Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

§ 2. Обязательные условия и порядок предъявления для опознания

2.1. Перечень условий опознания

Специфические условия предъявления для опознания.

1. Опознание производит орган предварительного расследования.

2. Обязательный предварительный допрос опознающего.

3. В день производства следственного действия, перед его началом опознаваемого не должен видеть опознающий.

4. Каждый обвиняемый (подозреваемый, потерпевший или свидетель) предъявляется для опознания по отдельности.

5. Лицо (предмет) предъявляется опознающему вместе с другими внешне сходными с ним лицами (предметами). Общее число лиц (предметов), предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа.

6. Опознающему не могут задаваться наводящие вопросы.

7. Предъявление для опознания с начала и до конца следственного действия производится в присутствии понятых. Исключение их этого правила предусмотрено лишь ч. 3 ст. 170 УПК РФ.

8. По решению следователя (дознавателя и др.), в целях обеспечения безопасности опознающего, предъявление лица для опознания может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).

2.2. Обязательный предварительный допрос опознающего

Согласно требованиям ч. 2 ст. 193 УПК РФ опознающим может быть только ранее ("предварительно") допрошенное лицо. Невыполнение этого требования закона имеет следствием признание протокола предъявления для опознания не имеющим юридической силы*(730). Поэтому мы ни в коем случае не можем согласиться с Б.Т. Безлепкиным, по мнению которого "при предъявлении для опознания трупа не всегда имеет смысл требование о предварительном допросе опознающего"*(731). Свое суждение он обосновывает примером, когда "труп... предъявляется жителям домов, расположенных вблизи места его обнаружения, которые о происшествии ничего не знают"*(732). Во-первых, эти "жители" могут располагать сведениями о личности погибшего, а значит сведениями, имеющими отношение к уголовному делу. Поэтому если в их показаниях (объяснениях) возникла необходимость, в уголовном процессе они выступают в качестве свидетелей. Во-вторых, в приведенном автором примере демонстрируется не предъявление для опознания - следственное действие, а скорее оперативно-розыскное мероприятие - отождествление личности. Они похожи друг на друга, но это разные правовые явления. Перед тем как проводить оперативно-розыскное мероприятие, действительно законодатель не требует допрашивать лицо, которое будет отождествлять труп.

Итак, опознающий обязательно должен быть допрошен до предъявления для опознания. Какое количество раз опознающий был допрошен, значения не имеет. Но имеет значение предмет допроса. Последний четко ограничен содержанием ч. 2 ст. 193 УПК РФ. Прежде чем принять решение о предъявлении для опознания следователь (дознаватель и др.) обязан подробно допросить обвиняемого (подозреваемого и др.) об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо (предмет и др.), а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать.

Допрашивается лицо, как известно, не только во время следственного действия, именуемого "допрос", но и на очной ставке. Очная ставка не может быть до допроса. Однако может иметь место ситуация, когда о лице (предмете и др.), которое затем необходимо будет опознать, допрашиваемый первый раз сообщил на очной ставке. Такая очная ставка могла проводиться для устранения противоречий в показаниях допрашиваемых, которые не имели связи с вышеуказанным лицом (предметом и др.). Но ход очной ставки привел к тому, что допрашиваемый рассказал о новом, ранее не известном лице (предмете и др.), об обстоятельствах, при которых он его видел, а также о приметах и особенностях, по которым он может его опознать. Возникает вопрос, можно ли не проводя дополнительного допроса приступить к опознанию такого лица (предмета и др.)? Если буквально толковать ч. 2 ст. 193 УПК РФ, нужно сделать вывод, что нельзя. Хотя одновременно следует признать, что законодатель в ст. 192 УПК РФ, посвященной очной ставке, говорит о допросе в процессе производства этого следственного действия. Тем не менее, в такой ситуации рекомендуется все же после очной ставки подробно отдельным следственным действием допросить лицо, сообщившее о новом человеке (предмете и др.). И только после этого предъявлять ему объект для опознания.

Иногда термин "показания" употребляется и применительно к ходу предъявления для опознания. Но это не те показания, что даются при допросе. И, если применительно с вышеприведенной ситуацией по очной ставке можно признать возможность и иного, не только такого, как предложен нами, подхода. То применительно к показаниям, данным при предшествующем анализируемому нами опознанию предъявлении для опознания, несомненно, лицо, их давшее, не может считаться "предварительно допрошенным". Если при предъявлении для опознания, опознающий сообщил сведения о новом объекте, в отношении которого также целесообразно провести опознание, прежде чем приступить к этому следственному действию (второму опознанию), следует подробно допросить опознающего об обстоятельствах, при которых он видел данное лицо (предмет и др.), а также о приметах и особенностях, по которым он мог его опознать. Закрепить результаты его допроса в протоколе допроса и только затем можно будет приступить к предъявлению для опознания.

