Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PRO_KZHistory.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.38 Mб
Скачать

§ 4. Ханство Абылая

Абылай как полководец и политический деятель. Абылай — выдающийся государственный деятель, которому удалось восстановить территориальные владения Казахстана. В период своего десятилетнего правления он осуществил значительные преобразования в государстве.

Сын султана Среднего жуза Вали Абылай (Абилмам- сур) родился в 1711 г. Он происходил из младшей линии Чингизидов Среднего жуза. Дед его, тоже Абылай, был владетелем города Туркестана, прославился воинскими доблестями и получил грозное произвище Кан-ишер (крово-пийца). В тринадцатилетнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу, попав к богатому казаху из рода Жаксылык. Молодой Абылай сумел проявить отвагу, блестящий ум, сметливость, все те качества, которые позднее выдвинули его в ряды наиболее известных личностей Казахского ханства.

С 15-летнего возраста Абылай активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков. Главной целью молодого султана, как и всего народа, было борьба против грозного врага. Абылай, как дальновидный политик, понимал, что главной опасностью для Казахского ханства, находившегося в тисках двух крупных держав — Цинской империи и России, являлись опустошительные вторжения джунгар. Поэтому он, как и многие другие влиятельные феодалы, стремился держать пророс- сийскую ориентацию. К тому времени молодой султан Абылай уже успел прославиться как батыр, участник ряда сражений с ойратами и поэтому пользовался у народа и окружения хана Абулмамбета заслуженным авторитетом. Знатный Чингизид, он был правителем Бура-Найманского и Атыгаевского родов.

Сложная ситуация, сложившаяся в Среднем жузе после очередного ойратского вторжения 1738 года, побудила Абулмамбет хана и султана Абылая присягнуть на подданство Российской империи. Однако несмотря на юридическое оформление этого акта, большая часть степных просторов Среднего жуза продолжала сохранять фактическую обособленность от России, что, естественно, не устраивало Оренбургскую администрацию и Петербургский двор, склоняя последнего к более решительным действиям. Поэтому главной целью нового Оренбургского админист- ратора-начальника Оренбургской (до этого Киргиз-Кайсац-

кой) комиссии — являлось ускорение присоединения обширных, еще не признавших российской власти районов, находившихся на стыке Младшего и Среднего жузов.

В конце августа 1748 г. Абулмамбет, влиятельный султан Абылай и ряд сопровождавших их аристократов присягнули на. верность России. Во время переговоров обе стороны обсудили также вопросы о расширении казахско- русской торговли, выдачи организаторов башкирского восстания 1740 г. и обеспечения безопасности купеческих караванов, следовавших из России в Среднюю Азию через казахские кочевья. Царские чиновники оказали больше внимания владельцам Среднего жуза, а не сыновьям Абулхаира, ожидавшим большего почтения со стороны Оренбургской администрации. Этот факт подтвердил возросший авторитет молодого Абылая, а также явился свидетельством его дипломатического таланта. Активное участие султана Абылая в военных действиях давало ему возможность продолжить контакты с Оренбургской администрацией. В одном из сражений Абылай попал в плен к ойратам и был освобожден лишь в 1743 г. благодаря упорному заступничеству царских властей.

