- •Курсовая работа (проект)
- •Оглавление
- •1. Дмитрий I Иванович Донской и Сергий Радонежский в истории Древней Руси.
- •2. Роль взаимоотношений великокняжеской власти и православной церкви в истории России XIV в.
- •Введение
- •1. Дмитрий I Иванович Донской и Сергий Радонежский в истории Древней Руси
- •1.1. Дмитрий Донской: борьба за великое княжение
- •1.2. Политика Великого князя Дмитрия Ивановича
- •1.3. Сергий Радонежский: становление игумена Троице-Сергиева монастыря
- •2. Роль взаимоотношений великокняжеской власти и православной церкви в истории России XVI в.
- •2.1. Положение православной церкви в Московском государстве во второй половине XVI в.
- •2.2. Древнерусское государство и православная церковь в период Куликовской битвы: особенности взаимоотношений
- •Заключение
- •Список источников и литературы Источники
- •Литература
- •Приложение
1. Дмитрий I Иванович Донской и Сергий Радонежский в истории Древней Руси
1.1. Дмитрий Донской: борьба за великое княжение
Дмитрий Иванович (12 октября 1350 г. – 19 мая 1389 г.) – Московский князь с 1359 г., великий князь Владимирский с 1362 г., дальновидный политик и талантливый полководец, сын князя Ивана II Красного – среднего сына Ивана Калиты и княгини Александры Ивановны – сестры тысяцкого Василия Вельяминова, выполнявшего функции градоначальника.
Ярлык на великое Владимирское княжение обычно получали московские князья, начиная с Юрия Даниловича. Однако дети Ивана I правили недолго: Симеон Гордый умирает от распространившейся в Европе чумы, не оставив наследников; Иван II умирает по неизвестной причине в 31 год, оставив двух сыновей. Дмитрий Иванович был еще молод и не готов к управлению государством. В сложившейся ситуации ярлык на Владимирское княжение получают суздальцы. Но Дмитрий Иванович остается главным претендентом на великое Владимирское княжение. Авторитет московских князей – Даниила, Юрия Данииловича, Симеона Гордого, Ивана I и Ивана II, прославившихся своей мудрой, дальновидной политикой, способствует возвышению Дмитрия над другими князьями Северо-Восточной Руси.
Также следует отметить помощь со стороны наставника князя – митрополита Алексия, который обладая исключительным умом, фактически управлял государством в юные годы Дмитрия и помогал ему вести борьбу с другими претендентами на Владимирский престол.8
Как известно, московское боярство приобрело ярлык на великое княжение у одного из соперников хана Мюрида. Но в 1363г. во Владимир явился посол хана Абдула с ярлыком на Владимирский престол. Этого посла приняли со всеми почестями и наградили богатыми дарами. Хан Мюрид воспринял это как попытку Москвы избавиться от зависимости от Сарая и отправил ярлык на Владимирское княжение сопернику Дмитрия Ивановича – суздальско-нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу.9 Два раза Дмитрий Константинович получал ярлык на Владимир, ему даже удалось поселиться в городе, но князь Московский собрал войско и выгнал суздальско-нижегородского князя из Владимира, а затем опустошил Суздаль.
Познавший горечь поражения два раза, Дмитрий Константинович решил больше не испытывать судьбу, и когда ему в третий раз принесли ярлык на Владимирское княжение в 1365 г., суздальский князь отказывается от борьбы за великокняжеский престол в пользу Дмитрия Ивановича. Князья заключили союз, который был подкреплен браком между Дмитрием Московским и дочерью Дмитрия Константиновича в 1366 г.
Другим противником Дмитрия Ивановича был Михаил Тверской. Естественно, следовать политике московского князя Михаил не хотел. Но в одиночку бороться с московским князем и его союзниками тверской князь был не в состоянии. Он заключил союз со своим зятем – литовским князем Ольгердом. В 1368 г., по сообщению Рогожского летописца, Михаила Тверского вызвал в Москву Дмитрий Иванович. Встреча должна была нести дипломатический характер, но после суда тверского князя заключили под стражу. Спас его приезд в Москву ордынских послов, и Михаила выпустили на волю.10 Тверской князь жаждавший мести, отправился в Литву и стал слезно просить Ольгерда начать военные действия против Москвы.
В 1368 году Ольгерд с братом Кейстутом, сыном Витовтом и Михаилом тверским подошли к границам русского государства. Дмитрий слишком поздно узнал о приближении врагов и сумел выставить только москвичей, коломенцев и дмитровцев. 21 ноября состоялась битва на реке Тросне, где войска противников разгромили московский полк. Московский князь укрылся в белокаменном кремле. Три дня длился штурм кремля, но безрезультатно. Уходя, Ольгерд разгромил близлежащие территории, взял в плен людей и увел скот.
После небольшой передышки Москва начала борьбу со Смоленском, Брянском и в августе 1370 г. объявила войну Твери. Михаил бежал к Ольгерду, прося о помощи. Там он получил уведомление о разорении Твери. Литва не смогла ему помочь, так как у нее оставались нерешенные проблемы с Пруссией. Тверской князь решил просить помощи у Орды, но его предупредили, что на пути стояли люди московского князя, расставленные с целью перехвата Михаила. Тверской князь опять возвратился в Литву, и объединенное литовско-тверское войско двинулось на Русь. Они подожгли Волокаламск, 6 декабря осадили Москву. Дмитрий Иванович вновь укрылся в московском кремле. В это время двоюродный брат московского князя – Владимир Андреевич начал собирать войска под Перемышлем, к нему присоединился пронский князь Владимир Дмитриевич и войска рязанского Олега. Понимая, что Кремль взять не удастся и узнав о сборе войск, Ольгерд пытался добиться вечного мира с Москвой, но Дмитрий Иванович согласился только до Петрова дня. В«Хронике Быховца», обнаруженной в библиотеке помещика Александра Быховца, приведена другая версия: находясь в Кремле, московский князь отправил послов к Ольгерду с просьбой оставить Москву за щедрые подарки. Ольгерд получил дары, и, уезжая в Литву, произнес: «Князь Великий Московский! Помни, что копье литовское стояло под Москвою».11
Весной 1371 г. Тверской отправился в Орду и получил ярлык на Владимирское княжение, но Дмитрий Иванович взял слово с бояр не присягать на верность Михаилу. Летописи (Ермолинская, Симеоновская, Львовская, Воскресенская, Типографская и др) говорят о приезде Михаила во Владимир, но люди его не приняли.12 Московский князь заручился расположением ордынского посла Сарыхожи, сам поехал в Орду и, задобрив Мамая, вернулся в Москву с великокняжеским ярлыком. Тверскому князю хан сказал: «Мы тебе дали великое княжение, давали и войско, чтоб посадить тебя на нем; но ты войска нашего не взял, говорил, что сядешь одною своею силою; так сиди теперь с кем хочешь, а от нас помощи не жди»13.
Как мы видим, пронский князь с рязанскими полками оказал помощь московскому князю, но затем отношения с Рязанью по неизвестным причинам ухудшаются.
Таким образом, данный временной отрезок жизни Дмитрия Ивановича важен тем, что в нем только начинают формироваться качества лидера, которые привели московского князя к первенству среди равных удельных князей. Безусловно, этот процесс ускорила непрерывная борьба за Великое Владимирское княжение с князем суздальским и нижегородским Дмитрием Константиновичем и Михаилом Тверским. Была одержана локальная победа над Дмитрием Константиновичем, который оставил свои притязания на великокняжеский престол, но тверской князь Михаил продолжал соперничество.
