
- •Пути развития органосохраняющего лечения в онкологии в. И. Чиссов
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Предрак, дисплазия и рак г. А. Франк
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Глава 5. Лучевая диагностика в онкологии
- •5.4. Ультразвуковая диагностика1
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Часть I. Общая онкология
- •Этические и правовые аспекты паллиативной помощи онкологическим больным г. А. Новиков, с. В. Рудой, м. А. Вайсман, б. М. Прохоров
- •Часть I. Общая онкология
- •Психологические, социальные и духовные аспекты паллиативной помощи онкологическим больным
- •Часть I. Общая онкология
- •Реабилитация онкологических больных и. В. Решетов
- •Часть I. Общая онкология
- •Механизмы развития злокачественного новообразования р. И. Якубовская
- •Часть I. Общая онкология
- •Опухоли молочной железы д. Д. Пак, э. К. Сарибекян
- •Часть II. Частная онкология
- •Часть II. Частная онкология
- •Часть II. Частная онкология
- •Лечение.
- •Гинекомастия
- •Рак молочной железы
- •Часть II. Частная онкология
- •Часть II. Частная онкология
- •Часть II. Частная онкология
- •Глава 25. Опухоли молочной железы
- •Часть II. Частная онкология
- •Гормонотерапия.
- •Часть II. Частная онкология
- •Часть II. Частная онкология
Часть II. Частная онкология
• информированное согласие больной на предложенное лечение.
Принципы хирургического лечения. Хирургический метод является ведущим в излечении больных РМЖ. С развитием методов лучевой и химиотерапии, разработкой новых методов диагностики заболевания на ранних стадиях удалось добиться улучшения отдаленных результатов лечения и появились основания для пересмотра необходимого объема операции при РМЖ.
У подавляющего большинства больных РМЖ с минимальным размером первичной опухоли (до 1 см) без регионарных метастазов (N0) отсутствует системное распространение процесса, поэтому они могут быть излечены только местным воздействием с применением органосохраняющей операции и облучения оставшейся ткани молочной железы.
При распространении опухолевого процесса (Т1—2N0M0) увеличивается вероятность скрытой системной диссеминации. Адъювантная терапия (химиотерапия, гормонотерапия) повышает общую выживаемость оперированных больных. Гормонотерапию назначают после операции пациенткам с наличием в ткани опухоли ЭР и/или ПР. При отсутствии таких рецепторов или наличии гиперэкспрессии HER-2/neu обязательно проводят химиотерапию.
При поражении регионарных лимфатических узлов (N1), независимо от размера первичной опухоли, практически всегда имеются и скрытые отдаленные метастазы. Эти больные после операции нуждаются в системном лечении, варианты которого назначают с учетом всех прогностических факторов: возраст заболевшей, менструальная функция, наличие ЭР и ПР в ткани опухоли, гиперэкспрессия HER-2/neu. Наличие или отсутствие пораженных лимфатических узлов, а также их абсолютное количество остаются наиболее значимым прогностическим фактором для оценки риска рецидива заболевания.
Радикальная мастэктомия. Радикальная мастэктомия продолжает оставаться методом выбора при лечении достаточно большого числа больных РМЖ в ранних стадиях. Некоторые пациенты не подходят для органосохраняющего лечения из-за большого размера опухоли или небольшого размера груди, мультифокальности поражения, медицинских противопоказаний к лучевой терапии (диффузные болезни соединительной ткани, предшествующая лучевая терапия). В некоторых случа-
ях пациентки сознательно настаивают на мастэктомии из-за опасения возможного рецидива.
Радикальную мастэктомию (Холстеда) в настоящее время выполняют только при прорастании опухоли в большую грудную мышцу. При этом используют различные виды разрезов кожи в зависимости от локализации и размера опухоли, требований к закрытию раневого дефекта. Кожные лоскуты отсепаровывают кверху до ключицы, медиально до грудины, книзу до верхней трети прямой мышцы живота, латерально до широчайшей мышцы спины. Удаляют единым блоком молочную железу, большую и малую грудные мышцы и жировую клетчатку подмышечно-подлопаточной области с лимфатическими узлами.
