Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КПТ Зайцева Е.В..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
653.82 Кб
Скачать

3. Музыка – основа хореографического произведения

Музыка — это душа танца. Построение, характерность, темперамент танца заключены в ней и определяются ею. От того, насколько она образна, содержательна и выразительна, во многом зависит качество хореографического произведения, так как балетмейстер сочиняет танец на музыку, которая вдохновляет его и подсказывает ему хореографические образы. Вопрос о том, что важнее в хореографическом произведении — музыка или хореография, — рождает немало встречных вопросов: какая музыка и какая хореография, а существует ли танец от музыки вообще.

Еще в XVIII веке Ж.Ж. Новерр, один из классиков хореографии, в своих "Письмах о танце" утверждал: "Музыка для танца то же, что слова для музыки. Это сравнение означает, что танцевальная музыка есть и должна быть тем либретто, которое определяет и устанавливает движения и действия танцовщика. Танцовщик должен эту музыку передать и сделать понятней с помощью осмысленных и живых жестов и одушевленной выразительности лица. Следовательно, действенный танец есть то орудие, которое должно наглядно передать и объяснить мысли, воплощенные в музыке."

Музыка и танец дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы. Если эти образы совпадают, значит, балетмейстер, верно, понял и почувствовал музыкальное произведение, значит, ему удалось пластическими средствами, языком танца раскрыть образы, заложенные в музыке.

Хореограф строит сочинение, исходя из замысла, положенного в основу музыкального сочинения, стиля и характера музыки, ее ритмического рисунка и т.д. О значении музыки в рождении хореографического произведения говорили виднейшие хореографы.

"Между музыкой и танцем существует теснейшая связь, а потому балетмейстер, несомненно, извлечет для себя существенную пользу, если будет знаком с этим искусством практически; это всегда позволит ему яснее высказывать композитору свой замысел... хорошая музыка должна живописать, должна говорить... Отзываясь на нее, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она произносит...", — писал Ж.Ж. Новерр. Создание танцевальных номеров всегда требует от балетмейстера точного и тонкого ощущения образного строя, стилевой природы, национальной характерности музыкального письма в произведении, которое он задумал выразить языком пластики, языком танца. Что же является языком музыки, и в чем их общие и отличительные черты? При всем различии этих искусств в их языке имеются общие черты. Образы их развиваются во времени и выражают преимущественно человеческие переживания. Их язык черпается из сферы способов выражения человеком его переживаний в самой жизни и опирается в числе прочего также на первичную эстетическую выразительность движения, ритма. Язык музыки — язык звуков; язык хореографии — язык жестов.

Предпосылкой выразительности музыкальных звуков является интонационная выразительность человеческой речи. Предпосылкой выразительности танцевальных движений — выразительность движений человеческого тела, головы, рук, ног. Их язык — система специфических средств, основанная на аналогии, подобии выражению состояний внутреннего мира человека через изменение свойств звука в интонации речи, через изменение положения и соотношений частей тела в выразительных движениях человека. Музыкальный язык опирается на простейшие эстетические качества звука (на выразительность его высоты, длительности, силы, тембра) и охватывает в первую очередь закономерности высотной (лад, регистр), временной (темп, метро-ритм), темброво-регистровой и динамической организации звуков, то есть закономерности, сходные с теми, которые имеются в речевой интонации (выражение чувств, оттенков смысла через изменение высоты, тембра ритма речи, через паузы и ударения и т.д.). Язык хореографии опирается на эстетическое значение движения (его изящество, грациозность, выразительность, характерность и т.д.) и охватывает совокупность специфических выразительных движений ног, корпуса, рук, головы, лица человека, подобных тем выразительным движениям, которые вызываются состояниями внутреннего мира человека в самой жизни.

Музыку и хореографию роднит не только общность, сходство эстетического принципа отображения действительности, но и то, что образы этих обоих видов искусства развертываются во времени. В их языке, поэтому огромную роль приобретает выразительность темпа и ритма. Общность музыки и хореографии выражается, в частности, и в неотрывности, в подавляющем большинстве случаев, танца от музыки (дающей танцу как содержательную, так и внешнюю, темпо-ритмическую основу), а также в сходстве ряда жанрово- драматургических форм в этих видах искусства.

Но в языке музыки и хореографии имеются, конечно, и существенные различия. Причем существенным отличием хореографического языка от музыкального является также и то, что он непосредственно обращается к зрению, а не к слуху, и художественно развивается не только во времени, но и в пространстве.

Балетмейстер в своей практике встречается либо с готовым музыкальным произведением, либо с сочинением композитора, написанным по замыслу драматурга, либреттиста. Когда композитор пишет музыку по замыслу драматурга, балетмейстер создает композиционный план, или план-сценарий.

