Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

2.9. Специфика предъявления для опознания предметов

Часть 6 ст. 193 УПК РФ посвящена особенностям предъявления для опознания предметов. Здесь закреплено правило - "предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов". Использованный законодателем термин "в группе" означает, что предмет должен находится среди (в непосредственной близи) одновременно предъявляемых лицу однородных предметов. Причем однородным следует признавать предмет не только того же вида (наименования и назначения), но и внешне (по размеру, цвету и т.п.) схожий. Как верно отмечает Шевчук А.Н., опознаваемый объект не должен существенным образом отличаться от других объектов*(771). Поэтому, например, не могут быть признаны однородными наручные и настенные часы.

Последнее предложение ч. 6 ст. 193 УПК РФ предоставляет следователю (дознавателю и др.) при невозможности предъявления предмета его опознание проводить по фотографии. В этом случае на опознание предмета полностью распространяются правила предъявления для опознания по фотографии человека.

2.10. Фиксирование самого момента узнавания

В ч. 7 ст. 193 УПК РФ закреплены правила, касающиеся действий которыми сопровождается "указывание" опознающего на опознаваемого или иной опознаваемый объект. Словосочетание "опознающий указал" отражает действие последнего. Указать опознающий может словами, рукой или иным путем. Форма, в которой выразилось искомое действие, расцененное участниками следственного действия, как то, что он указал на лицо (предмет или др.), не имеет значения. Главное, чтобы он сделал это уверенно. Неуверенность при опознании должна рассматриваться как неустранимое сомнение, толкуемое в пользу обвиняемого. Полученный в результате такого опознания протокол следственного действия не может быть признан обвинительным доказательством. Однако говорить о том, что он обязательно должен быть признан недопустимым доказательством, как утверждают Смирнов А.В. и Калиновский К.Б.*(772), мы бы не стали. Этот протокол, если следственное действие произведено без нарушения требований УПК РФ, может быть оправдательным доказательством - доказательством того, что опознающий не смог уверенно опознать опознаваемого. Доказательством того, что в рассматриваемой ситуации возможно применение правил презумпции невиновности. Ведь протокол предъявления для опознания может быть доказательством как опознания, так и не опознания объекта*(773). Недаром сами авторы в одной из своих работ пишут, "например, при проведении расследования по конкретному уголовному делу свидетель З. Пояснила, что предъявленный ей в процессе познания С. похож на мужчину, ехавшего вместе с ней в автомашине, однако точно ли это он, она сказать не может, так как в машине было темно. Поэтому, как было признано судом, показания свидетеля З. "не входят в число доказательств, подтверждающих виновность С." (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994, N 5)"*(774). Таким образом, по мнению суда, указанные показания все же входили в число доказательств (а доказательство, если оно имеется, ни может не обладать свойством допустимости), но не подтверждали виновность, иначе говоря, не были обвинительным доказательством.

После того, как опознающий указал на объект, ему будет предложено устно изложить доводы, обосновывающие его вывод, что опознанный является именно тем лицом, о котором он ранее давал показания.

Указать опознающий может по-разному. Но указать он может только на один объект. Если же опознающий в процессе одного следственного действия опознает двух людей (два объекта), даже, когда среди этих двух есть опознаваемый (человек или иной объект), обвинительного доказательства в ходе такого опознания сформировано не будет. Следственное действие имело место, но опознаваемый опознанным в предложенной ситуации признан быть не может.

По каким приметам или особенностям опознающий опознал объект ему объяснить "предлагается". Между тем отказ его от сделанного предложения равнозначен тому, что опознающий ни кого не опознал. Чтобы признать факт того, что лицо было опознано, опознающий должен самостоятельно без подсказок и наводящих вопросов сообщить по каким именно приметам или особенностям он лицо (предмет и др.) опознал.