Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

§ 3. Специфика личного обыска

3.1. Понятие "личный обыск"

Разновидностью обыска является личный обыск. Этому следственному действию посвящена ст. 184*(523) УПК РФ. Между тем в отдельных постатейных комментариях к Уголовно-процессуальному кодексу РФ содержание этой нормы права вообще не разъясняется*(524).

Личный обыск - это урегулированное уголовно-процессуальным законом, обеспеченное государственным принуждением действие, заключающееся в обследование тела, в том числе естественных отверстий (ушей, рта и т.п.) человека, находящейся на нем одежды и при нем - ручной поклажи, в целях отыскания и изъятия предметов (документов и др.), могущих иметь значение для уголовного дела, а также свидетельств их принадлежности конкретному лицу.

Процессуалисты по-разному воспринимают личный обыск. Одни ученые считают его самостоятельным*(525) ("отдельным"*(526)) следственным действием. По нашему же убеждению личный обыск является разновидностью обыска*(527). А вот обыск - это уже, действительно, самостоятельное следственное действие. Данные наши представления о личном обыске строятся на размещенном в ч. 1 ст. 184 УПК РФ указании законодателя на то обстоятельство, что личный обыск производится "при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены" ч.ч. 1 и 3 ст. 182 УПК РФ.

3.2. Основания производства личного обыска Фактические основания

Фактическое основания производства такового отличается от обычных оснований лишь местом предполагаемого обнаружения сведений. Этим местом, или иначе, объектом исследования при личном обыске могут быть: тело живого человека, находящейся на человеке одежда и при нем - ручная поклажа.

Поясним, что мы понимаем под каждым из указанных терминов.

К телу человека относятся любая его часть: голова, туловище, ноги и руки, включая естественные (уши, рот и т.п.) и иные отверстия в теле человека и отдельных его частях.

Может возникнуть вопрос, что такое - "иные отверстия"? "Иные отверстия на (в) теле - это те отверстия, которые появились в процессе жизни обыскиваемого, а ни при его рождении.

Другой вопрос. Когда лицо на глазах проглотило кольцо, что нужно делать? Производить личный обыск или выемку? В любом случае, когда предполагается поиск искомого предмета, при наличии к тому оснований и соблюдении предусмотренных законом условий может осуществляется разновидность обыска, а не выемки.

Мы считаем, что одним из объектов исследования, производимого при личном обыске, является тело человека. С этим согласно большинство процессуалистов*(528). Однако использованные некоторыми учеными формулировки данного правила несколько не безупречны. Ученые пишут, что личный обыск состоит в поиске и изъятии объектов "на" теле*(529) подозреваемого или обвиняемого*(530). Данное выражение может привести к возникновению мнения, что "в" теле (в отверстиях, имеющихся в теле) предметы и (или) документы, могущие иметь значение для уголовного дела, при личном обыске нельзя искать и изымать. Между тем и приверженцы указанной позиции иногда делают правильные умозаключения. К примеру, что "личный обыск может быть с проникновением в полости организма"*(531) или же что "личный обыск состоит в обследовании тела человека"*(532). Иначе говоря, в комментарии к одной и той же статье, они иногда приводят два утверждения, которые разнятся между собой по значению*(533). Нами в этой связи рекомендуется не понимать буквально используемое авторами словосочетание "на теле". Личный обыск может быть произведен и "в теле" обыскиваемого. Но при соблюдении определенных условий. Одно из них внятно сформулировано в книгах Б.Т. Безлепкина. Он разъясняет, что при личном обыске обследованию подвергаются "доступные внешнему наблюдению полости тела человека, если есть основания полагать, что в них скрыто отыскиваемое"*(534).

Таким образом, обнаружение и изъятие в процессе личного обыска может быть осуществлено как на теле, так и в теле обыскиваемого. Причем "в теле" человека может быть осуществлено обследование (изъятие) только тогда, когда:

- проникновение в тело не сопровождается причинением не предусмотренного законом вреда обыскиваемому, в том числе физического вреда;

- исследованию подвергаются естественные и иные отверстия (полости), имеющиеся в теле человека на момент начала производства следственного действия;

- внутреннее содержание отверстий доступно внешнему наблюдению, как следователя (дознавателя и др.), так и любого другого участвующего в производстве этого следственного действия лица.

Использованное нами понятие "одежда" подлежит расширительному толкованию. Это не только собственно одежда, но и обувь*(535), головные уборы, и даже предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды) и т.п.

"Ручная поклажа"*(536) находится "при нем", то есть обыскиваемый сам не отрицает принадлежность и нахождение с ним данного объекта.

Объектом личного обыска может быть находящаяся при лице "ручная поклажа". К "ручной поклаже" рекомендуется относить не о любой предмет (и не любую так называемую "ручную кладь"), а только о тот, который не имеет большого размера: портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт, а также другие мелкие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 см.*(537)

Если же обыскиваемый отрицает нахождение объекта при нем или объект представляет собой довольно большой предмет (чемодан, тележка, мешок и т.п.), данный объект может быть осмотрен в рамках следственного действия, именуемого осмотр предмета. Когда же лицо препятствует проведению осмотра, может быть произведен обыск в помещении (на участке местности), где находится искомый объект.

В этой связи хотелось бы предупредить правоприменителя о недопустимости буквального восприятия, разъяснений, которые дает В.П. Божьев, в своем комментарии. Он пишет об исследовании при личном обыске не находящихся "при обыскиваемом", а "отобранных у лица" вещей и документов*(538). Уголовно-процессуальный закон никому не позволяет что-либо отбирать у "лиц". Этот термин больше подходит для характеристики неправомерного поведения (грабежа и разбоя). Но даже, если В.П. Божьев под "отбиранием" понимал "изъятие", его позиция остается не безупречной. Получается, до изъятия исследования обнаруженного объекта не производится. Откуда же без предварительного проведения исследования следователю (дознавателю и др.) стало известно, что им изымается именно могущий иметь значение для дела объект? Изъятие может следовать только вслед за исследованием предмета (документа). Как минимум, "исследование" начинается раньше появления в распоряжении следователя (дознавателя и др.) фактических оснований "изъятия".

Трудно согласиться равно с утверждением авторов, что в содержание личного обыска входит "также само место обыска, т.к. обыскиваемые иногда выбрасывают находящиеся у них предметы"*(539). Личный обыск на то и "личный", что он не распространяется на местность (помещения). Иначе под видом личного обыска при задержании всегда можно будет производить обыск местности и даже помещений. Что, несомненно, не отвечает букве закона и является прямым нарушением требований УПК РФ, касающихся классификации обысков по объекту, в отношении которого производится рассматриваемое следственное действие.

Теперь можно перейти к собственно разбору оснований личного обыска. Фактическим основанием анализируемого следственного действия следует признать такую совокупность доказательств (доказательств вместе с оперативно-розыскной информацией), которая позволяет с определенной долей уверенности предположить, что:

а) у какого-либо лица (на его теле, в одежде, или находящейся при нем ручной поклаже) находятся орудия преступления, предметы и ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, а также другие предметы или документы (части трупа), могущие иметь значение для дела;

б) для их поиска и изъятия может возникнуть необходимость в применении принуждения.