Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

1.7. Участники опознания

То обстоятельство, что опознающими выступают только обвиняемый, подозреваемый, потерпевший или свидетель, приводит Гуева А.Н. к совершенно абсурдному утверждению. По его мнению, предъявление для опознания "проводится с участием подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, но не других участников уголовного судопроизводства"*(716). Во-первых, в этом предложении нельзя было использовать союз "и". По крайней мере, следовало употребить союз "или". Иначе получается, что в каждом опознании должны участвовать и обвиняемый, и подозреваемый, и потерпевший, и свидетель. Чего явно законодатель от следователя (дознавателя и др.) не требует. Во-вторых, опознание без статистов просто запрещено. Причем статистами не могут быть обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие и свидетели. Ими не могут быть и понятые. Хотя последние в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 170 УПК РФ тоже должны быть приглашены для участия в предъявлении для опознания. Соответственно в этой части утверждение Гуева А.Н. вступает в прямое противоречие с требованиями закона. Да и не только понятые и статисты помимо опознающего и опознаваемого могут быть приглашены для участия в следственном действии. УПК РФ не содержит запрета приглашения для участия в опознании переводчика, специалиста и других необходимых, по мнению следователя (дознавателя и др.), "участников уголовного судопроизводства".

К примеру, участником предъявления для опознания может быть педагог (психолог). В соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ обязательно участие педагога в допросе свидетеля (потерпевшего), которому еще нет четырнадцати лет. Педагог может быть приглашен и на допрос свидетеля (потерпевшего) в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Согласно ч. 3 ст. 425 УПК РФ педагог или психолог должен присутствовать и при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Распространяя эти гарантии соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних на институт предъявления для опознания, последовательно рекомендовать приглашение педагога (психолога) на опознание, где опознающим выступает способный правильно воспринимать приметы и особенности объекта, который он ранее наблюдал, и давать о них объяснения свидетель (потерпевший), которому еще нет четырнадцати лет или подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста шестнадцати лет (достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством или отстающий в психическом развитии).

Между тем нельзя не обратить внимание правоприменителя, что в одном из комментариев к УПК РФ аналогичная рекомендация сформулирована так, что дословное ее исполнение может привести к совершенно иной практике. Взгляните сами. Божьев В.П. пишет, что "при предъявлении для опознания свидетелю или потерпевшему лиц, не достигших четырнадцати лет, обязательно участие педагога"*(717). Пусть он забыл о несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Это не беда. Но ведь он рекомендует приглашать педагога, ни когда опознающему мало лет, а когда опознающему предъявляются для опознания лица, не достигшие четырнадцати лет. Опознаваемые объяснений (показаний) не дают. И уже в этой связи сомнительна рекомендация распространения требований, предъявляемых к допросу несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), на предъявление для опознания несовершеннолетнего опознаваемого, при чем не ясно каким статусом обладающего.

Помимо лиц, которых следователь (дознаватель и др.) приглашает для участия в предъявлении для опознания, в рассматриваемом следственном действии, кроме того, могут принять участие начальник подразделения дознания при производстве дознания, а при производстве предварительного следствия руководитель следственного органа, руководитель следственной группы и (или) следователь-криминалист.

И это еще один довод против вышеприведенного утверждения Гуева А.Н. о том, что в предъявлении для опознания не может принимать участие никто, кроме подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего.