Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

При задержании лица

Необходимо несколько слов сказать о каждом случае, отраженном в ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Первым здесь названа ситуация, именуемая - "при задержании лица". Под задержанием в этом месте разъясняемой нормы права понимается уголовно-процессуальный институт, предусмотренный ст.ст. 91 и 92 УПК РФ, а не уголовно-правовой и не административно правовой институты. Соответственно "при задержании", значит - при оформлении протокола задержания в порядке ст.ст. 91 и 92 УПК РФ*(552).

Здесь речь идет о задержании в порядке, установленном ст.ст. 91-96 УПК РФ. Во всех остальных случаях "задержания" при наличии к тому оснований может быть произведен личный обыск или же действие по сути аналогичное таковому (к примеру, личный досмотр). Однако правила ч. 2 ст. 184 УПК РФ не распространимы на юридическое основание производства этих действий.

"Лицом", которое обыскивается "при задержании" является подозреваемый или обвиняемый. О личном обыске "подозреваемого" речь идет в ч. 2 ст. 92 УПК РФ, посвященной порядку осуществления рассматриваемого следственного действия. К тому же согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ лицо, которое задержано в соответствии со ст.ст. 91 и 92 УПК РФ, является подозреваемым. Задержание обвиняемого в порядке, установленном ст.ст. 91-96 УПК РФ, предусмотрено ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

При заключении под стражу

Следующая ситуация, когда следователь (дознаватель и др.) вправе произвести личный обыск, не оформляя решение об его производстве постановлением, - "при заключении" лица "под стражу". "При заключении под стражу" означает при реализации постановления суда об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Реализуется же данное постановление во время фактического задержания подозреваемого (обвиняемого) во исполнение вынесенного судом названного решения.

При сокрытии при себе объектов во время обыска

Третий случай, признаваемый законодателем самостоятельной ситуацией, в процессе которой следователь (дознаватель и др.) может приступить к личному обыску, не вынося специального о том постановления, - "при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела".

Что представляют из себя "предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела", мы разобрали. В принципе разъяснено и словосочетание "при наличии оснований", употребленное законодателем в ч. 1 ст. 184 УПК РФ. Но в ч. 2 той же статьи законодатель посчитал необходимым внести в это словосочетание некоторые изменения. Здесь говорится не "при наличии оснований", а "при наличии достаточных оснований полагать". Соответственно в этом варианте правила законодатель добавляет два термина "достаточные" и "полагать".

Использованный законодателем термин "достаточные" основания нацеливает правоприменителя на необходимость наличия в распоряжении следователя (дознавателя и др.) не отдельно взятых доказательств (данных, сведений и т.п.), а такой их совокупности, которая была бы достаточна для констатации факта присутствия вероятности сокрытия лицом, находящимся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, при себе предмета (документа), который может иметь значение для уголовного дела.

Законодатель таким образом обращает внимание правоприменителя на то, что одного наличия доказательств (данных) для принятия решения о производстве рассматриваемого вида личного обыска без вынесения постановления мало. Необходимо располагать "достаточной" совокупностью таковых. Достаточность данных выдвигается им по своей значимости на первое место.

Выходит, по мнению законодателя, наличие в распоряжении следователя (дознавателя и др.) данных, позволяющих "полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела", еще не говорит о том, что он обладает фактическими основаниями производства личного обыска, о котором идет речь в ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Данные могут быть недостаточными.

По отношению к рассматриваемой ситуации фактические основания производства личного обыска находятся, если так можно сказать, на более высоком уровне формирования результатов уголовно-процессуальной деятельности. Данный уровень определяется не только наличием каких-либо доказательств (доказательств вместе с не процессуальной информацией) того, что, к примеру, в кармане лица, в квартире которого производится обыск, находится разыскиваемый предмет преступного посягательства, а непременно наличием такой их совокупности, которая "достаточна" для принятия решения о производстве личного обыска без вынесения постановления.

Глагол "полагать" в ч. 2 ст. 184 УПК РФ служит противовесом термину "достаточные основания". С одной стороны законодатель желает, чтобы решение о производстве личного обыска без вынесения соответствующего постановления принималось лишь при наличии достаточных, а не любых данных, с другой - он позволяет следователю (дознавателю и др.) принимать искомое решение при отсутствии точно установленных обстоятельств, о которых идет речь в ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Таким образом, правом произвести личный обыск без оформления решения постановлением следователь (дознаватель и др.) обладает еще до того, как станет располагать неопровержимыми данными, о том, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы (документы), которые могут иметь значение для уголовного дела. Рассматриваемое полномочие появляется у следователя (дознавателя и др.) с того момента, когда он становится обладателем необходимой совокупности доказательств (иных сведений), позволяющих сделать соответствующее предположение.

Личный обыск в рассматриваемой ситуации может быть произведен лишь в отношении лица, "находящегося в месте, где производится обыск". Из этого словосочетания следует несколько выводов. Во-первых, лицо не обязательно должно быть участником обыска, оно может лишь присутствовать при его проведении. Во-вторых, не обязательно, чтобы обыскиваемый находился на месте производства обыска от момента начала производства такового и до его окончания. И, наконец, в-третьих, правила третьего случая, о котором идет речь в ч. 2 ст. 184 УПК РФ, распространяются лишь на обыски. Нельзя без вынесения соответствующего постановления провести личный обыск лица, находящееся в месте, в котором производится какое-либо другое (не обыск) следственное действие, даже если есть достаточные доказательства, позволяющие предположить, что этот человек скрывает при себе предметы (документы), которые могут иметь значение для уголовного дела. Такого права следователю (дознавателю и др.) законодатель не предоставил.

Из содержания ч. 2 ст. 184 УПК РФ следует, что лицо в изложенной здесь ситуации должно "скрывать при себе" предметы (документы), которые могут иметь значение для уголовного дела. Термин "скрывает при себе" означает, что находящийся на месте обыска человек осуществил активные действия, направленные на размещение могущего иметь значение для уголовного дела предмета (документа) вне поля видимости следователя (дознавателя и др.) на (в) своем теле (в том числе в его естественных или иных отверстиях), в (на) своей одежде или в находящейся при нем ручной поклаже.