Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отчет «Социологическое исследование проблем лег...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.05 Mб
Скачать

3.Проблема нелегальной миграции в Новгородском регионе

  1. Сложности опроса.

Данная глава посвящена самому трудному вопросу – определению объемов и специфике нелегальной миграции в регионе.

Как оказалось, не так много экспертов в нашем регионе, которые могут предоставить достоверные данные. Одни более компетентны в экономической ситуации, другие – в функционировании этнических сообществ, третьи чаще сталкиваются с правонарушениями мигрантов и т.д.. Как полагает Е.Тюрюканова, директор московского центра миграционных исследований, «оценка нелегальной миграции… должна проводиться комплексно. Как правило, экспертов, хорошо знающих ситуацию и способных дать достоверные оценки, очень мало. Поэтому это не может быть единственным источником данных. Надо проводить опросы, как можно более подробные. Желательно по отдельным группам - территориям или видам деятельности (Е.Л. - выделение мое)».

Поскольку поставленных перед нами задач в этом исследовании было достаточно много, углубиться в опросы мигрантов по территориям или видам деятельности в этом исследовании мы не смогли. Опросы мигрантов – весьма и весьма трудоемкая работа, поскольку предмет опроса очень сензитивный (чувствительный, щепетильный), требует от интервьюеров прежде всего терпения и хорошей психологической подготовки. Подготовка углубленного опросника также требует много времени. Как пишет Е. Тюрюканова «можно, например, одного респондента спрашивать не только о нем, но и, например, о трех его соотечественниках, с которыми он живет или работает в России, или о членах его семьи. Опросник должен содержать проверочные вопросы, "ловушки" и т.п., так как предмет опроса "щепетильный", в этом случае всегда велик % неискренних ответов, он должен быть минимизирован таким образом».

В начале исследования мы столкнулись с одной из проблем, с которой, судя по научной литературе, сталкиваются все российские исследователи - с недоверием со стороны мигрантов. Как правило, на доверие исследователь может рассчитывать, если (1) в роли информанта выступает хорошо знакомый ему человек, (2) если он получает соответствующие рекомендации от доверенных информанту лиц, (3) если у него есть время и возможность заслужить необходимое доверие. Первый вариант нам был не доступен, поскольку таких знакомых не было, а третий вариант осложняли сроки и объем нашего исследования. Добиться доверия у исследуемой группы очень сложно, поскольку они очень многого опасаются в чужой для них стране:

  • Л.: (малый стр-й бизнес) «Они запуганные, вот представь, что ты приехала в Англию работать, делаешь простую работу тяжелую, и к тебе приходит кто-нибудь и говорит- «я профессор университета, я хочу взять у вас интервью». (говорит за мигранта) – «Зачем мне это надо? Меня еще выгонят отсюда… Подвох какой-то в этом. Это же иностранцы, у них все наперекосяк, они ж правду-то никогда не скажут, будут придумывать. Конечно, русские начальники хитрые, а мы просты и обмануть нас просто». Он всегда на тебя смотрит с недоверием, всегда! (подчеркивает с ударением). Вот ты говоришь, что надо сделать эту работу и это столько-то стоит, он про себя наверняка думает – (не обманывают ли меня?…). Некоторые еще пойдут к заказчику и спросят…»

Мы полагали, что можно будет провести фокус-группы с мигрантами и сразу получить большой объем качественной информации. Но оказалось, что собрать вместе 10 человек иностранных рабочих – очень не легкая задача, которую мы не смогли решить, даже с учетом предполагаемого вознаграждения участникам. Даже на индивидуальное интервью с финансовым вознаграждением многие иностранные рабочие не соглашались. Кроме того, выяснилось, что даже у более-менее знающих русский язык респондентов есть трудности в обсуждении и понимании некоторых вопросов и есть недоверие к исследователю, которое с трудом преодолевается. Этим информантам также трудно отрефлексировать (осознать и проговорить) свой опыт пребывания. Поэтому и получаемая в таком интервью информация мало проясняла предмет нашего исследования.

Первый наш информант из Таджикистана постоянно в процессе интервью получал смс-ки и отправлял их, очевидно успокаивая своих соотечественников, что все спокойно и не опасно. Более осмысленную и значимую информацию мы получили от респондента-мигранта из Узбекистана, (нашли через своих знакомых), который владеет русским языком как своим родным и, судя по разговору, более образован.

Даже при формализованном опросе с помощью не большой анкеты возникали сложности. Интервьюеры проводили опрос в помещении ОВИРа, где иностранные граждане заполняют документы. Интервьюеры-студенты включились в работу активно - за 2 часа удалось опросить 8 человек, но могли опросить и больше, но некоторые респонденты отказывались от общения, а кого-то заставляли молчать. Например, когда начали опрашивать мужчину 66 лет, сразу подошел его сопровождающий и потребовал прекратить опрос: «Не нужно нам задавать никакие вопросы!», пытались объяснить, что это анонимно и только для научных целей, но мужчина был категоричен. Сложности, которые возникли в ходе опроса:

  • проблемы с языком, интервьюеры не всегда понимали, о чем говорили респонденты, приходилось переспрашивать, задавать уточняющие вопросы.

  • На вопросы «паспортички» (Е.Л. - социально-демографические данные) иностранные граждане отвечали спокойно. Но когда речь заходила о целях приезда на территорию Новгородской области, о трудностях с которыми они сталкиваются, о взаимоотношениях с местным населением, они настораживались, некоторые начинали продумывать свои ответы на эти вопросы.

  • Один респондент-мигрант отвечал «заученными фразами» (возможно у него трудности с русским языком, а возможно его научили так отвечать, например, работодатель).

  • Большинство мигрантов приходит в ОВИР с сопровождающими, которые заполняют необходимые документы.

  • На контакт лучше идут «молодые», нежели люди более старшего возраста (за 40 лет и старше).

  • Как оказалось, не все иностранные граждане знают, что такое патент на работу, что говорит о недостаточной информированности иностранных граждан, приезжающих к нам работать.