Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМО 90е гг.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
288.35 Кб
Скачать

12. Формирование Общей внешней политики ес.

Маастрихтский договор 1992 г. трансформировал Сообщества в ЕС путем объединения в единых рамках экономической интеграции, сотрудничества во внешнеполитической и правоохранительной сферах. В конечном итоге Договор о ЕС зафиксировал создание конструкции, состоящей из трех "опор". В Маастрихтском договоре был определен механизм формирования ОВПБ и его цели: защита общих ценностей и интересов ЕС, укрепление безопасности ЕС. Относительно новым направлением интеграции стало развитие сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности. Страны Западной Европы приступили к координации подходов к проведению возможных коллективных военных операций. Снова возник интерес к ЗЕС, который после подписания Маастрихтского договора должен был стать для ЕС главным инструментом координации в сфере безопасности.

В русле такого понимания будущей роли ЗЕС в июне 1992 г. на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, Евросоюзом и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего Евросоюза и во взаимодействии с НАТО. Договорившись о расширении функцией ЗЕС, его участники не согласовали вопрос о выделении средств под освоение новых задач. Поэтому декларация носила общий характер и имела значение как политический ориентир.

В 1996 г. французские представители в целях улучшения координации в сфере ВП и обороны предложили учредить в ЕС пост высокого представителя по вопросам общей ВП и политики безопасности. В 1997 г. инициатива была одобрена и закреплена в тексте Амстердамского договора. С тех пор ВП позицию ЕС представляет тройка: высокий представитель, МИД страны председателя, и комиссар ЕС по внешним сношениям. В июне 1999 г. на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении внешнеполитической координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность высокому представителю ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, который оказался в роли «министра иностранных дел, безопасности и обороны» Евросоюза. На этот пост был назначен бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана. В руках высокого представителя стали концентрироваться полномочия, связанные с представительством политических и военно-политических интересов ЕС в отношениях с внешними партнерами.

13. Формирование Общей европейской политики в области безопасности и обороны (оепбо) 1991-2000гг. Петерсбергские задачи и средства их осуществления.

«Единство Европы» будет неполным без интеграции в оборонной сфере. Важным импульсом стало осмысление провалов ЕС в плане воздействия на развитие событий в бывшей Югославии. Этот опыт показал: для эффективности совместной ВП необходимы конкретные возможности ее военного обеспечения.

В условиях Холодной войны у Европы не было возможности адекватно реагировать на существовавшие тогда вызовы безопасности. Единственная структура в этой области –ЗЕС, хотя и реформированный в 1954г, находился практически в замороженном состоянии, так как в нем не было особенной потребности в силу того, что проблемы европейской обороны и безопасности решались через НАТО и США. С конца 1980х в новых условиях международной политики (в первую очередь – окончание ХВ+ усиление европейской интеграции) Вашингтон стал активнее призывать европейский союзников к принятию большей ответственности за собственную безопасность — основное бремя расходов НАТО по-прежнему несли Соединенные Штаты. Однако вместе с тем, Вашингтон не хотел расставаться со своим влиянием в Европе. В то же время, Европа тоже пришла к пониманию необходимости создания новых структур в этой области при осознании важности сохранения американского военного присутствия.

Главным толчком к дальнейшему развитию европейской оборонной идентичности послужило подписание Маастрихтского договора о создании ЕС в 1992г, который помимо прочего закрепил намерение европейских правительств развивать общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ). Текст договора содержал ссылку на ЗЕС как на основную структуру, на которую будет возложена ответственность за проведение этой политики. Это был первый концептуальный шаг к соединению структур ЕС и ЗЕС в единое целое. В июне 1992г на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО: расширены функции ЗЕС (проведение гуманитарных операций и миротворческих миссий), главный принцип деятельности ЗЕС- в общеевропейских интересах и при взаимодействии с НАТО. На данном этапе «Петерсбургские задачи» носили характер политического ориентира.

Параллельно с этим США прилагаются всевозможные усилия для сохранения роли НАТО в Европе. В июне 1996 г. американские представители выдвинули проект реорганизации ЗЕС, получивший название программы «европейской идентичности в вопросах обороны». По сути, проект представлял собой вариант интеграции НАТО и ЗЕС, но не получил одобрения европейских стран. Идея ЗЕС как европейской опоры НАТО, предложенная США, вызвала возражения Франции, Германии и Италии, которые выступали за развитие более независимой европейской политики в области обороны и безопасности (при этом не отрицалась роль Альянса в Европе и осознавалась важность всяческого сотрудничества с ним). Остро встал вопрос о взаимоотношениях ЕС с его военным компонентом – ЗЕС. В результате, было принято решение об интеграции ЗЕС в ЕС при высокой степени зависимости ЗЕС от НАТО.

Подписанный в 1997г Амстердамский договор реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. По сути, был создан инструментарий для осуществления целей и задач европейской политики безопасности, провозглашенных в Маастрихтском договоре. Были предусмотрены: «общая стратегия» ОВПБ ЕС, должность Верховного представителя ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования, а также положение о постепенном включении ЗЕС в общую систему институтов ЕС. Вскоре за этим, Высокий представитель по ОВПБ (Хавьер Солана) был официально назначен по совместительству генеральным секретарем ЗЕС, что означало организационное сращивание ЕС и ЗЕС на уровне высшего руководящего звена. Окончательное слияние этих структур произошло по условиям Ниццского договора 2001г.

Важной тенденцией на этом этапе становятся усилия европейских государств сформировать исключительно европейские органы для осуществления политики в области обеспечения обороны и безопасности, и создать свои собственные европейские вооруженные силы в какой-либо форме. >> франко-британская встреча на высшем уровне в г. Сан-Мало в 1998г, на которой было принято решение создать Европейские силы быстрого реагирования в составе 40 тыс. человек (формирование контингента было решено завершить в 2003 г.). Еще одним важным событием стал Кельнский саммит в 1999г, в ходе которого страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению Общей европейской политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность Верховному представителю по вопросам внешней политики и безопасности. Позднее, на Хельсинкском саммите ЕС в осуществление всего спектра «Петерсбергских задач» было решено создать к 2003 г «корпус быстрого развертывания». С начала 2000х гг. осуществляется переход к новому этапу формирования политики ЕС в области безопасности и обороны, Ниццский договор 2001г закрепил ЗЕС в рамках структуры ЕС. В то же время были учреждены новые органы для реализации ОЕПБО: комитет по вопросам политики и безопасности, военный комитет и военный штаб.

Развитие более самостоятельной и независимой от США и НАТО европейской политики в сфере обороны и безопасности не следует рассматривать как попытки европейских стран дистанцироваться от Альянса (или США). В решениях Европейского совета в Ницце в 2000 г. было специально подчеркнуто ключевое значение НАТО в обеспечении европейской безопасности. Деятельность ЕС в военно-политической сфере направлена не на вытеснение НАТО, а на опережающее развитие европейской интеграции в сфере обороны параллельно с продолжением военно-политического сотрудничества в рамках НАТО и двусторонних связей с США.