
- •2. Архитектура Киевской Руси кон.X - сер. XI вв
- •3. Архитектура Киева и Южной Руси конца хi – первой четверти XII в.
- •4. Архитектура Южной и Западной Руси XII – первой трети XIII в.
- •5. Храмы с башнеобразной композицией XII – первой трети XIII в.
- •6. Архитектура Новгорода первой трети XII в
- •7. Архитектура Новгорода середины XII – первой трети XIII в.
- •8. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси середины – третьей четверти XII в. (1150-е – 1170-е гг.)
- •10. Архитектура Москвы XIV – первой трети XV в.
- •11. Архитектура Новгорода XIV-XV вв.
- •12. Архитектура Пскова XIV–XV вв.
- •13. Архитектура Московского Кремля последней четверти XV – начала XVI в.
- •15. Столпообразные и шатровые храмы XVI в.
- •16. Архитектура XVII в. Основные этапы и локальные варианты
- •17. Архитектура нарышкинского стиля
- •18. Русское декоративно-прикладное искусство домонгольского периода
- •19. Русское декоративно-прикладное искусство XIV-XV вв.
- •20. Русское декоративно-прикладное искусство XVI-XVII вв.
- •21. Живопись Киевской Руси первой половины XI в.
- •22. Живопись Киевской Руси второй половины XI – начала XII в.
- •23. Живопись Южной и Западной Руси XII в.
- •24. Живопись Новгорода первой трети XII в.
- •25. Живопись Новгорода второй четверти – конца XII в
- •26. Живопись Владимиро-Суздальской Руси XII в.
- •27. Русская живопись первой трети XIII в.
- •28. Русская живопись середины – второй половины XIII в. Пути развития.
- •29. Русская живопись первой половины XIV в.
- •30. Новгородские росписи второй половины XIV в. Художественные направления.
- •31. Феофан Грек и новгородские росписи «экспрессивного» направления второй половины XIV в.
- •32. «Классическое» направление в новгородской живописи второй половины XIV в.
- •33. Московская живопись последней трети XIV в.
- •34. Московская живопись первой трети XV в. Андрей Рублёв и его современники
- •35. Московская живопись последней трети XV в. Дионисий и художники его круга
- •36. Живопись локальных художественных центров конца XIV – XV в.
- •37. Новгородская живопись XV в.
- •38. Русская живопись XVI в. Проблематика. Пути развития.
- •39. Русская живопись XVII в. Проблематика. Пути развития.
- •40. Художники Оружейной палаты середины – второй половины хvii в
34. Московская живопись первой трети XV в. Андрей Рублёв и его современники
Искусство перв.четв. 15 века
Это искусство Андрея Рублева и его круга.
Известно, что Рублев упоминается 1405 год - роспись Благовещенского собора. В перечислении его имя последнее после Феофана и Прохора, что говорит о том, что возможно, он был моложе всех. Но при этом это означает, что к этому времени у него уже был какой-то авторитет. С разницей в три года работает с Феофаном и Даниилом. Иосиф Волоцкий писал, что Рублев был учеником Даниила. Есть упоминания об их совместной деятельности.
Архангел Михаил с деяниями, Архангельский собор Кремля. Это время, когда там работал Феофан с учениками. Первое клеймо изображает Троицу (композиция напоминает рублевскую). Архангел пластически активный, нет фиксированных линий. Тональное единство цветовой гаммы, разбеленные цвета. Единственный случай такого заполнения всего чеканным орнаментом.
Борьба Иакова с ангелом (клеймо). Изящество и обобщенность форм.
Явление ангела Пахомию (клеймо). Тихое собеседование персонажей. Удлиненная фигура ангела.
Евангелие Хитрово. На Руси впервые не только 4 изображения евангелистов, но и 4 отдельных миниатюры с их символами. Мир тишины и покоя. Нет дистанции с персонажами, осязаемая выпуклость фигур. Желание согласовать фигуру с общими параметрами композиции (ангел символ Матфея).
Фигуративные инициалы.
Росписи Успенского собора в Звенигороде. Росписи западных граней предалтарных столбов, состоят из регистров. Фрагмент "неизвестный праотец": угадывается античное совершенство форм, фигура свободно существующая в пространстве, тональное разнообразие, ориентация на классическое наследие, но есть и стилизация. Мученики Флор и Лавр: венчают предалтарные столбы, красота, но не классическая, свобода и цельность ритма и рисунка, ориентация на искусство пространственное, чувствуется элемент стилизации формы. В этой стилизации выражается некое стремление к идеализации. Это искусство, основанное на перекличках форм, линий. Сюжетные сцены на монашескую тематику.
"Звенигородский чин". Реальных доказательств того, что это Рублев, нет. Это остатки Деисусного чина иконостаса, поясной. Христос: образ не статичный, не распластанный на поверхности доски, образ нарочито асимметричный, он как бы является к нам из своего пространства. Призыв к духовному единству. Нет ярких цветовых акцентов. Фигуры нельзя назвать бесплотными, не исчезает их человеческая конкретность. Их контуры не замыкаются границами доски. Фигуры не отделены друг от друга, здесь важно ритмическое согласование.
Это все были памятники, выполненные неизвестными мастерами. Далее памятники, приписываемые конкретно Рублеву и его современникам.
