Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психология общения.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.29 Mб
Скачать

12.2. Социальные эмоции

Репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с ограниченным числом людей, входящих в его окружение. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления его «Я-концепции», и те, от кого зависит ее подтверждение, могут быть обозначены как значимые другие. Каждый из нас весьма чувствителен к требованиям таких лиц, поскольку мы не можем себе позволить потерять поддержку этой аудитории.

Значимые другие — это все, с кем человек близко знаком. Высокая степень интимности при этом не является необходимой. Учитель или популярный актер могут оказывать очень большое влияние, даже если человек не знаком с ними в личной жизни. Круг значимых других включает, согласно данным целого ряда исследований, от 3 до 22 человек. Он образуется родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52 и 48 %). Однако, если учитывать продолжающиеся отношения и уже завершенные, то среди партнеров, отношения с которыми продолжаются, 65 % составят родственники и 35 % друзья, а среди тех, с кем отношения завершились, — 15 % родные и 85 % друзья. Следовательно, отношения с друзьями менее устойчивы,

120

б олее конечны и заменяемы, чем отношения с родственниками.

Мужчины склонны относить к категории значимых скорее мужчин (65 %), женщины — женщин (56 %). Однако и те и другие самые главные роли в своей жизни отводят женщинам: мужчины — женам и матерям, женщины — матерям и дочерям. В целом иерархия значимых людей выглядит следующим образом: мать и отец, затем — супруги, дети, друзья, подруги.

С возрастом увеличение близости с другими людьми отмечают 57 % женщин и только 25 % мужчин, увеличение дистанции в отношениях — 50 % мужчин и лишь 7 % женщин.

Материалы о том, как люди относятся друг к другу, собираются путем интенсивных интервью, наблюдений в заранее подготовленной ситуации и разнообразных тестов. Например, чрезвычайно информативна стандартная процедура ТАТ (Тест Тематической Апперцепции): интерпретируя двусмысленные рисунки, человек почти неизменно обнаруживает свои характерные ориентации по отношению к межличностным ролям. Это позволяет определить, как он понимает свое место в системе межличностных отношений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции

эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

О ни включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, зависть и ревность.

Смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит. Иначе говоря, смущение вызывается неожиданной и неуместной дискредитацией основной установки на характер отношений. Смущение иногда объясняют тем, что человек оказывается в центре внимания помимо своего желания. В результате возникают эмоциональные реакции (краска стыда, взгляд в пол, взволнованность), которые называются и переживаются как смущение.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни (см. Duck, 1990). Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом, потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

• Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня

121

в скоре назначена встреча?»).

  • Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).

  • Стремление показать другие свои достоинства («Вообще-то теннис не мой конек, я люблю шахматы»).

  • Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда рядом лежит вилка»).

  • Отрицание своего поражения («Попробуй-ка ей угоди»).

  • Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Смущение

чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем. как он действительно выглядит; беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

П ричину смущения помогает объяснить идея Я-концепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня.

Однако угроза Я-концепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

1) снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось, пролитый кофе — такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

  1. указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком расшатанном стуле»;

  2. воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой-нибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статус-кво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или каким-то иным способам, например из описанных выше.

Важно, что для преодоления смущения обеим сторонам необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить «публичный имидж» потерпевшего, либо подтвердить, что случившееся никак не повлияло на отношение к нему.

Зависть. Чувство зависти сродни чувству страха, тревоги, гнева, злобы и представляет собой одно из самых глубоких переживаний.

Зависть проявляется на трех уровнях (Муздыбаев, 1997):

  • на уровне сознания — как осознание более низкого своего положения;

  • на уровне эмоционального переживания — как чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения (причем зависть может предстать и как эмоция — ситуативная зависть, и как чувство — устойчивая зависть, и как страсть — всеохватывающая зависть);

• на уровне реального поведения — как разного рода деструктивные акты, направленные на разрушение, устранение предмета зависти (например, распространение слухов, клеветы, очернительство и т. д.).

Зависть

чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Ф ундаментальная предпосылка зависти — превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий

122

интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Некоторые авторы в качестве особого вида выделяет депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но являющуюся результатом возникшего чувства несправедливости.

Незлобная зависть — стремление иметь то, что другой имеет.

Злобная зависть — стремление к тому, чтобы другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника: «хочу иметь то, что он имеет». Тот, кем руководит злобная зависть, желает разрушить: «хочу, чтобы он не имел того, что имеет». В первом случае человек стремится подняться до уровня объекта зависти, а во втором — унизить объект зависти до своего уровня. Если побудительный мотив незлобно завидующего — стать таким же, добиться того же — можно понять и морально принять, то побудительный мотив злобно завидующего — разрушить, отнять, устранить предмет зависти — принять невозможно. В чем корни злобной зависти?

В первую очередь она продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Еще одна причина может быть связана с тем, что человек, обладающий превосходством, воспринимается завидующим как причина его неудач, его бессилия и униженного положения и потому вызывает к себе ненависть.

Можно ли нейтрализовать зависть? Существуют ли способы борьбы с ней?

На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.

На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах руководители организаций не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Сдерживают возникновение чувства зависти также самоконтроль и самовоспитание.

Ревность. Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность — из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не

123

подавляется общественностью.

Важнейшая функция ревности — защита Я-концепции (Муздыбаев, 1997). Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками — из-за расположения начальства, между детьми — за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться вперед и обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями.

Выделяют несколько форм ревности.

Деспотическая ревность — ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае — инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

Другая форма — ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания — это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, смущение, застенчивость, зависть и ревность, являясь распространенными социальными эмоциями, придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляют угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.