
- •Глава 1. Генезис представлении
- •1.1. Классики западной социологической мысли о предмете социологии культуры
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 189
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 191
- •Раздел II. Предмет, метод социологии культуры..
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры.
- •Раздел II. Предмет, метод социологии культуры...
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры...
- •Раздел II. Предмет, метод социологии культуры...
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры.
- •Раздел II. Предмет, метод социологии культуры.
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры.
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 201
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 203
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 205
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 207
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 209
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 211
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... . 213
- •Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 215
- •Раздел II. Предмет, метод социологии культуры.
- •Раздел II. Предмет, метод социологии культуры.
- •Раздел II. Предмет, метод социологии культуры.
- •Глава 2. Метод социологии культуры
Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 215
я
яла
философия культуры в лице таких ее ярких
представителей, • как
Г. Зиммель, М. Вебер, А. Вебер, К. Манхейм
и др.
Весьма узок круг тех лиц, которые трактуют социологию культуры как науку, занимающуюся изучением искусства социологическими методами. Только единицы склонны интерпретировать социологию культуры как науку о массовой культуре. Практически никто не разделяет точку зрения тех, кто трактует ее как социокультурный анализ. После выхода в свет известного учебника Б.С. Ерасова не опубликовано ни одной статьи, где бы нашла свое развитие высказанная им идея о социологии культуры как социальной культурологии.
Отказ научного сообщества от трактовок предмета социологии культуры, содержащихся в трудах вышеперечисленных и других авторов, был связан прежде всего с тем, что в ходе обсуждения позиций, изложенных ими, был высказан целый ряд критических замечаний, на которые данными учеными не были даны исчерпывающие и убедительные ответы. В частности, если обратиться к работам П.А. Сорокина, то в них мы не найдем опровержения тезиса его оппонентов, которые неоднократно обращали внимание на то, что ставить знак равенства между социологией и социологией культуры, как это делает автор «Социальной и культурной динамики», неправомочно хотя бы потому, что понятия «культура» и «общество» отражают различные реальности. Даже в том случае, если мы интерпретируем культуру как мир опредмеченных человеческих сущностей, или, говоря другими словами, рассматриваем культуру в предельно широком смысле, это не означает, что мы получаем право ставить знак равенства между наукой, изучающей с помощью социологических методов общество как объект, т.е. социологией, и социологией культуры.
Столь же очевидно, что социология культуры не может заниматься только исследованием феномена массовой культуры. Принять данную точку зрения значило бы свести все многообразие направлений, по которым ведется сейчас научный поиск социологами культуры, только к одному, что неоправданно, да и невозможно. К тому же следует учитывать тот факт, что массовая культура — это детище XX века. Говорить о ее существовании в тот период, когда происходило конституирование социологии культуры как науки, не приходится, а это означает, что феномен, являющийся, по мнению авторов, придерживающихся данной точки зрения, предметом на-
216
Раздел II. Предмет, метод социологии культуры.
Слава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры.
217
учного
интереса социологов, возник позже, чем
появилась наука, которая
его исследует.
Нельзя не сказать и о том, что при подобном взгляде на предмет социологии культуры все те, кто относится к числу основоположников социологии культуры, не могут рассматриваться в качестве таковых, ибо ни один из них не изучал феномен массовой культуры. Первым, как известно, проблема массовой культуры в теоретическом плане была поставлена в середине 30-х годов XX столетия Хосе Ортега-и-Гассет, который в своих классических работах «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства» показал, что массовая культура есть не что иное, как культура массового человека, который уверен в том, что может подняться на высшую ступень социальной лестницы, и который свои представления о политическом, экономическом, эстетическом и нравственном идеале рассматривает в качестве безальтернативных суждений. Позже данный феномен привлек внимание таких представителей Франкфуртской школы социальных исследований, как М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, В. Беньямин, Г. Маркузе, которых только с известным допущением можно рассматривать в качестве представителей социологической науки, ибо в круг их профессиональных интересов входили прежде всего социально-философские проблемы, связанные с теми деформациями, которые сопровождали (и сопровождают) развитие гражданского общества и правового государства в странах Запада. Но эти работы были написаны на рубеже 60—70-х годов XX столетия. В качестве примера можно сослаться на работу Г. Маркузе «Одномерный человек» и Э. Фромма « Иметь или быть». Первая из них была написана в 1964 г., вторая — в 1976. Работы Д. Белла, Э. Шилза, Ж. Фурастье, А. Турена, Дж. Гэлбрейта, Э. Тоффлера, Г. Кана, К. Боулдинга и других представителей западной общественной науки, где в той или иной мере затрагивалась проблема массовой культуры, появились еще позже (в конце 80-х — начале 90-х годов). Проблема массовой культуры привлекла внимание постмодернистов, в том числе Ф. Джеймисона, Р. Барта, Ж. Батая, М. Бланшо, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гватта-ри, Ю. Кристевой, Ж Бодрийяра, С. Жижека, Ж. Деррида, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара и др., которые были обеспокоены экспансией визуальных форм и жанров, вытесняющих «книжную» культуру, возникновением реальной возможности формирования «управляемой массы» посредством коммуникативных технологий, создающих собственную реальность.
Таким образом, проблема массовой культуры вошла в круг тех проблем, которыми интенсивно занимаются западные мыслители сравнительно недавно, причем практически в трудах всех перечисленных авторов феномен массовой культуры осмысливался преимущественно в социально-философском ключе. Труды же, где массовая культура рассматривалась с позиций социологического анализа, появились только в начале 80-х годов XX в. Пионерами в этой области были У. Эко, Д. Макдональд, Б. Розенберг, Дж. Селдес, а также ряд представителей Бирмингемской социологической школы. Именно благодаря их усилиям было выявлено, что система ценностей массовой культуры коренным образом отличается от системы ценностей народной и классической, что масскульт космополитичен по своей природе, что субъектом массовой культуры является специализированный отряд профессионалов, которые в своей деятельности руководствуются прежде всего законами рынка.
Если говорить об отечественных ученых, то феномен массовой культуры привлек внимание отечественных философов и культурологов примерно в конце 60-х — начале 70-х гг. Авторами первых публикаций по данной проблематике были Г. Ашин, В. Глазычев, Ю. Давыдова, Е. Карцев, А. Кукаркин, Г. Оганов, Г. Шестаков. В их работах доминировали критические оценки как самого феномена массовой культуры, так и тех результатов, которые были получены западными учеными. Советские исследователи особое внимание обращали на тот факт, что массовая культура выполняет роль средства, широко используемого для манипуляции массовым сознанием, что система ее ценностей совпадает с системой ценностей человека потребительского общества, что любой артефакт массовой культуры оценивается прежде всего не по законам красоты, а с точки зрения его потребительной стоимости. В настоящее время проблемой массовой культуры занимаются К.З. Акопян, А.С. Вартанова, В.Е. Васильев, М.С. Галина, А. Генис, Г. Голицын, И.В. Головачева, А.Б. Гофман, Б. Гройс, Л.Д. Гудков, Л.Н. Дергунова, Б.В. Дубин, Е.В. Дуков, А.В. Захаров, Н.М. Зоркая, Я.Б. Иоскевич, М.М. Кузнецов, Н. Маньковская, Н.Г. Мельников, Л.Ю. Одинокова, Э.А. Орлова, К.Э. Разлогов, Н.А. Руднев, Е.Г. Соколов, К.Т. Теплиц, И.Н. Тартаковская, Т.О. Семенова, А.Я. Флиер, Т.В. Чередниченко, Е-Н. Шапинская, А.В. Шейко, А.М. Яковлева и др. Не трудно заме-
218