Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

2.4. Первый вопрос допрашиваемому

Частью 2 ст. 192 УПК РФ урегулирован порядок постановки перед участниками очной ставки вопросов. Здесь установлен обязательный первый вопрос, а также то, кто и в какой последовательности задает последующие вопросы. Учрежденная ч. 2 ст. 192 УПК РФ последовательность не должна нарушаться. Иначе допустимость полученного в результате очной ставки протокола следственного действия может быть поставлена под сомнение.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 192 УПК РФ, сначала "выясняется", знают ли лица, между которыми проводится очная ставка, друг друга и в каких отношениях между собой находятся. В ч. 2 ст. 192 УПК РФ не урегулирован вопрос, какова должна быть форма такого выяснения. Поэтому любая из примененных следователем (дознавателем и др.) не противоречащих закону форм выяснения у допрашиваемых лиц данного вопроса будет приемлемой. Обычно же вопрос задается следователем (дознавателем и др.) в устной форме. Хотя, несомненно, он может быть занесен в протокол и после этого прочитан каждым из допрашиваемых лиц самостоятельно. В любом случае и вопрос, и ответ каждого из допрашиваемых в ходе очной ставки лица отражаются в протоколе очной ставки.

Вопрос задается лицам, между которыми проводится очная ставка, или иначе, допрашиваемым лицам.

Первая часть задаваемого вопроса направлена на выяснение "знают ли они" друг друга. Глагол "знает" в этом случае понимается в наиболее широком смысле слова. Не обязательно, чтобы допрашиваемое лицо указало фамилию, имя и отчество (иные анкетные данные) второго участника очной ставки. Достаточно, чтобы оно сообщило когда, при каких обстоятельствах и где именно оно его видело.

Однако не может быть признано обстоятельством, препятствующим проведению очной ставки и то, что ее участники ранее не были знакомы. В качестве примера, подтверждающего такое утверждение, может быть приведен случай, когда несколько человек с разных мест наблюдали за одним и тем же событием. В этом случае они могли не видеть друг друга и соответственно могут быть не знакомы. В показаниях таких ранее допрошенных лиц могут обнаружиться существенные противоречия, требующие принятия предусмотренных законом мер к их устранению, а значит, есть фактические основания проведения между ними очной ставки*(676).

Перед допрашиваемыми на очной ставке лицами ставится вопрос, знают ли они "друг друга". Иначе говоря, перед каждым из них ставится один и тот же вопрос, который по-другому можно было бы сформулировать так: "знаешь ли ты второго допрашиваемого".

Некоторые ученые рекомендуют также спрашивать "как давно" допрашиваемые знают друг друга*(677). Между тем спрашивать у допрашиваемых на очной ставке насколько давно они знакомы не обязательно. Закон такого требования не содержит.

Первый вопрос состоит из двух частей. Между ними поставлен союз "и". Соответственно выяснению подлежит сразу два обстоятельства. Важно получить от каждого допрашиваемого лица и отразить в протоколе очной ставки ответ не только на вопрос, знают ли оно друг друга, но и "в каких отношениях находятся". После фиксации ответов рекомендуется сразу же предложить допрашиваемым лицам подписать свой ответ. Это будет способствовать устранению возможности в последующем заявить, что следователь (дознаватель и др.) не верно отразил его ответ на первый вопрос в протоколе очной ставки. А ход проведения следственного действия задаваемые в последующем вопросы нередко приводят к ситуации, когда у допрашиваемого лица в конце очной ставки возникает желание существенно "скорректировать" первый свой ответ.

Итак, в первом вопросе у лиц, между которыми проводится очная ставка, выясняется "в каких отношениях" они "находятся между собой". И в этом случае не обязательно чтобы между допрашиваемыми лицами имелись какие-то отношения. Но если таковые все же были, то их подробно следует зафиксировать в протоколе. Особое внимание надлежит уделять той стороне данного вопроса, которая касается наличия между допрашиваемыми лицами ранее конфликтов, имущественных споров иных проявлений неприязненных отношений. В этой связи, после того как допрашиваемое лицо сообщило свой вариант ответа на первый вопрос, из которого следует, что лица, между которыми проводится очная ставка, ранее хотя бы встречались, рекомендуется уточнить, имеются ли (имелись ли ранее) между ними неприязненные отношения.

Форма вопроса, знают ли лица, между которыми проводится очная ставка, друг друга и в каких отношениях находятся, приводит на практике к тому, что следователи (дознаватели и др.) путают иногда два следственных действия - очную ставку и предъявление лица для опознания. Незаконное смешение данных следственных действий может быть осуществлено и умышленно. Задавая в начале следственного действия вопрос, знают ли люди друг друга, в действительности правоприменитель может стремиться установить, этого ли человека видел свидетель (потерпевший и др.) при тех или иных обстоятельствах. Данная практика справедливо осуждается как учеными*(678), так и большинством практических работников. Защитники оспаривают допустимость протоколов таких следственных действий.