
- •Глава I. Политическая глобалистика: теоретико-методологические основы анализа
- •Глава II. Глобальная политическая система и глобальный политический порядок: основные понятия и категории.
- •Глава III. Интеграционные процессы и формирование потенциальных центров силы глобальной политической системы.
- •Глава IV. Россия в структуре глобальной политической системы.
- •Глава V. Прикладные аспекты политической глобалистики.
- •Предисловие.
- •Глава I. Политическая глобалистика: теоретико-методологические основы анализа
- •Политическая глобалистика: понятие, сущность, предметное поле.
- •1.2. Теоретико-методологические подходы к анализу глобальных политических процессов и систем.
- •1.3. Глобальные политические проблемы как элемент предметного поля политической глобалистики.
- •Глава II. Глобальная политическая система и глобальный политический порядок: основные понятия и категории.
- •2.1. Полюса и центры силы как элементы глобальной политической системы
- •2.2. Глобальный политический порядок: архитектура, структура и иерархия. Тенденции формирования геополитического пространства глобального мира.
- •2.3. Модели глобальной политической системы. Прогноз конфигурации глобального политического порядка.
- •2.4. Глобальная регионализация в контексте политической глобалистики.
- •2.5. Политические аспекты социокультурной глобализации.
- •Глава III. Интеграционные процессы и формирование потенциальных центров силы глобальной политической системы.
- •3.1. Основные модели интеграции и создание региональных систем глобального мира.
- •3.2. Брикс как претендент на статус центра силы глобальной политической системы.
- •3.3. Шос как возможный претендент на статус центра силы глобальной политической системы.
- •3.4. Азиатско-Тихоокеанский регион как претендент на статус центра силы глобальной политической системы.
- •Глава IV. Россия в структуре глобальной политической системы.
- •4.1. Россия как полюс глобальной политической системы.
- •4.2. Россия как региональная держава.
- •4.3. Россия и проект Евразийского Союза.
- •4.4. Россия и вызовы социокультурной глобализации.
- •Глава V. Прикладные аспекты политической глобалистики.
- •5.1. Глобальные общественно-политические движения.
- •5.2. Глобальный терроризм как угроза стабильности глобальной политической системы
- •Глава V. Прикладные аспекты политической глобалистики.
- •5.3. Международный имидж страны и глобализация.
- •5.4. Позиционирование России в глобальном мире.
- •5.5. Национальная идея страны в глобальном мире.
- •5.6. Soft power («мягкая сила») как средство латентного управления глобальным миром.
- •5.7. Вызовы глобализации и прогнозирование актуальных трендов общественного сознания в России ххi века.
- •Список литературы
- •46 М.Ю.Микрюкова Управление устойчивым развитием социо-эколого-экономической системы региона: принципы, факторы, инструменты // Электронный научный журнал «уЭкС», 2011.
- •135 Назарбаев н.А. «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего». Известия. 25 октября, 2011. Http://www.Izvestia.Ru/news/504908
5.6. Soft power («мягкая сила») как средство латентного управления глобальным миром.
В эпоху глобализации существуют как формальные институты управления, которые представлены международными организациями, международными правовыми и политическими институтами, (например ООН и др.), так и неформальные институты. К ним относятся транснациональные корпорации и многочисленные неправительственные организации (НПО).
Помимо институтов глобального управления существуют и другие неформальные субъекты управления. Такими субъектами можно считать полюса, центры силы, глобальная и региональные державы.
Данному делению на формальные и неформальные институты и субъекты управления соответствуют формальные и неформальные средства и методы управления.
Неформальными средствами управления являются Soft Power и глобальные политические технологии.
Можно также выделить три уровня глобального управления: официальный, неофициальный и латентный.
«Soft Power» является неформальным средством латентного управления, присущего неформальным институтам и субъектам глобального управления.
Первый и второй уровни глобального управления достаточно хорошо исследованы и проанализированы в современной научной литературе. Третий уровень еще недостаточно изучен.