Модифицированная радикальная мастэктомия (Пэйти) отличается сохранением большой грудной мышцы, но при этом удаляют малую грудную мышцу для облегчения доступа к лимфатическим узлам II—III уровня. После отсепаровки кожи молочную железу отсекают от большой грудной мышцы вместе с ее фасцией. Ассистент отводит крючком большую грудную мышцу, хирург отсекает малую грудную мышцу и удаляет клетчатку с лимфатическими узлами II—III уровня. Сохранение большой грудной мышцы снижает инвалидизацию больных, улучшает условия для последующего протезирования или реконструкции молочной железы. Необходимо помнить, что пересечение срединного грудного нерва, который огибает малую грудную мышцу, приводит к атрофии латеральной части большой грудной мышцы (рис. 25.13, см. вклейку).
Операция Маддена предусматривает сохранение как большой, так и малой грудной мышцы. При этом необходимо выполнение в полном объеме подключично-подмышечной лимфаденэктомии и удаление межмышечной клетчатки. Данная операция в настоящее время считается оптимальным вариантом радикальной мастэктомии при узловых формах РМЖ, так как носит функционально-щадящий характер, не увеличивая частоту местных рецидивов по сравнению с операциями Холстеда и Пэйти (рис. 25.14, см. вклейку).
Простая мастэктомия показана при распространенном раке с распадом и кровотечением (сана-ционная операция). Цель ее — только улучшение качества жизни. В этом случае железу удаляют без фасции большой грудной мышцы. Подмышечную лимфодиссекцию не выполняют, так как это повышает риск осложнений.
Радикальная расширенная модифицированная мастэктомия. Одновременно с железой удаляют прилежащую к ней кожу с подкожной клетчаткой на расстоянии около 5 см от макроскопических краев железы, что соответствует следующим границам: сверху — второе межреберье, медиально — противоположный край грудины, латерально — задняя подмышечная линия, снизу — на 5 см ниже субмаммарной складки. Тканевый дефект закрывают кожно-подкожным лоскутом, формируемым путем продления разреза из углов раны вниз и кнаружи или перемещенным на сосудистой ножке нижнеабдоминальным лоскутом (Пак Д. Д., Сари-бекян Э. К., 2002). Данную операцию стали применять с 2001 г. при лечении отечных форм РМЖ, а также при наличии большой опухоли с изъязвлением, рожистоподобным раке, т.е. в случаях, когда имеется высокая вероятность продолженного роста опухоли после выполнения традиционных мастэктомии по Холстеду, Пэйти, Маддену (рис. 25.15 и 25.16, см. вклейку).
Органосохраняющие операции
Радикальная резекция. При радикальных резекциях удаляют до '/ ткани железы или выполняют квадрантэктомию с сохранением ареолярного комплекса. Удаляют ткань молочной железы с опухолью, отступя от ее краев не менее чем 3 см, в едином блоке с жировой клетчаткой подмышечной, подлопаточной и подключичной областей с лимфатическими узлами. Объем удаляемой ткани определяется размером опухоли, ее гистологической характеристикой и результатами интраоперационного исследования, подтверждающими отсутствие опухоли по краю резекции. В тех случаях, когда необходимо удаление более '/ части железы и формирование эстетически адекватной груди невозможно, большинство хирургов-онкологов считают целесообразным проводить мастэктомию и реконструкцию железы, особенно при локализации в верхневнутреннем квадранте, где нарушение формы наиболее заметно.
Для выполнения подобных операций важно соблюдать критерии отбора больных, основными из которых являются: I и ПА стадии заболевания, размер опухоли не более 3 см в наибольшем измерении, медленный темп и моноцентрический характер роста опухоли.
Органосохраняющие операции, как правило, дополняют лучевой терапией (рис. 25.17, см. вклейку).
Реконструктивные операции. Реконструкция молочной железы может быть проведена как одномоментно с радикальной операцией на железе, так и в отсроченном варианте.
