Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Круг лиц, на почтово-телеграфную корреспонденцию которых возможно наложение ареста

В п. 1 ч. 3 ст. 185 УПК РФ употреблено понятие "лицо, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться". В ч. 5 той же статьи речь идет об "адресате". Кто же может выступать в этих качествах? Законодатель не ограничивает круг лиц, на почтово-телеграфную корреспонденцию которых возможно наложение ареста*(608). Таковыми обычно являются обвиняемые, подозреваемые*(609), и лица с ними состоящие в родстве, дружбе (их знакомые)*(610). Между тем нельзя отрицать возможность при наличии к тому фактических оснований наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию любого другого лица*(611). Такими лицами могут быть, в том числе потерпевший, свидетель и даже лицо, которому ничего не известно о расследуемом преступлении и обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Например, при розыске подозреваемого (обвиняемого) может быть наложен арест на почтово-телеграфную корреспонденцию его отца, который долгие годы не виделся с сыном и в связи с этим ничего не может сообщить, что могло бы иметь отношение к уголовному делу. Но в распоряжении следователя (дознавателя и др.) появились доказательства, позволяющие предположить, что сын напишет письмо отцу и, допустим, попросит у него денег или иной помощи. Как верно замечает В.В. Кальницкий, "круг лиц, на" почтово-телеграфные отправления "которых может быть наложен арест", "не ограничивается перечнем участников" уголовного судопроизводства*(612).

Совершенно иного мнения придерживаются А.В. Смирнов и К.Б. Калиновский. Они считают, что существует запрет наложения ареста "на корреспонденцию свидетеля, потерпевшего или иного лица"*(613). Однако немотивированность такого заявления, позволяет усомниться в его верности. Ведь в ст. 185 УПК РФ отсутствует подобного рода запрет. А фактические основания наложения ареста на почтово-телеграфные отправления могут иметься и в отношении "корреспонденции" лица, не являющегося подозреваемым или обвиняемым.

Те же авторы в первом издании своего комментария и в своем учебнике одновременно с требованием наложения ареста "только на почтово-телеграфные отправления конкретного лица - подозреваемого или обвиняемого" утверждали, что арестована может быть "корреспонденция юридического лица"*(614). Как будто юридическое лицо может быть подозреваемым или обвиняемым? Юридическое лицо не может быть подозреваемым или обвиняемым. Но следователь (дознаватель и др.), и соответственно суд вполне в состоянии располагать "достаточными основаниями полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, поступающих конкретному юридическому лицу. В законе нет прямого запрета наложения в указанной ситуации ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию такого юридического лица.

В законе речь идет о лице, почтово-телеграфные отправления "которого" должны задерживаться. Буквально толкуя данное словосочетание, подобным лицом является ни тот, кто получит отправление, а тот, кому оно принадлежит, иначе говоря, кто его написал. Недаром многие ученые считают, что арест может накладываться как на входящую, так и на исходящую корреспонденцию*(615).