
- •Глава IV
- •4.1. Организационные формы обучения в вузе
- •4.1.1. Роль и место лекции в вузе
- •4.1.2. Разработка и чтение лекций: методический аспект
- •4.1.3. Оценка качества лекции
- •4.1.5. Семинарские занятия
- •4.1.6. Лабораторные работы
- •4.1.7. Самостоятельная работа студентов
- •4.1.8. Производственная практика, курсовые и дипломные работы и проблема специализации
- •4.2. Высшее заочное образование
- •4.3. Содержание образования как проблема вузовской педагогики
- •4.3.1. Системно-деятельностный подход к учению и содержание образования
- •4.3.2. Уровни формирования содержания образования
- •4.3.3. Квалификационные характеристики и принципы формирования содержания высшего образования
- •Глава V
- •5.1. Психология научения
- •5.1.1. Общее понятие о научении
- •5.1.2. Понятие об обучении
- •5.1.3. Учение как деятельность
- •5.1.4. Мотивация учебной ситуации
- •5.1.5. Структура обучения, виды учебных и обучающих действий
- •5.2. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения
- •5.2.1. Восприятие и обучение
- •5.2.2. Обучение навыкам
- •5.2.3. Обучение мышлению и заучивание
- •5.2.4. Пути обучения мышлению
- •5.2.5. Факторы заучивания. Внимание и установка
- •5.2.6. Организация заучивания
- •Литература
- •Оглавление
- •Глава I. Педагогика и психология высшей школы
- •Глава II. Социально-исторические характеристики обучения и воспитания в системе высшего образования
- •Глава III. Воспитательная работа в советском вузе
- •Глава IV. Обучение в вузе. Организационные формы и содержание
- •Глава V. Психологические вопросы познавательной деятельности
- •Глава VI. Современные методы обучения в советской вые шей школе
- •Глава VII. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях советского вуза
- •Глава VIII. Основы педагогического контроля' в высшей школе
4.3. Содержание образования как проблема вузовской педагогики
4.3.1. Системно-деятельностный подход к учению и содержание образования
Деятельностный подход является ключом к организации содержания, определению целей и задач высшего образования. Многие трудности в развитии высшего об-
144
разования связаны с тем, что еще не укрепилось рассмотрение содержания обучения, представленного в учебных планах подготовки специалиста, в комплексах учебных предметов и соответствующих учебных материалах, как одного из ведущих элементов системы педагогической деятельности. Одной из причин возникновения этих трудностей являются стереотипы мышления преподавателя, выступающие в качестве своеобразного психологического барьера. Один из этих стереотипов — представление о тождестве результатов и содержания научных и технических разработок, осуществляемых в сфере конкретной профессиональной деятельности, и соответствующего учебного материала, отражающего эти результаты. Для многих преподавателей содержание образования — это общие результаты профессиональной деятельности специалистов, которые и должны быть усвоены студентами. Сохранение подобных представлений во многом предопределяется содержанием и характером педагогической деятельности преподавателя высшей школы: он, как правило, не рассматривает всю систему подготовки специалиста в целом, редко анализирует состав и содержание всего учебного предмета, а организует деятельность студента с соответствующим учебным материалом, который ему уже не как преподавателю, а как специалисту представляется фрагментом, отражающим содержание его профессиональной деятельности.
