
- •1. Структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, тенденции, движущие силы.
- •2. Глобализация и ее воздействие на мо.
- •3. Представление об основных тенденциях мирового развития по Фукуяме и Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- •4. Представления об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: Зб. Бжезинский, г.Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов.
- •6. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999: основные цели сша в глобальной сфере; их смысл и значение для Америки, связь внутренних и внешних факторов
- •7. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- •8. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- •9. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: Курс на создание нпро.
- •13 Дек 2001г сша объявили об одностороннем выходе из договора про и возобновили создание нпро.
- •10. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- •11. Становление Европейского Союза (1991-2000гг.). Понятие «трех опор» ес.
- •12. Формирование Общей внешней политики ес.
- •13. Формирование Общей европейской политики в области безопасности и обороны (оепбо) 1991-2000гг. Петерсбергские задачи и средства их осуществления.
- •14. Проблемы адаптации и ратификации Договора по обычным вооруженным силам в Европе.
- •15. Роль нато в международных отношениях в Европе в 1990-е годы. Принятие новых стратегических концепций альянса.
- •16. Создание структур сотрудничества нато с евразийскими государствами. Их деятельность.
- •17. Политика расширения нато на восток и порожденные этим проблемы.
- •18.Боснийский кризис 1992-1995гг: международные аспекты урегулирования.
- •19. Косовский кризис 1998-1999 гг.: международные аспекты урегулирования.
- •20. Мировое развитие и международные отношения. Развивающиеся страны в мо и проблема Север-Юг.
- •22. Интеграционные процессы в Западном полушарии: основные тенденции и перспективы развития.
- •23. Кнр в международных отношениях 1990-х годов
- •24. Создание и деятельность «Шанхайской пятерки»
- •25. Япония в международных отношениях 1990-х гг.
- •26. Международные отношения на корейском полуострове. Ядерная проблема.
- •28. Южная Азия в системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях
- •30. Афганистан в мо. Захват власти в стране режимом талибов и его международные последствия.
- •31. Фактор Ирана в региональном и глобальном контексте международных отношений 1990-х годов.
- •32. Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 1990-е гг. Мадридский переговорный процесс; его достижения и проблемы.
- •33. Ключевые проблемы израильско-палестинского урегулирования. Проблема палестинской государственности. Израильско-палестинские переговоры.
- •34. Проблема Ирака в международных отношениях 1990-х годов.
- •35. Латинская Америка в международных отношениях 1990-х гг. Латинская Америка и сша. Латинская Америка и ес.
- •36. Африка в международных отношениях 1990-х гг.
- •1. Африканский рог в 1990-е.
8. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
Развитие событий в 90-е годы подтверждает тенденцию формирования обширной зоны экономически развитых и демократически ориентированных государств с близкими формами политической культуры, постепенно распространяющейся на все новые регионы Европы, Азии и Латинской Америки. Во взаимоотношениях государств этой зоны военная сила постепенно теряет свое значение не только ввиду единых демократических норм и принципов разрешения противоречий, но и в результате все более глубокой экономической взаимозависимости. Наряду с этим система международных отношений включает в себя, быть может, еще более обширные регионы, где господствуют традиционные нормы и механизмы МО, ориентированных на широкое использование военной силы. >> трансформация роли и функций военной силы в мировой политике. Помимо сокращения географических ареалов ее традиционного применения идет изменение соотношения отдельных ее компонентов - особенно- противоречивой трансформацией роли ЯО. В ХВ - как инструмент сдерживания агрессии, прежде всего осуществляемой с использованием ядерного же оружия. Но если угроза такой агрессии исчезает, то и эта «сверхзадача» ЯО также теряет свое значение.
