внутренних дел мог, как сказано в документе, в исключительных Г]Г> случаях разрешать замещение должностей волостных управителей без производства выборов. Таким образом, выборные начала для управления коренным населением приобрели формальный характер. Соответственно аульные старшины и кандидаты к ним утверждались уездным начальником.

Казахское кочевое и оседлое население приравнивалось в правах к сельским обывателям. Переселенцы и оседлое городское население — к сельским и городским жителям России.

Все земли объявлялись государственной собственностью; традиции казахского землепользования были ограничены; в то же время были сохранены права землепользования феодальных групп. Лицам русского происхождения разрешалось брать казахские земли в наем. Кочевники платили кибиточную подать в размере 4 рублей, а сельские общества русских, дунган, уйгуров — оброчную подать, как и государственные крестьяне.

Изменения в судебном устройстве, административно-су- дебные преобразования, начатые в виде опыта в 1867— 1868 годах, были законодательно закреплены актами 1886—1891 годов. В документе 1891 года судебные дела включены во вторую часть Положения.

Этот новый царский закон, состоявший из 17 статей вместе с примечаниями, защищал интересы представителей господствующего класса России, колониальной администрации и местных аристократических групп Казахстана.

На основе Положения 1886 года в Туркестанском крае были созданы суды имперского типа. Вместе с ними . предусматривалось создание низшего _ судебною звена под названием1народного суда, который рассматривал дела коренного мусульманского Населения. На самом деле народные суды не могли самостоятельно разбирать дела, оставались зависимым звеном, придатком имперского суда. По целому ряду преступлений, совершаемых лицами коренного населения, к примеру, укрывательство беглых, убийство, грабеж, рассмотрение дел и вынесение приговора было в компетенции имперского суда. Хотя лица, имеющие тяжбу с людьми коренного населения, могли обращаться к народному суду, эти судебные дела проходили в сложных условиях.

Для решения дел, касающихся жителей разных уездов и волостей, а также рассмотрения ходатайств народных судей и их съездов о высылке подсудимых, по распоряжению военного губернатора созывались чрезвычайные съезды судей. Эти чрезвычайные съезды могли заседать лишь при участии уездного начальника или уполномоченного чиновника областного управления.

Народные суды (суды биев), как и областные суды, защищали интересы правящих классов. Если мировой суд

защищал интересы областных и уездных правителей, народные суды выполняли волю феодально-байских групп, стремившихся сохранить свои привилегии. Административные органы к тому же активно занимались вопросами высылки политически неблагонадежных лиц. Усиление судебными и полицейскими органами нажима на казахских, русских и других трудящихся вызывало недовольство. В заключительной четверти XIX века прошли первые стачечные волнения, направленные против политики угнетения царского правительства.

Начало рабочего движения. Социальные изменения в жизни крестьян-переселенцев были во многом связаны с развитием капиталистических отношений. Положение рабочих, особенно только что оторванных от аула казахских рабочих, было очень тяжелым. Составлявшие в некоторых промышленных очагах до 60—70 процентов казахи, не имея представления о технике, в основном использовались в малопроизводительном и тяжелом ручном труде.

Казахские и русские рабочие, не выдерживая условий работы и низкой оплаты, искали защиты в органах колониального правительства. Худшими были условия труда и быт рабочих горной, золотодобывающих предприятий и других рудников, где властвовал частный капитал. Про-изводственный процесс базировался на ручном труде. Рудные разработки нуждались в сильных, выносливых работниках. Нехватка рабочих-мужчин приводила к использованию в них труда женщин и малолетних. Доля женщин в золотодобывающей промышленности Казахстана составляла от 1 до 4 процентов. В целом по краю в 1873 году женщины составляли 12, в 1893 году —17,8 процента.

С 90-х годов XIX века в рудниках стали широко применять детский труд. Доля маловозрастных рабочих (до 16 лет) выросла до 14 процентов.

Одним из видов сопротивления рабочих угнетению было их бегство с предприятий. В 1880 году в промыслах Семипалатинской области 2,7 процента рабочих, в 1890 году —4,7% в 1896 году —6,4% оставили свои рабочие места. Для пресечения этого с конца XIX века стали применять в отношении беглецов наказание в виде заключения в тюрьму сроком до трех месяцев. Доставившие беглых рабочих получали определенную премию.