Опираясь на своих соратников — народных батыров: Кара Керей Кабанбая, Шапырашты Наурызбая, Боген- бая из рода Канжыгалы, Байгазы из рода Таракты, Жанибека из рода Шакшак, Жаугашара (Шакантая), Малайсары, Баяна и многих других, полководец Абылай значительно ослабил военное могущество Джунгарского государства. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств, стремившихся воспользоваться тяжелым положением Ка-захстана, и сплотить казахов для борьбы против реальной угрозы — со стороны Джунгарского ханства. Положение изменилось после 1745 г. Смерть Галдан-Церена — видного полководца и политического деятеля, при котором Джунгария ДОСТИГЛа наивысшего могущества внесла существенные изменения в международные отношения в Центральной Азии. Борьба за джунгарский престол, начавшаяся после смерти Галдан-Церена, привела к расколу среди ойратской верхушки и повергла страну в пучину кровавой борьбы между наследниками трона. Таким образом, угроза со стороны Джунгарского ханства отпала, хотя отдельные стычки между старыми врагами продолжались. Абылай, наиболее дальновидный политик Казахского государства, внимательно следил за событиями в соседнем ханстве. Он понимал, что появилась возможность для возвращения исконно казахских земель, отторгнутых ойратами в силу временного военного преимущества. Один из претендентов на джунгарский престол, Амурсана, потерпев поражение в борьбе с китайцами, бежал в Средний жуз, в надежде заручиться поддержкой султана Абылая. Организатор борьбы ойратов против Маньчжуро-Цинской оккупации, Амурсана, однако, полностью не представлял своеобразия международных отношений, сложившихся после ослабления Джунгарии и вторжения китайских войск в эту страну. Естественно, появление Амурсаны в ставке Абылая вызвало неоднозначную реакцию даже среди близкого окружения султана, так как возникала вероятность вторжения цинских войск под предлогом защиты Амурсаны и его соратников. Однако в результате китайской военной кампании 1755-1756 гг. Джунгария окончательно утратила свою независимость, и ее военное могущество ушло в историю.

Над независимостью Казахстана нависла новая угроза — со стороны Маньчжуро-Цинской империи, что по- будило Абылая в 1756 г., присягнуть на подданство Китаю При сохранении подданства Российской империи. В 1756 году китайские отряды вторглись в казахские земли. И снова, как и во времена джунгарской агрессии, одним из организаторов отпора врагу становится султан Абылай. Угроза суверенитету государства была столь реальна, что даже из далекого Младшего жуза прибыл отряд под предводительством султана Ералы. Однако казахскому объединенному ополчению трудно было противостоять хорошо вооруженным, оснащенным артиллерией и имевшим опыт в ведении крупных сражений цинским войскам. В июне 1757 г. китайские армии под командованием полководцев Фу Дэ, Чжао Хой вторглись в пределы Казахстана. Нависла опасность над горнодобывающими предприятиями России на Алтае. В сложном положении оказались верхнеиртышские и другие укрепления, гарнизоны которых не ожидали внезапных военных действий со стороны Поднебесной империи. Напряженная ситуация, сложившаяся в приграничной зоне, побудила хана Абулмамбета, его сына

Абулфайыза и султана Абылая начать переговоры, чтобы не допустить превращения первых столкновений в кровавые сражения и дипломатическим путем вернуть земли, ранее захваченные Джунгарским ханством. Цинский двор тоже не был заинтересован в продолжении военных дей-ствий в Казахстане, так как ширилась антицинская борьба в Северной Монголии и других регионах. Кроме того, ведение войны в Среднем жузе не обещало быстрой победы из-за своеобразия условий степной зоны. Отдельные отряды казахских батыров, зная особенности родного края, избегали крупных лобовых столкновений, применяя тактику внезапных нападений. Таким образом, не добившись окончательной победы над казахским ополчением, цинские войска вынуждены были вернуться в свои владения.

Велики заслуги Абылая в консолидации различных сил казахского общества для борьбы против джунгарских и цинских завоевателей. Сломив сопротивление сепаратистских сил, Абылай сумел восстановить территориальное единство обширного казахского края и осуществил корен-ные преобразования в управлении государством.

Казахское ханство в период правления Абылая. Взаимоотношения с Россией и Цинской империей. Положение Казахстана, находившегося в тисках двух империй — Российской и Цинской — было очень сложным. Главной целью султана Абылая было обеспечение независимости Казахского ханства в условиях двойного подданства. Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал энергичные усилия с целью возвращения казахских земель в районе Тарбагатайских и Алтайских гор, к востоку от Зайсанского озера, временно оккупированных Джунгарией в период ее военно-политического могущества. И даже после ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства Маньчжуро-Цинские власти не прекращали заявлять свои претензии на исконно казахские земли в этом, очень важном стратегически, районе. Тем более эта проблема задевала и государственные интересы России, которая постоянно выражала готовность защищать рудники и горнодобывающие предприятия, возникшие здесь еще в 20-х годах XVIII в.