Общеизвестные методики одномоментной и отсроченной реконструкции после радикальных мастэктомии заключаются в перемещении кожно-мышечного лоскута спины или передней брюшной стенки на прямых мышцах живота, известного как ТРАМ-лоскут (рис. 25.18, см. вклейку).
Эстетический недостаток данных операций — наличие послеоперационного рубца по всему периметру вновь восстановленной железы и в донорской зоне, необходимость создания сосково-ареолярно-го комплекса, субмаммарной складки. Более эстетически предпочтительными выглядят варианты реконструкции после кожесберегающих субтотальной и подкожной мастэктомии, при которых сохраняют кожу железы, сосково-ареолярный комплекс и субмаммарную складку, а возникающий дефект молочной железы восстанавливают перемещенным на сосудистой ножке аутотрансплантатом — широчайшей мышцы спины или деэпителизированным абдоминальным подкожно-мышечным лоскутом с эндопротезом или без него. Противопоказания к вышеуказанным операциям — подрастание опухоли к ареоле и соску, раковая инфильтрация в клетчатке подмышечной области.
Методика выполнения пластического этапа. Подкожно выделяют широчайшую мышцу спины до паравертебральной линии, пересекают сухожильную часть в месте прикрепления ее к плечевой кости, затем через подкожный тоннель перемещают широчайшую мышцу спины на сосудисто-нервной ножке в ложе удаленной ткани молочной железы, формируют «сумку» для эндопротеза между большой грудной и широчайшей мышцей спины путем сшивания этих мышц нерассасывающимися швами, в подготовленную мышечную «сумку» вводят силиконовый эндопро-тез и швы завязывают с последующим ушиванием кожного дефекта молочной железы (рис. 25.19 и 25.20, см. вклейку).
Возможность выполнения реконструктивных операций с хорошими результатами способствует быстрому восстановлению психосоматического статуса больных (рис. 25.21 и 25.22, см. вклейку).
Подмышечная лимфодиссекция. При лимфодис-секции преследуют не только лечебные, но и диагностические цели — определение показаний к адъювантной химиотерапии и прогноз заболевания. Для исследования следует удалить и гистологически изучить не менее 10 лимфатических узлов.
Для уменьшения осложнений, связанных с лим-фаденэктомией, предложена методика выявления и удаления для анализа первого от опухоли лимфатического узла — исследование сторожевого лимфатического узла. При этом исследовании проводят сцинтимаммографию с 99тТс для определения расположения лимфатических узлов, а непосредственно перед операцией субареолярно вводят краситель (метиленовый синий, лимфазурин). Ориентируясь по данным гамма-счетчика и визуально по красителю, хирург удаляет первый (иногда 2—3-й) лимфатический узел от опухоли в подмышечной области (I уровень). Отсутствие поражения этого лимфоузла является достаточным для установления распространенности pNO.
Парастернальная лимфаденэктомия. Операция может быть выполнена открытым путем, после пересечения хрящевых отрезков ребер для доступа к за-грудинным лимфатическим узлам. Более современный и технологичный вариант операции — видеото-ракоскопическая парастернальная лимфодиссекция.
Противопоказания к хирургическому лечению. Противопоказания к хирургическому лечению следующие:
• Неблагоприятные формы роста:
- рожистоподобный рак;
- распространенный отек кожи молочной железы, грудной стенки;
- отек верхней конечности в результате множественного метастазирования в лимфатические узлы;
- обширное изъязвление кожи, прорастание опухолью грудной стенки.
• Сопутствующие заболевания:
- тяжелая сердечно-сосудистая недостаточность;
- выраженные нарушения обменных процессов — декомпенсация сахарного диабета, тяжелая почечная, печеночная недостаточность;
- выраженные нарушения мозгового кровообращения.
Химиотерапия.
Хирургическое удаление опухоли является только одним из компонентов комплексного лечения РМЖ. Большинству больных после операции, а при распространенном процессе и до нее требуется химиотерапия.