Другим видом борьбы рабочих Казахстана была забастовка. Одна из первых забастовок произошла в 1849 году ; на приисках Кокчетавского горного округа. 150 рабочих,

вооруженных кайлами, лопатами и топорами, бросив работу, потребовали от управляющего расчета.

В 1888 году поднялись на забастовку казахские рабочие горной промышленности Усть-Каменогорского уезда. Владелец рудника был вынужден вызвать силы для подавления выступления. Но забастовщики смогли добиться повышения заработной платы. В 1891 году на Владимирском золотом прииске Усть-Камёногорского уезда прошло несколько организованных выступлений. Руководили этими забастовками И. Жагалатай-улы, У. Жангазы-улы, У. То- леген-улы и другие.

В некоторых случаях противоречия между рабочими и собственниками производства приводили к жестоким столкновениям. В 1890 году во время таких столкновений погиб управляющий Асташевским рудником Алтая. Первые рабочие выступления охватили и другие отрасли хозяйства. В 1893, 1895 и 1899 годах прошли забастовки рабочих Западносибирской железной дороги. Забастовки омских железнодорожников возобновлялись и в последующие годы. Первые забастовки и другие формы сопротивления рабочих края возникали стихийно и с явным преобладанием экономических требований.

Политическую слабость этих выступлений обусловили мелкость и разбросанность очагов производства, малочисленность рабочих и недостаточное их единство. Не было организации, которая могла бы отстаивать их интересы, но впервые выступления казахских, русских, узбекских трудящихся послужили делу их объединения в последующей революционной борьбе.

Вопросы и задание. 1. Сравните административное управление 1886 и 1891 гг. с реформами 1867—1868 гг. 2. Какие изменения произошли в судебном деле? Какой характер носили эти преобразования? 3. В чем особенности и слабости рабочего движения конца XIX века?

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями. 25 марта 1891 г.

Введение.

1. Области, управление коих определяется сим Положением, суть: Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Уральская и Тургай- ская.

2. Акмолинская область состоит из пяти уездов: Омского, Петропавловского, Акмолинского, Кокчетавского и Атбасарского.

3. Семипалатинская область состоит из пяти уездов: Семипалатинского, Павлодарского, Каркаралинского, Усть-Каменогорского и Зайсан- ского.

4. Семиреченская область состоит из шести уездов: Верненского, Капальского, Лепсинского, Пржевальского, Пишпекского и Джаркент- ского.

5. Уральская область состоит из четырех уездов: Уральского, Кал- мыковского, Гурьевского и Темирского.

6. Тургайская область состоит из четырех уездов: Актюбинского, Николаевского, Иргизского и Тургайского.

Положение об управлении Туркестанского края.

2 июня 1886 г.

Введение

1. Туркестанский край образует три области: Сыр-Дарьинская, Ферганская и Самаркандская.

2. Сыр-Дарьинская область состоит из Аму-Дарьинского отдела и пяти уездов: Казалинского, Перовского, Чимкентского, Аулие-Атинского и Ташкентского.

3. Ферганская область делится на пять уездов: Кокандский, Марге- ланский, Андижанский, Наманганский и Ошский.

4. Самаркандская область состоит из четырех уездов: Самаркандского, Катта-Курганского, Ходжентского и Джизакского.

(Материалы по истории политического строя Казахстана. Алма-Ата, 1960. Т. 1. С. 352, 387.)

Дополнения к царскому указу от 21 марта 1891 года об административном управлении в Казахстане

Статья 62. Уездные начальники определяются и увольняются генерал-губернаторами по представлениям (областных — Ж. К.) губернаторов. Помощники уездных начальников, участковые приставы определяются и увольняются военными губернаторами. Дополнить примечанием: означенные должности замещаются по возможности лицами, знающими туземное наречие.

Статья 64. Уездные начальники и участковые приставы имеют права подвергать туземцев за маловажные поступки и ослушание законным распоряжением властей, первые арестом не свыше семи дней или денежному взысканию не свыше 15 руб., а вторые аресту не свыше трех дней или взысканию не свыше пяти рублей.

Статью 106 следует дополнить, что должностные лица туземной администрации награждаются почетными халатами и денежными выдачами по усмотрению генерал-губернатора за знание русского языка, так как для сближения туземцев с Россиею в видах правительственных необходимо всеми средствами поощрять — распространение государственного языка среди туземного населения. (ЦГА РК, ф. 1, оп. II, д. 699, л. 13 об.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]