
- •1. Политическая система и политическая культура Испании. Основные слагаемые испанской политической традиции и их трансформация в последней четверти хх века
- •2. Партийно-политическая система современной Португалии
- •3. Особенности нелиберальной демократии в современной Латинской Америке
- •4. Политическая система и политическая культура Италии
- •5. Особенности перехода от режимов советского типа к представительной демократии в странах Центральной Европы
- •6. Специфика социалистических режимов на Балканах (на примере Болгарии и Югославии) рыночный социализм Югославия, реальный социализм Болгария
- •8. Сочетание модернизма и традиционализма в современной политической культуре Японии.
3. Особенности нелиберальной демократии в современной Латинской Америке
В конце 20века Латинская Америка пережила смену исторических реалий. Открытые президентские выборы в Бразилии и Чили в 1989 году с несколькими конкурирующими между собой кандидатами ознаменовали начало нового этапа - с этого момента все испано-американские нации, за исключением Кубы, получили возможность пользоваться преимуществами выборно-конституционной формы правления.
В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран (президент, правительство, национальный конгресс) ведущая роль традиционно принадлежала и принадлежит президенту и возглавляемому им правительству. Президентская власть фактически определяет функционирование не только системы государственных органов, но и всей политической системы этих стран. От того, какую политическую линию проводит тот или иной президент, во многом зависит позиция этой страны на международной арене, характер государственного режима и степень реализации конституционных прав и свобод граждан.
Однако мы можем наблюдать слабость демократической практики в этих странах.
Институт президентства н странах Латинской Америки специфичен. Страны Латинской Америки, заимствовав определенные черты американской модели, сконструировали свою собственную модель президентства, существенно отличную от американской. Если американская модель института президента базируется на принципе разделения властей, дополненном системой «сдержек и противовесов», то в латиноамериканской модели законодательная и судебная отрасли власти значительно слабее и фактически бесправнее по отношению к исполнительной. Такая форма правления часто характеризуется в литературе как «сверхпрезидентство», или «суперпрезиденство».
«Суперпрезидентская» форма правления подразумевает не только обширные полномочия президента, закрепляемые текстами конституций, но и их реальное осуществление на практике. Ряд латиноамериканских конституций уполномочивает президента «олицетворять нацию» или же провозглашают его «верховным главой нации». Такой конституционный статус президента уже подразумевает его безусловное верховенство в системе высших органов государственной власти и управления.
Эта форма правления предусматривает принцип прямых выборов президента избирателями без каких-либо промежуточных органов или инстанций. По официальной трактовке президент получает мандат на управление страной непосредственно «из рук народа», что дает ему право противопоставить себя всем другим государственным органам и общественным организациям. Все это еще более усиливает полномочия президента и подчеркивает его независимость и самостоятельность по отношению к другим государственным органам.
Латиноамериканская форма правления предусматривает невозможность переизбрания президента непосредственно на следующий срок. Это также существенное отличие от обычной президентской формы правления, допускающей переизбрание президента. Пребывание президента в должности всего один срок подчеркивает силу и значимость президентской власти, ставя ее фактически в рамки неконтролируемой государственной системы.
Немаловажное значение имеет руководство президентом вооруженными силами, поскольку армия всегда играла и до сих пор продолжает играть значительную роль в государственной и политической жизни латиноамериканских стран.
Вооруженные силы здесь чрезмерно автономны, претендуя на единоличное управление во внутриполитических военных вопросах, таких, как подготовка кадрового корпуса и назначения офицерского состава, закупки и бюджет, и в то же время де-факто пользуются широким спектром полномочий не только в вопросах национальной безопасности, но также и во внутренних делах вне сферы компетенции военных.
По сути дела, исполнительная власть в латиноамериканских странах полностью концентрируется в руках президента, члены кабинета министров фактически не обладают никакой самостоятельностью, а сам кабинет выполняет лишь функции консультативного органа при президенте.
В наследство от авторитарного режима Латинской Америке оставлены слабые и раздробленные политические партии, что часто заставляет избирателей искать спасения в лице популистских лидеров, не имеющих ни опыта, ни организационной поддержки.
Большая часть латиноамериканских государств остается в высокой степени централизованными с политической точки зрения, что делает функционирующую по принципу "победитель получает все" систему президентской власти завидным источником неограниченных полномочий в должностных назначениях. Высшие судебные учреждения по всему континенту являются подконтрольными органам исполнительной власти, что делает невозможным выполнения ими функций арбитров между ветвями власти. Ситуация с латиноамериканскими политическими партиями до сих пор отражает наличие глубоких идеологических различий, связанных с разногласиями относительно, к примеру, того, какова же в действительности общественная роль римско-католической церкви, с конкуренцией столичных городов и удаленных провинций, вялотекущими конфликтами между землевладельцами и крестьянами, нанимателями и наемными рабочими. В результате этого политическая культура в этих странах характеризуется гораздо меньшей однородностью и степенью общественного согласия, нежели в Соединенных Штатах.