Новое американское общество
Американская демократия представляет во многом черты, отличные от европейской. В Америке с самого начала не было аристократических учреждений, не было гнета власти и церкви. Общество начало с демократии и свободной игры политических сил. Американское общество, уже ко времени составления конституции провозгласившее полную свободу совести, не знало споров между светской и духовной властью. В нем не было ни государственной церкви, ни властных церквей вообще. А была группа самостоятельных, весьма многочисленных сект; само католичество в Соединенных Штатах находилось на положении секты. Просвещение также было делом частных лиц или городских общин. Американские университеты были основаны и содержались на частные средства.
В Америке не было сословий, не было предрассудков но отношению к каким-либо видам труда. Сенаторами и президентами становились, наряду с генералами армий и банкирами, люди, пробивавшиеся личным физическим трудом. Линкольн был сыном мелкого фермера, основавшегося почти в первобытной стране, пахал землю, был дровосеком, лодочником, коммивояжёром и, чтобы выбиться в адвокаты, упорно работал над своим самообразованием. Таким же мелким фермером с Запада, а потом офицером волонтеров в испанской войне на Кубе был один из президентов Теодор Рузвельт. Это понятие безусловного равенства помогло без большого затруднения решить вопрос, который так мучительно пробивал себе путь в Европе: эмансипацию женщины, предоставление ей в обществе одинакового положения и прав с мужчиной. Женщины стали занимать муниципальные и государственные должности. В 1886 г. женщины впервые получили в одном из штатов избирательное право, а затем это право стало всеобщим.
В Америке иначе стоял и рабочий вопрос. В промышленных округах бывали большие стачки, в городах происходили крупные волнения пролетариев, но тем не менее социализм не приобрел значительной силы.
Особенностью США являлись союзы капиталистов, тресты, причем соединялись не отдельные фирмы, а объединенные группы предпринимателей в области того или иного производства. Тресты большей частью — союзы союзов. Ни отдельные предприниматели, ни группы их не соединяют капиталов; они лишь уговариваются относительно условий сбыта известных товаров и устанавливают их цену; в результате производители, не примкнувшие к союзу, не могут выдержать соперничества и должны или принимать условия союза, или прекращать дело. Трест захватывает, таким образом, монополию товара, полное господство над его производством, определяет его размеры, направление сбыта. Иные тресты распространили свою силу за пределы Америки на Европу: американский трест керосина под управлением Рокфеллера разделил всю мировую торговлю этим продуктом с трестом Ротшильда. Особенно важен захват трестами путей и средств сообщения, железных дорог и телеграфов. Благодаря этому большая часть печати перешла в руках финансистов. Обозначились и основные персонажи американского капитализма - Морганы, Рокфеллеры, Вандербильты. Их компании по обширности, сложности и разнообразию дел стали похожи на государственные ведомства. Они владельцы рудников, фабрик и банков; они строят церкви и университеты. Рокфеллер заявил однажды, что надо бы создать особый трест для издания Библии с тем, чтобы из нее были выпущены все места, где пророки или Христос враждебно говорят о богатых.
И конечно же четко обозначилось участие промышленного и финансового капитала в политической жизни Соединенных Штатов, в выборах президентов.