Объектами латентного управления в контексте политической глобалистики являются глобальные политические процессы/системы и отношения, а также отдельные страны и регионы мира.
Такое латентное управление имеет свои особенности: во-первых, влияние субъекта управления конвертируется в мотивацию действия объекта управления; во-вторых, отсутствуют формальные институты, методы и рычаги управления.
Soft Power является специфическим инструментом латентного управления глобальными политическими процессами, который актуализируется именно в эпоху глобализации.
Под воздействием процессов глобализации происходит переформатирование геополитического пространства, складывается новая иерархическая глобальная политическая система (полюса, центры силы, региональные державы), выстраиваются новые геополитические оси. В этих условиях необходимо формировать внешнюю политику с учетом новых реалий, искать новые инструменты и способы достижения стратегических целей государства и реализации национальных интересов.
В глобализирующемся мире в условиях всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости неэффективным становится использование старых инструментов политики, в том числе применение ядерного оружия, что может привести к обрушению экономики страны-инициатора ядерного удара. (Исключение составляют страны-изгои, не включенные в глобальную экономику).
Soft Power дает возможность латентно влиять на международные процессы даже тем странам, которые имеют ограниченный набор традиционных ресурсов влияния (не являются членами Совета Безопасности ООН, не обладают ядерным оружием или находятся на географической периферии).
Как подчеркивает директор американского Института стратегических исследований191 Дуглас Лавлейс, «мягкая сила намного дешевле, чем «жесткая» военная сила, и она более совместима с либерализмом американского общества»192.
В условиях многополярной, полицентричной системы международных отношений любая страна, независимо от своего места в иерархии глобальной политической системы при условии грамотного использования инструментов Soft Power может осуществлять латентное воздействие на гуманитарные процессы, протекающие в рамках данного макрорегиона или даже планетарном масштабе.
Сегодня в научной литературе нет ясности, что же такое Soft Power или «мягкая сила», как её принято называть в России. Обычно принято ссылаться на работу Дж. Ная,193 название которой не совсем удачно было переведено на русский язык.
Согласно концепции Дж. Ная «soft power» – это производная от трех ресурсов государства: его культуры, политических ценностей и внешней политики.
Мы рассматриваем содержание этого термина шире: Soft Power – это совокупность внешних и внутренних факторов развития государства.
К внешним факторам можно отнести следующие: внешняя политика и влияние в международных отношениях; положение в глобальной иерархии и геополитический статус страны; цивилизационный статус ( во всех странах есть национальная культура, но не все страны являются наследниками конкретной цивилизации); политическая и экономическая модель развития государства; стратегия развития государства и умение её реализовать на практике; информационные ресурсы страны, её коммуникативная мобильность и расположение на «Великой коммуникационной магистрали».
Внутренние (социокультурные) факторы представлены следующими параметрами: идеология; стиль, качество и уровень жизни; ценности (в том числе национальная идея); менталитет нации; культура страны (искусство, литература, киноиндустрия, театр, шоу-бизнес); креативный потенциал государства: способность генерировать идеи и технологии, в том числе творческая сила нации.
Совокупность данных факторов способствует созданию привлекательного и эффективного имиджа страны.
Однако по поводу соотношения категорий имидж и Soft Power также нет полной ясности и можно сформулировать две точки зрения. Согласно первой позиции Soft Power – это инструмент построения имиджа. Вторая точка зрения рассматривает имидж как один из компонентов Soft Power.
Разница между данными категориями состоит в том, что Soft Power – это стратегия действия, а имидж – это образ, возникающий в процессе социального взаимодействия, в том числе в ходе реализации данной стратегии.
Учитывая вышесказанное, попытаемся уточнить определение Soft Power, которое помогло бы более точно раскрыть сущность данного феномена.
Soft Power коротко можно определить как воздействие влиянием, т.е. это способность оказывать влияние на основе привлекательности, притягательности образа страны.
Сущность Soft Power проявляется как:
- использование нематериальных активов для реализации своих интересов и стратегий в глобальном мире;
- способ достижения желаемого результата внешней политики ненасильственным путем;
- способ ненасильственной реализации национальных интересов в глобальном мире.
