
Лекция 14 Соединенные Штаты Америки в 19 в. Европейская эмиграция в 19 в.
Население Европы к сер. 18 в. было около 130 миллионов, в нач. 19 в.— 175 миллионов, а в кон. 19 в. составляло около 400; оно более чем удвоилось за сто лет и утроилось за 150 лет. По отдельным странам и местностям прирост был еще значительнее, например, в индустриальных областях Германии по Рейну и в Силезии, в Бельгии и Северной Франции, в Ломбардии и Северо-Западной Англии.
Эта увеличившаяся масса людей могла найти себе пропитание на той же самой территории только при условии огромного переворота в технике производства: без применения сложных машин, паровой и электрической силы немыслимы были колоссальные предприятия, занимающие в небольших округах десятки и сотни тысяч людей. Наметилось явное преобладание промышленности над сельским хозяйством. Помимо общего прироста населения, резко увеличилось городское население. Передвижение людей было облегчено необыкновенным развитием средств сообщения. При Людовике XIV для переезда в дилижансе из Парижа в Страсбург надо было употребить столько же времени, сколько в нач. 20 в. для проезда из Парижа через океан в Нью-Йорк.
Вследствие такого развития производительных сил и роста населения Европа в 19 в. более, чем когда-либо, нуждалась в расширении своего господства и сношений с остальным миром. Промышленные предприниматели и правительства, готовые их поддерживать, искали новые рынки для сбыта продукции и для обеспечения европейских промыслов обильной и дешевой доставкой сырья и продовольствия. Это вело к расширению колониальных владений европейцев и вызывало мысль о промышленном и отчасти политическом разделе мира между европейцами. Число людей, направляемых в другие части света правительствами или промышленными компаниями, т.е. чиновников, солдат, приказчиков, моряков, было, однако, невелико сравнительно с массой тех, кто выселялся самостоятельно, в силу нужды или отыскивая более благоприятные условия жизни и работы. Так же, как прирост населения в Европе достиг наибольшей силы в 19 в., и эмиграция из Европы приняла в это время самые широкие размеры. Но эта эмиграция не была результатом собственно тесноты, скученности населения. Она зависела от разных невыгодных условий и в разное время была сильнее в той или другой стране. В 1-ой пол. 19 в. больше всего выселялись из Англии, где начался промышленный переворот: особенно много было переселенцев в тяжелые периоды промышленных кризисов и безработицы; Ирландия дала огромное количество эмигрантов в свои самые черные годы голода около 1847 г. Затем очень много двинулось европейских переселенцев вообще, а в частности англичан, около середины столетия, когда открылись золотые россыпи в Калифорнии и в Австралии.
Во второй половине века главное место в среде стран, выпускавших переселенцев, заняла Германия, а потом Италия. Среди итальянских эмигрантов особенно бросается в глаза перевес бедняков; политика государства с его огромным военным бюджетом, тяжелыми налогами и тяжелой военной службой, вызвала истощение страны, и оно выразилось в уходе массы людей. В год самой сильной эмиграции из Европы (1888) убыло чуть менее миллиона людей, что составило около четверти прироста населения за тот же год.
Европейская колонизация неодинаково распространилась в различных частях света. Промышленный и политический захват направлен был большей частью на богатые населенные земли теплой полосы (Индия, Индокитай, острова Юго-Восточной Азии), на тропические земли (Центральная Африка и половина Южной Америки). Самостоятельная колонизация земледельцев, индустриальных рабочих и торговцев направлена была в страны, по климату и другим естественным условиям более похожие на Европу (Канада, Соединенные Штаты, Аргентина и Южная Бразилия, Южная Африка, Австралия и Новая Зеландия). В общей сложности европейцы заняли, заселили и захватили в нач. 20 в. около 63 миллионов квадратных километров, т.е. почти половину всей суши на поверхности земли; из них 10 миллионов приходится на саму Европу, 40 миллионов заселены европейцами и их потомками, 23 миллиона квадратных километров находятся лишь под властью европейских государств, но не колонизированы европейцами (в них подчиненное европейцам население — 330 миллионов).
Там, где европейцы образовали большие группы населения, в особенности, если они уходили недовольные порядками родины, они быстро отрывались от метрополии. Английская Америка отделилась уже в 18 в. и образовала Соединенные Штаты. В 20-х гг. 19 в. отделились испанские и португальские колонии Центральной и Южной Америки. С середины века почти независимое положение заняли Канада, Австралия и Новая Зеландия. Но эти страны продолжают притягивать к себе европейцев, они не только основаны Европой, но и питаются ее силами, образуют расширенную культуру Европы. Около 1800 г. число европейских эмигрантов составляло немногим более 9 миллионов, в 1890 г. их число превышало 90 миллионов, т.е. оно удесятерилось.
Главными странами, которые поднялись из положения европейских колоний до самостоятельной силы, являются Соединенные Штаты Америки. Соединенные Штаты образуют непрерывно растущую богатейшую группу земель, которая по своим материальным средствам и производительности соперничает с целой Европой.