Если иметь в виду, что танец основывается на музыкальном произведении и раскрывает музыку, то, казалось бы, первична музыка, но если брать за основу замысел хореографического произведения, в котором автор уже определяет в какой-то степени и характер, и стиль будущего произведения, то можно прийти к выводу, что замысел танцевального номера предшествует рождению музыкальных образов.

Бесспорно одно: сила воздействия подлинного художественного хореографического произведения в единстве музыки и танца.

В музыкальном произведении хореограф находит материал для раскрытия национальных черт героев, интонации для характеристики эпохи и в своем решении должен отразить это все. Коснемся вопроса работы балетмейстера на основе готового музыкального произведения.

Балетмейстер остановил свой выбор на интересном музыкальном сочинении, в результате прослушивания которого, фантазия подсказала ему определенное хореографическое решение. В его воображении рождаются образы, характеры, драматургия, сюжет будущего номера и т.д. В другом случае у балетмейстера есть определенная тема, определенный сюжет, и он, не имея возможности заказать композитору музыку, ищет в литературе произведение, соответствующее своему замыслу. На следующем этапе работы балетмейстера, исходя из музыкального произведения, будет разрабатывать драматургию номера, уточнять сюжет, развитие образов.

Знание музыкальной литературы, основ музыкальной грамоты конечно необходимы балетмейстеру. Он должен уметь проанализировать музыкальное произведение с точки зрения формы, стиля, характера и т.д.

Остановимся на некоторых элементарных понятиях музыкальной грамоты, которую в обязательном порядке должен знать хореограф. В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят пульсацию).

В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами.

Доли, на которые приходятся акценты, называют сильными долями.

Доли, не имеющие акцентов — слабые доли.

Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется метром.

Чередование сильных долей времени происходит через одну или две слабые доли и создает в музыке непрерывное движение повторяющихся метрических звеньев.

Чередование долей времени в пределах метрического звена от сильной доли до следующей сильной доли называется тактом.

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Выражение метра определенными нотными длительностями называется размером.

Фраза — мелодическое построение, относительно завершенное по содержанию, занимающее по протяженности промежуточное поло­жение между мотивом и предложением. Часто служит частью музыкальной темы.

Предложение — музыкальное построение, занимающее по завершенности содержания и протяженности, промежуток - положение между фразой и периодом. Часто состоит из двух фраз.

Период — музыкальное построение, содержащее законченную музыкальную мысль. Обычно состоит из двух (реже трех; предложений).

Мотив — небольшое мелодическое построение, состоящее из нескольких интонаций и имеющее самостоятельное выразительное значение.

Мир музыки, издательство «Детская литература», Москва 1988г. Марк Зильберквит.

Для того, чтобы грамотно построить композиционною основу танца, нужно точно знать структуру музыки, которая лежит в основе танца.

Анализ музыкального произведения необходимо начинать с прослушивания, затем определить характер музыки, стиль, примерно временную принадлежность.

Например, Кадриль: старинная, эстрадная.

Затем определить форму произведения, определить наличие музыкальных тем и сколько их.

Далее условно разбить все произведение на части. Определить музыкальный размер каждой части, ее характер. Затем каждую часть разбить на предложения, фразы. Каждую фразу — на такты.

Для тоги, чтобы была наглядно видна структура музыки возможно применение следующей таблицы. Эта таблица помогает быстрее сориентироваться в любой части музыки, она удобна в работе.

Таблица анализа

Муз. тема

№ части

Муз. размер

Форма

№ предложения

№ фразы

Кол-во

тактов

К единству музыки и танца — вот к чему должен прийти балетмейстер в результате своего труда. Иногда балетмейстер для хореографического сочинения берет интересное музыкальное произведение и пыта­ется «подогнать» его под свой замысел. Появляются неоправданные купюры, ломающие форму и искажающие смысл музыкального произведения. Подобное отношение к музыке нетерпимо, и не может привести к положительным результатам.

Балетмейстер должен попытаться в первую очередь уловить специфику построение музыкальных фраз, раскрыть композиторскую мысль с тем, чтобы танцевальный язык соответствовал стилю и характеру музыки.

Музыкальная драматургия должна органически переходить в драматургию номера.

Очень важно, чтобы музыкально сопровождение с первого же знакомства с ним исполнителей носило не только характер ритмического сопровождения, а выполняло творческую функцию эмоционально-психологического раскрытия образа танца.

Балетмейстер должен использовать в полной мере все краски хореографического языка, все его возможности, даже если в его произведении занято всего несколько исполнителей.

"Вложенная в нас любовь к музыке, - говорит Ж.Ж Hoвеp, - влечет за собой и любовь к танцу. Оба этих искусства — братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительнее движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху, которые затем доводят эти трогательные и увлекательные образы до сердца, сердца же передает их душе, рождая в ней чувство удовольствия; гармоничное слияние искусств покоряет зрителя и заставляет его испытывать самое восхитительное из наслаждений "