Современные схемы лечения позволяют добиться выраженного клинического эффекта у 50—80 % больных с диссеминированным РМЖ. Монохимиотерапию в настоящее время применяют редко. Частота летальных осложнений современной полихимиотерапии благодаря усовершенствованию методик и использованию колониестимулирующих факторов снизилась до 3 %.
Рак молочной железы — опухоль, чувствительная к большинству современных противоопухолевых препаратов. В настоящее время препаратами выбора в качестве 1-й линии химиотерапии у большинства больных являются антрациклины. Включение адриамицина в схемы полихимиотерапии повышает их противоопухолевую активность и увеличивает число полных ремиссий. Использование антрациклинсодержащих комбинаций по сравнению с CMF позволяет уменьшить риск рецидива на 12%, риск смерти на 11 % и увеличить 5-летнюю общую выживаемость на 2,7%. В то же время адриамицин имеет кумулятивную кардио-токсичность, его суммарная доза не должна превышать 550 мг/м2 (в последнее время более широкое применение находит фарморубицин, обладающий меньшей кардиотоксичностью и аналогичной эффективностью, суммарная доза его не должна превышать 1000 мг/м2). Наиболее часто используют следующие комбинации противоопухолевых препаратов: CAF, FAC, FEC, NFC, САР.
В 1990-е гг. в клиническую практику вошли новые препараты: паклитаксел (таксол), доцетаксел (таксотер), винорельбин (навельбин), капецитабин (кселода), гемцитабин (гемзар). Высокая противоопухолевая активность препаратов нового класса обусловила разработку режимов комбинированной химиотерапии с использованием этих препаратов и антрациклинов.
В 1999 г. начато использование препарата тра-стузумаб (герцептин), который относится к классу моноклональных антител и открывает, по сути, новый метод биологической терапии опухолей.
Большинство цитостатиков вводят внутривенно. Известно использование регионарной вну-триартериальной химиотерапии, для проведения которой катетеризируют внутреннюю грудную артерию либо проводят эмболизацию артерии химиотерапевтическими препаратами. Возможна эндолимфатическая химиотерапия, при которой используют одновременно и более высокие дозы препаратов.
Адъювантная химиотерапия (АХТ). Термин «адъювантная терапия» обозначает комплекс дополнительных лечебных мероприятий, направленных на уничтожение скрытых метастазов после радикального удаления первичного очага опухоли. С помощью АХТ удается увеличить выживаемость больных и продлить безрецидивный период. При этом важно, чтобы (в случае развития рецидива в дальнейшем) опухоль оставалась чувствительной к цитостатикам, иначе увеличение безрецидивного периода будет сопровождаться снижением общей выживаемости.
Обычно АХТ начинают на 14—28-е сутки после операции и проводят не менее чем 4—6 курсов. Выбор схемы АХТ — прерогатива лечащего врача, однако у больных с высоким риском рецидива (молодой возраст, низкодифференцированные опухоли, отсутствие ЭР и ПР, наличие гиперэкспрессии онкогена HER-2/neu) предпочтение отдают схемам с использованием антрациклинов и таксанов. У пожилых больных большинство исследователей отмечают лучшую переносимость и эффективность схемы CMF.
Неоадъювантная химиотерапия (НАХТ). НАХТ нацелена на подавление или уничтожение возможно существующих микрометастазов и на уменьшение первичной опухоли. Считается, что в ряде случаев появляется возможность перевода опухоли из нерезектабельной в операбельную форму. Кроме того, раннее начало системного лечения снижает частоту развития резистентности к цитостатикам, которые спонтанно возникают при росте опухоли. Определение степени лекарственного патоморфо-за позволяет своевременно решить вопрос о необходимости перехода к более агрессивным схемам лечения. Как правило, проводят 4 цикла химиотерапии, затем хирургическое лечение. В послеоперационный период химиотерапию продолжают по схеме, выбранной на основе определения степени лекарственного патоморфоза.
Противопоказания к химиотерапии: кахексия, интоксикация, метастазы в печень при высоких значениях билирубина, метастазы в головной мозг (только при тяжелом состоянии больной).