Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология (под ред.Крылова).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.84 Mб
Скачать

§ 33.5. Экономико-психологическая адаптация

Экономико-психологическая адаптация является частью социальной адаптации, представляет собой адаптацию субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляется в бедности или материальном благополучии, т.е. в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим ре­формам, рынку, деньгам, она связана с системой ценностей, эко­номическими мотивами, экономическими нормами и интересами.

Компоненты и структура экономико-психологической адаптации практически не изучены в отечественной психологии, хотя определен­ные ориентиры для этого были намечены, например, Б.Г.Ананьевым, который рассматривал экономический статус как важный элемент структуры личности.

В контексте экономико-психологической адаптации ключевой явля­ется концепция "качества жизни". В западной психологии это понятие часто отождествляется с понятием счастья и является показателем эф­фективной адаптации.

Экономическое благополучие - основная подструктура качества жизни. Определяя возможные основания экономического благополучия или благосостояния, Т.Пойез и Дж.Грумбков (T.Poiesz, J.Gmimbkow, 1989) предлагают описание его структурно-компонентного состава, где общее удовлетворение своей экономической ситуацией включает три аспекта: удовлетворение трудом, потреблением и гражданское удовле­творение. Индивидуальные эффекты регуляции на рынке труда, потре­бительском рынке и регуляции отношений между правительством и гражданами могут быть двух типов: затраты и результаты. Удовлетворе­ние может относиться либо к одному из них, либо к их комбинации.

Итогом взаимодействия всех компонентов благосостояния, согласно авторам, является экономико-финансовая свобода выбора. Из-за дефи-пигов в некоторых звеньях структуры (задолженности государства по зарплате) или дисбалансов, например, в звене вклад - отдача, труд -доход (нет зависимости оплаты от квалификации, усилий, способно­стей), свобода выбора становится нереализуемой.

Очень тесно примыкает к проблеме качества жизни и материального благополучия проблема бедности. В экономической психологии Запада она рассматривается как самостоятельная проблема. Существуют раз­личные теоретические подходы к бедности. При анализе отношения к бедности выделяют три группы детерминант бедности: индивидуалисти­ческие (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных), структуральные (ответственность возлагается на экс­тремистское общество и экономические силы) и фаталистические (причина бедности - удача и судьба).

Именно исследование личности бедных людей, по мнению Гарпера (D.Harper, 1991), является одним из главных вкладов психологии в смягчение остроты проблемы бедности. Личностные теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных пуб­ликаций и обзоров выделяют все же некоторые константы психологи­ческого портрета людей, которые демонстрируют объективную или

субъективно переживаемую бедность. Упорядочим их с опорой на ба­зисные характеристики.

Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т.е. временная ориентация не пред­ставлена как способность личности откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения бо­лее поздних, но более важных). Пространственная константа: с бедно­стью чаще сочетается внешний локус контроля, т.е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, не подвластными его пониманию, а не обу­словлено собственным поведением. Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудачи. И наконец, информационная константа: низкая самооценка (также чувство собственного достоинства; уверен­ность), базисная установка человека с "рыночной" психологией - го­товность отвечать за конкретный результат своей работы — складывает­ся именно у людей с высокой самооценкой и уровнем притязаний.

Одну из психологических причин бедности в нашей стране и странах бывшего социалистического лагеря зарубежные коллеги видят, напри­мер, в завышенном уровне потребительских притязаний нашего населе­ния после открытия железного занавеса. Другие связывают этот фено­мен с тем, что у большинства не развит финансовый самоконтроль, т.е. как раз нарушена временная перспектива экономического поведения. Эти гипотезы требуют проверки.

Наши отечественные бедные, т.е. экономически депревированные люди, - в большинстве случаев не люмпен, а жертвы резкой стратифи­кации и издержек экономической политики переходного периода. Но объективные причины бедности не умаляют роли субъективных причин, поэтому немаловажная социально-политическая задача - способствовать благоприятному реформированию снизу вверх, воздействуя на личност­ные переменные людей.

Значительно меньше внимания учеными уделялось проблемам пси­хологии богатства. Обозначим некоторые из них. Помимо исследований отношения к богатым и этики богатства предпринимались попытки вы­явить личностные проблемы, связанные с богатством. Так, внезапные изменения благосостояния (выигрыши, наследование) часто связаны с деструктивными последствиями в отношении социальной идентифика­ции, с проблемами перехода к другим ценностям, интересам, нормам и* моделям поведения. Адаптация к богатству нередко сопровождается обострением личностных проблем в связи с изменением образа жизни (финансовая безопасность, увеличение времени досуга).

Объясняя причину того, почему богатство не коррелирует с пережи­ванием счастья, Лэйн (Lane, 1983) подчеркивает, что прирост денег сдвигает ось беспокойства к интерперсональным параметрам. Благо­состояние, освобождая человека от финансово-экономических проблем, усиливает его переживания в области внутриличностных, харак­терологических проблем, которые хуже решаются с помощью денег.

Очевидно, что психология бедности более актуальна, чем психология богатства. Становится все больше людей, испытывающих эконо­мическую депривацию (лишения) в различных формах. В зависимости от жизненных ресурсов (здоровье, возраст, пол, образование, и др.) и индивидуально-психологических особенностей одни люди оказываются более приспособленными к переменам и требованиям нового экономи­ческого уклада, а другие — менее приспособленными.

Чтобы выявить индивидуально-психологические компоненты и де­терминанты экономико-психологической адаптированности, мы обрати­лись, во-первых, к исследованию тех качеств, которые характерны для представителей различных социальных групп, находящихся по разную сторону шкалы адаптированность — дезадаптированность к рыночным условиям (предприниматели, брокеры и дилеры, банковские служащие, менеджеры частных компаний, с одной стороны, и безработные - с дру­гой; полюса шкалы, а именно сверхбогатые и нищие, нами не исследо­вались). Во-вторых, нами осуществлялся поиск личностных коррелятов субъективной адантированности к рынку. Были выявлены следующие приоритетные качества, способствующие адаптированное™ личности: в темпераментологическом блоке - энер­гетическая одаренность, стрессоустойчивость и такие формально-ди­намические подструктуры, как обучаемость, саморегуляция и актив­ность; в блоке "характер" - дробность, гибкость характера (в разных сферах своей жизни человек проявляет разные черты характера и уста­новки), что свойственно "рыночной ориентации характера", по З.Фрей­ду, но главное - выраженность волевых качеств; в блоке "интеллект и способности" - высокий удельный вес прикладного интеллекта, гиб­кость, но поверхностность мышления, высокий уровень развития сквоз­ных компонентов, а именно памяти и внимания, в блоке направленно­сти - выраженность мотива достижения, преобладание направленности на дело над направленностью на общение и на себя.

Универсальными для всех экономически успешных людей (активных субъектов хозяйствования, удовлетворенных своим доходом) оказались энергетические (активность) и мотивапионно-волевые качества (целе­устремленность, настойчивость, самостоятельность и т.д.), являющиеся в условиях рыночной экономики ядром адаптации, а также гибкость и мобильность. Безусловно, важен ансамбль, сочетание качеств, а не только их выраженность, поскольку они сложны и взаимосвязаны и мо­гут даже противоречить друг другу (например, гибкость и очень сильная воля).

Результаты психологических исследований свидетельствуют о необ­ходимости разработки новых программ профориентации молодежи, переориентации и переподготовки взрослых, в которых учитывались бы требования, предъявляемые к психике новыми условиями, приоритетные качества, благоприятно влияющие на адаптацию к рынку.