В настоящее время большинство ядерных государств рассматривают ядерное оружие как некую гарантию безопасности на случай непредвиденного развития событий, которое сегодня предсказать трудно, если вообще возможно, но которое может содержать в себе угрозу. Одновременно растет понимание того, что ни одна внешнеполитическая задача, которая традиционно решалась - а подчас решается до сих пор - с помощью военной силы, по самой своей природе не может быть решена с помощью ЯО, стратегического или тактического. Вместе с тем имеет место и другая тенденция, наиболее ярко проявившаяся в проведении весной 1998 г. ядерных испытаний Индией и Пакистаном и, соответственно, обретении ими ядерного оружия (как мощный инструмент возможного конкретного военного противоборства друг с другом). В итоге военно-политическая ситуация в регионе, расположенном недалеко от границ бывшего СССР, обрела новые, намного более опасные черты. По сути, впервые возникла реальная вероятность локальной ядерной войны. + Фактически дан старт разрушению режима нераспространения ЯО. При этом впервые с момента подписания ДНЯО (1967), безнаказанно разрушен один из краеугольных камней сложившегося мирового режима безопасности, не смогли предотвратить появление ЯО в ЮА. Тем самым был сломан психологический барьер, препятствовавший распространению ядерных вооружений.
Становящееся все более реальным распространение ядерного оружия в нестабильных районах «третьего мира» создает новую глобальную стратегическую обстановку, в которой совместные действия и сотрудничество ведущих держав по обеспечению безопасности, предотвращению и урегулированию конфликтов приобретают особое значение. Любые же их попытки использовать процесс распространения в собственных интересах для того, чтобы укрепить свои позиции в тех или иных регионах, могут оказаться весьма опасными и в конечном итоге контрпродуктивными для их инициаторов. В нынешних условиях особое значение приобретает реализация poccийско-американских договоренностей, нацеленных на постепенное уменьшение запасов ЯО на взаимно регулируемой основе. >> основа для дальнейших совместных действий. Кроме того, для России выполнение Договора СНВ-2 (1993) приобретает исключительную важность, поскольку экономические реалии таковы, что ядерный потенциал, в первую очередь стратегический, будет сокращаться независимо от того, как будут складываться отношения с США и как будет реализовываться данное соглашение.
В октябре 1999 г. Пентагон ввел в действие очередной план СИОП (SIOP -Single Integrated Operational Plan). Он явился кульминационным пунктом в переосмыслении всей системы ядерного планирования США, продолжавшегося около 10 лет. Главной задачей Вашингтона было приспособление ее к новой ситуации в мире, сложившейся после окончания ХВ. Американцы поставили перед собой цель трансформировать массивную, неповоротливую ядерную машину, для обеспечения гибкого, сбалансированного сдерживания угроз, исходящих от некоторых стран третьего мира, обладающих оружием массового уничтожения (ОМУ) и являющихся потенциальными противниками Вашингтона в региональных конфликтах. Хотя кол-во вооружений, необходимых для сдерживания, сократилось, ядерные силы США по-прежнему должны быть способны к сдерживанию угроз. Возможности нанесения ядерных ударов будут дополнены др. военными средствами. Такая комбинация обеспечит разнообразие возможностей надежного сдерживания противника.
Создание новой триады. Чтобы достичь целей национальной обороны в XXI в., США разрабатывают новую триаду. Первый компонент триады - наступательный - МБР, БРПЛ и бомбардировщики. будут по-прежнему играть важную роль наряду с новыми неядерными стратегич. силами. Второй компонент включает развертывание активной и пассивной обороны. Признается факт, что сами по себе наступательные силы не в состоянии сдержать агрессию в XXI в. Оборона сможет предотвратить нападение и создать новые возможности для урегулир. кризисных ситуаций. Третий компонент - это гибкая оборонительная инфраструктура. После окончания ХВ оборонит. система США подверглась сокращению и стала слабее. Нужны новые подходы к разработке и закупкам новой техники. Ядерная инфраструктура должна быть восстановлена. + Ядерные ВС США по-прежнему будут обеспечивать гарантии безопасности своим партнерам в случае военных действий. Эти гарантии ослабят у дружественных стран мотивы к обладанию собственным ЯО. Ядерные силы также гарантируют, что США не будут объектом насилия.