Стремление казахов занять свои традиционные кочевья в приграничном районе вызывало отрицательную реакцию Пекинского двора. В 1760 г. Маньчжуро-Цинские власти потребовали от казахов покинуть этот район. Полностью сдержать продвижение казахов к своим историческим владениям цинские власти были не в состоянии и, будучи бессильными закрепить за собой эти приграничные районы, продолжали отправлять в них свои войска. Складывалась критическая ситуация. Султан, а затем хан Среднего жуза Абылай сознавал всю сложность сложившегося положения, но стремился разрешить спорные моменты мирным путем, не допуская возникновения напряженности. Один из таких путей он видел в расширении торговли с цинской стороной. 1 января 1759 г. в Урумчи прибыла торговая миссия Абылая, благожелательно принятая китайскими властями. Но в последующие годы торговый обмен осуществлялся не очень активно. Казахи налаживали торговлю и с другими городами Синьцзяна: Кашгаром, Уч-Турфаном, Яркендом. Кроме того, казахи выступали посредниками в торговле российских купцов в Синьцзяне, которым открытая торговля в Восточном Туркестане была сильно ограничена. В конце XVIII в. с Китаем вели торговлю около 105 тысяч казахских семей. Но если сопоставить торговые взаимосвязи казахов с купцами двух империй, то налицо преобладание торговли с Россией.

Во внешней политике Абылая значительное место занимает Средняя Азия. В 70-х годах XVIII в. казахские воины под его предводительством нанесли ряд поражений властителю Ходжента — Ташкентскому кушбеги. Ташкент вынужден был платить налоги казахскому правителю. Туркестан, Шымкент, Созак и еще несколько зависимых от Ташкента городов перешли во власть Абылая. Международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.

В 1771 г. умер хан Среднего жуза Абулмамбет. Знаменитые бии, известные султаны, крупные полководцы поддержали Абылая, считая его единственным реальным претендентом на ханский престол, хотя согласно традиции престолонаследия, которой придерживалась степная ари-стократия в лице Чингизидов, ханский трон должен был наследовать старший сын почившего хана, также известный участник борьбы против джунгарских нашествий — Абулфайыз. Избрание Абылая ханом было признанием его выдающихся заслуг в консолидации казахских земель, что завоевало ему огромный авторитет среди соплеменников, а также популярность как в России, так и в Китае. Представители трех казахских жузов подняли султана на белую кошму и объявили его ханом всей казахской земли. Однако правительство России, придерживавшееся политики, .разделяли властвуй, будучи, незаинтересованным

в укреплении единого казахского государства, 24 мая 1778 г. утвердило Абылая лишь ханом Среднего жуза. Абылай отказался приехать в Оренбург или в Троицк для вручения ему символов ханского достоинства. Грамота же Екатерины II об утверждении его ханом Среднего жуза была доставлена царскими представителями в родной аул хана. Но для казахского народа Абылай был владыкой, с которым, как и прежде, вынуждены были считаться знатные аристократы и Среднего и Младшего жузов, отряды которых во время военных действий вливались в ряды общеказахского войска:

Хан Абылай, государь,

Собрал рать с Большого жуза,

Собрал с Малого жуза,

Особенно из уваков и кереев,

Собрал несметное войско,

И двинулся хан, как серый волк...