Возможность реализации Soft Power основана на принципах: attractiveness (симпатия, привлекательность), appeal (притягательность), willing participation (добровольное участие)194.
Одной из важнейших тактических задач Soft Power является создание аттракции, (в том числе за счет построения эффективного имиджа своей страны) и воздействие на объект управления.
Стратегическую цель Soft Power, учитывая вышесказанное, можно определить как мотивацию к действию и принятию политического решения объекта управления посредством воздействия влиянием.
Наиболее важными инструментами Soft Power являются инфопотоки, паблик рилейшенз и политический пиар, ориентированный на зарубежную аудиторию, глобальный маркетинг, позиционирование страны в глобальной иерархии, язык, народная (публичная)дипломатия, туризм, спорт, культурные обмены, система образования и студенческие (молодежные) обмены, способность вести информационные войны, миграционная политика, национальная диаспора, диалог культур.
В результате эффективного использования инструментов Soft Power возможно возникновение иллюзии взаимного интереса, доверия, уважения, взаимопонимания и на этой основе создание потенциала влияния на политические и гуманитарные процессы в конкретной стране или на международные процессы в целом.
Между понятиями и практикой применения Soft Power («мягкая сила») и Hard Power («жесткая сила») существуют значительные различия, анализ которых помогает глубже понять сущность рассматриваемой нами категории.
Рассмотрим данные различия между Soft Power и Hard Power с точки зрения методов и ресурсов влияния. (См. таблицы 1 и 2).
Таблица 1.
Методы влияния: |
|
Soft Power |
Hard Power |
Добровольное участие |
Вооруженное насилие (вооруженное вмешательство) |
Постановка общих целей |
Экономическое давление |
(Иллюзия) достижения общего результата |
Шантаж: военный, политический, энергетический, сырьевой, продовольственный и т.д. |
Интенсивные коммуникативные потоки. |
Подкуп национальной политической элиты |
Таблица 2.
Ресурсы влияния |
|
Soft Power |
Hard Power |
to be willing to do195 (желание делать) |
страх |
attraction (аттракция) |
принуждение |
must (должноствование по собственной инициативе, в силу собственного убеждения в необходимости) |
have to (быть вынужденным под воздействием внешнего давления) |
Разумеется, субъектами Soft Power и Hard Power являются разные институты, как формальные, так и неформальные, что наглядно можно показать в таблице 3.
Таблица 3.
Субъекты Soft Power и Hard Power |
|
Soft Power |
Hard Power |
НПО (в том числе благотворительные и культурные фонды) |
Государство, государственные органы |
СМИ |
Международные организации (под эгидой конкретного государства-лидера) |
Активная часть социума (рядовые граждане, туристы, студенты, деятели культуры, искусства, спорта, науки и т.д.) |
Транснациональные корпорации |
Soft Power и Hard Power используют различные способы достижения власти, которые могут варьироваться в зависимости от статуса страны.
Рассмотрим данные различия, используя понятия статуса страны, принятые в геополитике.
Таблица 4.
Баланс Soft Power и Hard Power |
|
Способ достижения власти и влияния в зависимости от статуса страны (трактуемого в геополитических категориях) |
|
Статус страны |
Способ воздействия |
Страна-изгой |
Угроза применения силы |
Сателлит |
Вознаграждение, экономические стимулы |
Партнер, союзник |
Декларирование общих интересов и целей |
Применение Soft Power имеет свои пределы
Так либеральный концепт Soft Power имеет свои ограничения в незападном мире. Некоторые составляющие (в формулировке Дж.Ная) «мягкой силы» не имеют эффективного влияния в странах Восточного мира. В силу особенностей политической культуры стран Востока некоторые западные политические ценности, такие как идея либеральной демократии, прав человека и свободы (в западной их трактовке) не находят там должной поддержки. А вот идея благотворительности и социальной помощи уязвимых слоев населения (составляющая суть концепции «социального государства») находит там свое понимание.
