Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

2.9. Вопросы, задаваемые иными участниками очной ставки

В очной ставке могут принимать участие: руководитель и (или) член следственной группы (ч. 5 ст. 163 УПК РФ), защитник (ч. 2 ст. 53*(683) УПК РФ), адвокат (ч. 6 ст. 192 УПК РФ), эксперт (п. 3 ч. 3 ст. 57*(684) УПК РФ), специалист (п. 2 ч. 3 ст. 58*(685) УПК РФ), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59*(686) УПК РФ) и педагог (ч. 5 ст. 425 УПК РФ*(687)) и др. Они также вправе с разрешения следователя (дознавателя и др.), а некоторые из них и без такового задавать допрашиваемым лицам вопросы в отношении обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Обычно ученые пишут о праве участвующих в очной ставке лиц задавать вопросы допрашиваемым лишь с разрешения следователя (дознавателя и др.)*(688). Мы же указываем, что есть группа участников следственного действия, которые вправе задавать вопросы допрашиваемым и без получения предварительного на то разрешения от следователя (дознавателя и др.). Правило произнесения вопроса лишь с разрешения следователя (дознавателя и др.) не распространяется только на тех участвующих в очной ставке должностных лиц, которые надзирают за ходом осуществления предварительного расследования либо контролируют законность и обоснованность производства следователем (дознавателем и др.) очной ставки. Таковыми могут быть прокурор, начальник подразделения дознания, руководитель следственного органа и (или) руководитель следственной группы.

2.10. Правила фиксации задаваемых на очной ставке вопросов и ответов

Вернемся к фиксации задаваемых вопросов в протоколе очной ставки. В последнем должна фиксироваться информация о том, кто именно задал конкретный вопрос. Формулировка вопроса, а тем более то, кем он был задан, может служить существенным обстоятельством, влияющим на процесс оценки содержащейся в ответе на вопрос информации. Одно дело вопрос поступил от следователя (дознавателя и др.), совершенно иное - от эксперта (специалиста) и тем более от защитника (адвоката).

В протоколе очной ставки фиксируются как вопросы, так и ответы. Причем, если ответ имел место, он должен быть записан, сразу после фиксации в протоколе следственного действия самого вопроса.

Блоки информации, состоящие из вопроса и ответа на данный вопрос, записываются в протоколе очной ставки в той последовательности, которая имела место в ходе производства рассматриваемого следственного действия. Данное требование относится лишь к вопросам и ответам, касающимся показаний допрашиваемого лица. В процессе очной ставки допрашиваемому лицу и иным участникам следственного действия задаются и другого рода вопросы.

Это вопросы - процессуальные гарантии соблюдения правового статуса допрашиваемого (иных участников производства рассматриваемого следственного действия). Речь идет о таких, к примеру, вопросах: соответствует ли содержание оглашенного протокола очной ставки его ходу и результатам, имеются ли у участников следственного действия замечания и (или) дополнения к протоколу очной ставки и т.п. Законодатель не требует фиксировать в рассматриваемом процессуальном документе подобного рода вопросы. В протоколе очной ставки отражаются лишь ответы на указанного уровня вопросы. Причем нельзя признать нарушением закона то обстоятельство, что ответ следователем (дознавателем и др.) на рассматриваемый вид вопроса был отражен в протоколе не дословно.

Требование отражения в протоколе ответа на вопрос от первого лица и дословно касается лишь тех ответов, которые содержат в себе информацию об исследуемом событии, а не о процедуре проведения и протоколирования следственного действия.

Иное дело, правило фиксации ответов (вопросов) в той последовательности, которая имела место в ходе очной ставки. Последовательность отражения в протоколе следственного действия вопросов и ответов об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, также как и последовательность ответов на вопросы процедурного характера должна соответствовать той, которая имела место в действительности. Иначе говоря, по общему правилу, после того как в протоколе очной ставки зафиксирован отрицательный ответ допрашиваемых лиц на вопрос, имеют ли они замечания к протоколу, в анализируемом процессуальном документе не должно содержаться вопросов и ответов с показаниями допрашиваемых лиц. Если же после названного процедурного вопроса все же был задан вопрос об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, и соответственно ответ на таковой, после этого в протоколе очной ставки вновь должны фиксироваться ответы допрашиваемых лиц на вопрос, имеют ли они замечания к протоколу рассматриваемого следственного действия.

Вопросы непроцедурного характера, имеющие отношение к предмету доказывания или же не имеющие такового, могут быть отведены. Отводу подлежат:

1) наводящие вопросы*(689);

2) вопросы, не могущие иметь отношения к уголовному делу (ст. 73 УПК РФ*(690));

3) вопросы, формулировка которых может унизить честь и достоинство допрашиваемого, когда возможно получить предполагаемый, имеющий отношение к уголовному делу ответ, задав вопрос в иной интерпретации (ч. 1 ст. 9 УПК РФ);

4) вопросы, неоправданно нарушающие нормы нравственности;

5) вопросы, неоправданно нарушающие нормы истинности;

6) вопросы, получение ответа на которые в условиях производимого конкретного следственного действия являлось бы нарушением закона.

И последнее. Положительным опытом признается ситуация, когда последним вопросом на очной ставке следователь (дознаватель и др.) выясняет у допрашиваемых лиц, настаивает ли каждый из них на данных им в ходе очной ставки показаниях. Такой вопрос целесообразно задавать в тех случаях, когда в процессе очной ставки не представилось возможным устранить имеющиеся в показаниях допрашиваемых лиц существенные противоречия.