Росписи Успенского собора во Владимире, Даниил и Рублев. Мастера имели опыт совместной деятельности. Это был очень большой ансамбль, росписями были покрыты все стены и своды центральной части. Фрагменты цикла жития Иоанна предтечи: московское искусство на палеологовской базе, глубокое пространство, акцент на сложных ракурсах архитектурных форм. Напоминают миниатюры Евангелия Хитрово. Естественная красота, лишенная маньеризма. Ясность и всеобщее взаимодействие, согласованность всех форм. Святитель Лев: похож на Спаса из Звенигородского чина.
Страшный Суд: роспись центрального свода под хорами; изображено второе пришествие Христа, его явление на Суд. Он спускается с небес во славе, ангелы сворачивают небеса со светилами. По сторонам уготовленного престола Богоматерь и Иоанн Предтеча, за ними архангелы и сонм ангелов, потом апостолы, Адам и Ева представляют собой согрешившее человечество. Сцены с адом не сохранились. В целом - это единение мира земного и небесного вокруг своего Спасителя. Тема единства, слияния, воплощенные ритмически (многократное умножение дуг, Христос вписан в окружность). Апостолы и ангелы: тоже попытка объединить все фигуры единым ритмом и группировками (ангелы поворачиваются друг к другу). Апостолов объединяет единая скамья.
В эпоху Дионисия лик потеряет свое значение как главный смысловой центр композиции, сейчас пока этого нет.
15 век в целом - это искусство которое ищет ярко выраженного, отчетливого идеала.
Богоматерь Владимирская, Успенский владимирский собор. Древний список. Похожа на фрески собора. Тяготение к мягким, плавно развивающимся линиям.
Троица, Рублев. Написана в похвалу преподобному отцу Сергию Радонежскому. Не ясно точно, когда была написана икона. Союз лиц, благожелание, размышление о будущей жертве. Совет - акт любви и единения. Меланхолическая интонация в образе ангелов, которой до этого не было. Есть утраты, искажающие первоначальные контуры ликов. Главное - союз, выражающийся в ритмике , единстве деталей, форм.
Иконостас Троицкого собора лавры. Мастерская Даниила и Рублева. От монументальной живописи в храме не сохранилось практически ничего. Это единственный иконостас 15 века, который не просто сохранил в себе все иконы, но и стоит на своем исконном месте. Праотеческийряд сделан при Борисе Годунове, когда вместе с пророками начали изображать и праотцов. В состав иконостаса входили в царские врата, которые сейчас в музее, а в иконостасе врата 17 века. Это ростовой чин, состоит из святых разной категории (апостолы, святые, мученики). На первый план выходит ритмическая соединенность фигур, нет пауз, подчеркивается их союзность. Реализуется идея предстояния. Отличие от иконостаса Благовещенского собора не только в отсутствии пауз, но и в иконографии: Спас в силах выглядит более стилизованно, чувствуется тяготение к обобщению, более уплощенная и фронтальная фигура. Это будет характерно для русского искусства. Наклонные мягкие линии образуют контур фигур святых.
В этом искусстве 20х гг 15 века появляется нотка сентиментальности.
Царские врата: новые интонации и средства выражения. Искусство отходит от предельной ясности. Появляются более острые и эмоциональные оттенки. Образы конкретизируются, но существуют в своем пространстве, из которого не выходят.
Иконостас Успенского собора во Владимире, "Васильевский чин". Частично сохранились иконы Деисусного чина, частично праздники. Возможно, он был выполнен примерно в одно время с фресками, но абсолютно отождествлять их невозможно. Иконы очень большого размера - 3,14 (Пи). Иконография скорее как в Троицком. Фигуры более фронтально, организуются ритмически, а е пластически. Не хорошая сохранность.
Праздники разные - одни ближе к искусству Рублева, другие похожи на более раннее искусство. Благовещение - отголосок тяжеловесного палеологовского классицизма. Сретение - нет линейной текучести, слои статичны, другие ориентиры. Крещение - искусство более пластически конкретное. Вознесение - наиболее близко к рублевскому искусству. Эта разница говорит о том, что параллельно с Рублевым существовало и альтернативное искусство.
Евангелие Успенского собора кремля, "Морозовское Евангелие". Ангел-Матфей такой же как в Хитрово. Это искусство, гораздо больше ценящее диссонанс, здесь больше контрастов, больше остроты.
Праздничный чин иконостаса Благовещенского собора Кремля. Долгое время считалось, что они были созданы одновременно с остальными иконами, но скорее всего они более поздние. Они прямого отношения к рублевскому искусству не имеют. Искусство более дробное, его выразительность немного каменная. В этих иконах несвойственное рублевскому искусству подвижность формы, которая лишает композицию ощущения идеального покоя. Склонность к детализации, в нем своя экспрессия.
Иоанн Предтеча, из Николо-Песношского могастыря в Дмитрове. Из Деисусного чина.
Рождество, Благовещенский собор. Рафинированные формы, с повышенной эмоциональностью. Более фактурные детали, больше материальности. Но при этом свои внутренние контакты. Есть ощущение среды, оно важнее персонажей. Акцент на паузах. Эпоха, для которой важна демонстрация чуда.
Аникиево Евангелие. Исчезает цельность фигу ры, нарочито сложные складки. Это искусство уже ближе к зрелому 15 веку.
После этих памятников наступает некий провал.