Далеко не все культурные ценности, например, из сферы масс-культуры воспринимаются восточным социумом, особенно его старшим поколением, которое всегда более привержено к собственной культурной традиции.
Что касается потребительских предпочтений, то, несмотря на повсеместное распространение и глобальную интервенцию кока-колы, сникерсов, «Макдональдсов», джинсов, инновационной техники (мобильных телефонов, айпадов, планшетников) и технологий (в том числе программного обеспечения), восточное общество по своей культуре, сущности и содержанию продолжает оставаться таковым.
Ограничительная линия действия Soft Power проходит по «тектоническому разлому цивилизационных плит». Естественными ограничителями действия Soft Power являются цивилизационные фильтры и цивилизационные барьеры традиционного общетва.
Там, где заканчивается действие Soft Power, используются глобальные политические технологии. Однако чаще всего, методы Soft Power и глобальных политических технологий используются одновременно. В широком смысле слова Soft Power есть часть глобальных политических технологий.
Наблюдается некоторая закономерность, которая отражает существующую обратно пропорциональную зависимость между имеющимися ресурсами субъекта глобального управления и необходимостью применять Soft Power для расширения своего влияния в глобальном мире и латентного управления глобальными политическими процессами. Так отдельный полюс (экономический, военный, политический и т.д.) глобального мира не имеет достаточно материальных ресурсов и средств экономического давления, угрозы военного вмешательства без санкции ООН и др. для эффективного и крупномасштабного влияния на глобальные политические процессы. Методы Soft Power могут восполнить недостающие ресурсы.
Чем больше субъект управления имеет материальных ресурсов, тем меньше у него необходимости прибегать к методам Soft Power. И наоборот, чем меньше у него ресурсов, тем более настоятельна необходимость использовать Soft Power. Парадокс заключается в том, что чем меньше объективная необходимость прибегать к методам Soft Power, тем больше данный субъект имеет ресурсов для её использования.
В последнее время в политическом дискурсе используется понятие Smart Power, которое трактуется как баланс твердой и мягкой силы.
Таким образом, мы можно выделить следующие механизмы управления и средства влияния на международные процессы, применяемые в современно глобальном мире: Soft Power («мягкая сила»), Hard Power («жесткая сила»), Smart Рower («умная сила»), а также Wise Рower («мудрая сила», которая чаще всего приписывается Китаю или другим восточным странам).
В каждой стране формируется свой контент Soft Power, что обусловлено политическими, экономическими и социокультурными различиями между различными странами мира.
Эти «национальные разновидности» Soft Power можно назвать так:
- «доминирующая мощь» США (dominant power of the USA),
- «привлекательная сила» Китая (attractive power of China),
- «неочевидная сила» России (unobvious power of Russia)
- «мистическая сила» Востока (mysterious power of the East)
В XXI веке концепция Soft Power и возможность её применения приобретает для России особо важное значение в силу следующих причин.
Во-первых, Россия сегодня не является экономическим полюсом. Материальный ресурс её влияния пока еще недостаточно велик чтобы оказывать влияние на глобальные политические процессы.
Во-вторых, внешняя политика России часто оппонирует Западным странам по ряду проблем и позиций (например, различные подходы к ситуации в Сирии, Иране, Ливии и др.), и часто даже имеет антизападную направленность. А согласно теории Дж. Ная, внешняя политика страны есть важная составляющая её Soft Power. Поэтому для многих стран Азии и Африки, которые являются (или считают себя) партнерами США, это вызывает отрицательное отношение и придает имиджу России негативную окраску.
В-третьих, многие европейские страны и страны Центральной Азии заявляют, что они «устали» от «энергетического шантажа», в котором обвиняют Россию. Действительно, ресурсы политики «энергетического давления» с вступлением в строй альтернативных путей транспортировки нефти и газа (проект Nabucco) и др. для России вскоре будет исчерпан.
Политика «мягкой силы» дает возможность России активизировать те ресурсы своего внешнего влияния, которые могут оказаться более действенными в современном глобальном мире.