Для специалиста в области автоматического регулирования или расчета конструкций преподавание данных дисциплин заключается в изложении хорошо известных ему фактов, закономерностей, понятий и теорий, которые, на его взгляд, в лучшем случае, нуждаются в логическом упорядочивании и не могут измениться от того, что изучаются в химико-технологическом институте, а не в инженерно-строительном вузе, на III, а не на V курсе подготовки, в контексте профилирующей дисциплины, а не как компонент общенаучной подготовки. Конечно, сами по себе факты, понятия, теории, представляющие содержание научной и профессиональной сферы деятельности специалиста, действительно существуют независимо от процесса их изучения. Но, попадая в состав содержания той или иной учебной дисциплины (по осознанным педагогическим основаниям или без них), они приобретают новое качество — стано-
145
вятся дидактическими единицами учебного предмета, успешное функционирование которых в процессе подготовки специалиста определяется не их научной и практической значимостью, а прежде всего педагогической целесообразностью. Поэтому превращение содержания научной и профессиональной деятельности в содержание учебного предмета является сложным, отнюдь не зеркальным, процессом отображения элементов социального опыта в составе содержания высшего образования, подчиненным его целям и задачам, учитывающим его реальные условия и возможности на современном этапе развития советской высшей школы и опирающимся на психолого-педагогические принципы и закономерности организации учебно-воспитательного процесса. С этой точки зрения формирование содержания высшего образования является многоуровневым процессом проектирования и конструирования этого содержания, исходящим из педагогического анализа социального заказа общества системе высшего образования и деятельностной природы усвоения социального опыта. На всех уровнях формирования содержания образования должна присутствовать и конкретизироваться нацеленность на конечные результаты профессиональной подготовки в вузе, а сама подготовленность специалиста должна рассматриваться как закономерное следствие полноценной организации учебной деятельности студентов по овладению соответствующим содержанием. Таким образом, содержание социального опыта, существуя относительно независимо от системы подготовки специалиста, в ней самой представлено по-разному: в деятельности преподавателя — как нормативное, зафиксированное в учебных планах, программах и учебных материалах представление о необходимом содержании профессиональной подготовки, в деятельности студента — как содержание тех психологических новообразований, которые возникли в результате процесса обучения. Поэтому, когда речь идет о содержании образования, необходимо систематически учитывать его своеобразную двойственную представленность в деятельности преподавателя и учащегося. В этой двойственности проявляется единство и несовпадение преподавания и учения, формирующих личность специалиста, владеющего высшими формами профессиональной деятельности.
146
Именно эта профессиональная деятельность и ее психологическое ядро — особый склад психических качеств и особенностей, делающих вчерашнего студента полноценным специалистом сегодня, — являются тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения содержания образования в каждом конкретном случае того или иного профиля подготовки в вузе. При этом необходимо также учитывать, что только в результате активной деятельности студента складывается деятельность специалиста. Тем самым именно активная деятельность студента является стержнем учебно-воспитательного процесса. Деятельность преподавателя в этом контексте выступает как средство, организации этой активности. Сердцевиной обучения в вузе является управляемый педагогом процесс учения, когда студент выступает не только как «объект» педагогического воздействия, но и как активный субъект познавательной и творческой деятельности, направленной на глубокое усвоение учебного материала.
Категория учебной деятельности является тем исходным понятием, благодаря которому открывается возможность разумно разрешить противоречия, уже осознанные современной педагогикой и психологией высшей школы. Сюда относится противоречие между абстрактностью каждой отдельной дисциплины и конкретностью задач профессиональной деятельности специалиста, в решении которых ему необходимо комплексно учитывать данные разных дисциплин; противоречие между индивидуальным освоением учебного материала в вузе и коллективным характером совместной деятельности разных специалистов при решении общей задачи в реальной производственной деятельности; противоречие между теоретическими, знаково-символическими формами изложения учебного материала и предметно-практическим характером деятельности будущего специалиста. Именно в учебной деятельности как реальном жизненном отношении учащегося к миру эти противоречия вызревают и разрешаются, именно в ней происходит и раскрытие жизненного значения и смысла всех ее компонентов, содержания и условий, и овладение конкретными формами и способами ее осуществления — теоретические знания становятся практически действенными, а сама деятельность теоретически осознанной.
147
Чем диктуется и определяется содержание учебной деятельности? На первый взгляд, этот вопрос решается относительно легко — содержанием соответствующих учебных дисциплин, на освоение которого направлена учебная деятельность студента. Но само содержание учебной дисциплины является не чем иным, как статической, предметно ориентированной проекцией учебной деятельности. Именно поэтому и возникает задача раскрытия деятельности, которая вовлекает это содержание в качестве своего условия, компонента или результата. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что для усвоения достижений человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность; аналогичную той, которая стоит за этими достижениями предыдущих поколений [76, с. 397—422]. Содержание учебных дисциплин есть лишь знаковая форма фиксации предметного содержания учебной деятельности, при этом не содержащей, а лишь обозначающей саму эту деятельность. Для определения последней необходимо выйти на уровень более широкой системы, в рамках которой частично, в качестве подсистемы, функционирует высшее образование, другими словами, стать на позицию действительно системного подхода к определению содержания образования.
Понимание высшего образования как системы управления учебной деятельностью студентов выступает как дальнейшая конкретизация деятельностного подхода к определению содержания процесса преподавания.
В этом контексте мы должны прийти к выводу о том, что содержание образования нетождественно содержанию организационных форм учебно-воспитательного процесса: содержание лекции, семинарского занятия, практикума, учебника и учебного пособия может так и не стать содержанием деятельности студента.