В продолжение изложенной здесь идеи следует дать оценку утверждению Гуева А.Н., что показания опознаваемых, "по каким приметам и особым признакам они могут опознать лицо (предмет)", "заносятся в протокол предъявления для опознания"*(733). В протокол рассматриваемого следственного действия заносятся сведения, "по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо или предмет" (ч. 7 ст. 193 УПК РФ). То есть информация, которую получили в ходе предъявления для опознания. Сведения же, по каким приметам и особым признакам опознающий сможет опознать объект должны быть выяснены до начала производства опознания. Они устанавливаются в процессе допроса и соответственно заносятся не в протокол предъявления для опознания, а в протокол допроса. Дублировать их затем в протоколе предъявления для опознания законодатель также не требует.

Человек, который в последующем будет опознающим, сначала допрашивается "об обстоятельствах, при которых он видел предъявленные для опознания лицо или предмет" (ч. 2 ст. 193 УПК РФ). Под обстоятельствами понимается явления, имевшие место в прошлом. Это, прежде всего, время суток, время года, погодные условия, освещенность, место и обстановка на нем, расположение допрашиваемого по отношению к наблюдаемому объекту, продолжительность наблюдения им за объектом, физическое (психическое и т.п.) состояние опознающего на тот момент, особенности его зрения, памяти и т.п.

Из содержания ч. 2 ст. 193 УПК РФ следует, что опознающий "видел" опознаваемый объект, а не "видел или слышал", как об этом пишет Коротков А.П.*(734) В УПК РСФСР 1960 года говорилось - "наблюдать". В то время имели место познания по голосу, то есть когда "наблюдение" лица осуществлялось опознающим не визуально, а иным способом. В настоящее время законодатель не оставил для правоприменителя альтернативы. Предъявление для опознания может быть произведено лишь в случае, когда опознающий ранее лично видел объект, который он предположительно может опознать.

Хотя следует заметить, что некоторые авторы до сих пор считают возможным "предъявление для опознания по голосу и речи"*(735), "на ощупь"*(736), и даже "по запаху, вкусу"*(737). Жаль только, что они не утруждают себя основанной на законе мотивировкой своей позиции. И хорошо еще, что при этом отрицают возможность предъявления для опознания объектов по запаху "биологическим детекторам (служебным собакам)"*(738).

Допрашивают опознающего не только о вышеуказанных обстоятельствах, но и о "приметах и особенностях", по которым он может опознать объект (ч. 1 ст. 193 УПК РФ). Когда он опознает объект, его вновь согласно ч. 7 ст. 193 УПК РФ спросят о том же - предложат "объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал" объект.

Иногда на практике складывается ситуация, когда на допросе лицо не может четко сказать, по каким приметам (особенностям) оно сможет опознать объект. Однако если в этом случае опознающий уверен, что опознать лицо (предмет и др.) он все же в состоянии, опознание после его подробного допроса может иметь место*(739). Главное, чтобы на допросе опознающий заявил, что опознать объект он может, а в ходе опознания смог объяснить по каким приметам (особенностям) объект им был опознан.

Как правильно отметил Б.Т. Безлепкин, если "опознающий заявил об опознании одного из предъявленных лиц, но не смог указать индивидуальные приметы, а сослался на неопределенные признаки (например, "по внешности", "по упитанности", "по взгляду" и т.п.) или же умолчал о приметах, доказательственное значение такого опознания незначительно"*(740).

Приметами и особенностями человека, о которых идет речь в ч. 2 ст. 193 УПК РФ, могут быть антропометрические данные, особенности внешнего облика человека (телосложение, пол, рост, вес и др.) и частей его тела (размер, толщина, внешний вид и др.), любые иные его приметы (примерный возраст, раса, форма и цвет лица глаз, волос, прически и др.). На допросе также выясняется наличие у опознаваемого особых примет*(741). Под особыми приметами понимаются отсутствие (ампутации) или дефекты различных частей тела, увечья, повреждения, бородавки, пятна (в том числе родимые пятна), рубцы, шрамы, следы ранее перенесенных операций, болезненные движения тела, плешивость (форма), асимметрия лица, разноцветность глаз, татуировки и другие.

К приметам, о которых должны осведомиться у допрашиваемого обвиняемого (подозреваемого и др.) следует отнести и телесные повреждения. Речь идет о тех телесных повреждениях, которые опознающий непосредственно лицезрел на теле опознаваемого. Все имеющиеся в действительности телесные повреждения перечислить невозможно. Таковыми, к примеру, являются огнестрельные и иного вида ранения, ушибы, синяки, ссадины, царапины, ожоги; обморожения; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера и иные повреждения здоровья.