Разделив свое владение между своими наследниками (30 сыновей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд преобразований по управлению Казахским ханством. Формой правления в течение его десятилетнего пребывания на престоле практически было единовластие. Как верховный сюзерен казахской земли он через своих тюленгутов (ханской гвардии) контролировал использование лучших пастбищных угодий, особенно в северо-восточных районах. Опираясь на знаменитых биев — Каз дауысты (гусиный голос), Казыбека, Толе бия, совершенствовал для укрепления своей личной власти законы Касым хана, Есим хана, сохранившие свою силу до принятия Жеты Жаргы (Закона семи уложений). Абылай внес множество изменений в существующее законодательство. Во главе различных улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов. Ограничил биев-казы в решении судебных дел. Совет биев при ханском дворе не играл существенную роль, как это было при Тауке хане. Опираясь на батыров, прославившихся в период борьбы против иноземных нашествий, Абылай создал боеспособную армию, ведя борьбу с киргизами, узбеками, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве, выступавших против усиления его личной власти. Хан решал и экономические проблемы. Достаточно знакомый с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, Абылай поощрял развитие земледелия. Он поддерживал и содействовал переходу автохтонного населения к земледелию на берегах Иртыша, Исиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор. Имея зимовки на Иртыше, вблизи Петропавловска, Кокшетау, Уйской линии, Абылай следил за хозяйственной системой номадов.

Будучи всесторонне развитым и одаренным человеком, Абылай хан много сделал для развития самобытной материальной и духовной культуры своего народа. Был большим почитателем народной музыки, сам создал несколько кюев, к сожалению не сохранившихся. Как меценат народной культуры, поддерживал поэтов, музыкантов, импровизаторов. Такие деятели казахской культуры той эпохи, как поэт Татикара, акын-жырау Умбетей в своих произведениях прославляли хана. Большое влияние на Абылая оказывал выдающийся певец казахской земли, его советник, Бухар жырау Калкаманов, сопровождавший своего повелителя во многих походах.

Абылай умер осенью 1781 г. и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Ясави в Туркестане. Он был, пожалуй, единственным казахским властелином, которого народ еще при жизни называл аруак (воплотивший дух), ниспосланный Аллахом для свершения великих дел. Абылай при жизни был причислен к лику святых и остался в памяти народа легендарным олицетворением единства и целостности казахской земли.

После смерти Абылая ханом Среднего жуза был избран его старший сын Уали, неспособность которого править огромными владениями своего отца привела к постепенному ослаблению внутренних связей в ставшем единым Казахском государстве. Этим воспользовалась Российская администрация с целью присоединения края к империи.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

В одном из нашествий джунгаров на киргиз Абылай убил в единоборстве сына Галданова Чарча. Галдан, узнав о смерти любимого сына своего, приказал виновника, кто бы он ни был, где он не находился, схватить.

Калмыки, посланные для него, настигли его врасплох на охоте, схватили с несколькими биями, с знаменитым батыром Кудайберды атыгаевского рода Джапаком и привели к Галдану.

На вопрос, где ты убил моего сына, Абылай отвечал: Обвинение пало на меня, а был убит народом, через меня исполнилась воля народа над сыном твоим Чарчем... (Ч. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах. Т. I. Алматы, 1984. С. 217).

...Абылай в 1756 г. признал себя вассалом богдыхана (монгольское название китайского императора) и получил княжеский титул и календарь. Нуралы хан послал посольство в Пекин... он (Абылай — авт.) даже отправил в Пекин аманатом (.заложником — авт.) сына своего Адиля, но Богдыхан, довольный покорностью Абылая, возвратил Адиля к отцу с богатыми дарами и милостивой грамотой. Между тем сам Абылай имел свидание с Илийским Цзянь-Цзуном (генерал-губернатором) около озера Сайрам-Куль и заключил с ним торговый договор, по которому открыты были в Тарбагатае (Чугугаке) и в Или (Кульдже) меновые базары... (Я. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах. Т. IV. Алматы, 1985. С. 144).

Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростью и опытностью, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах отношениями своими с императрицею Российскою и Китайским богдыханом. На самом деле был властитель совершенно независимый. (Левшин А. Описание Киргиз-Казачьих или Киргиз-Кайсацких орд и степей. С.-Пб. 1832. С. 264—265).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]