Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_po_buhu.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
559 Кб
Скачать
☆

20. Учет средств на счетах банка в нац. Валюте.

В соответствии с инструкцией о порядке открытия и использования счетов в национальной и иностранной валюте предприниматели открывают в любых банках Украины по собственному выбору и с согласия этих банков счета для учета средств по конкретным операциям. Для этого предприятием готовится пакет документов, подтверждающих их регистрацию: •Справка о регистрации предприятия •Устав предприятия, заверенный нотариально •Карточки с образцами подписей руководителя, главбуха и печати •Ксерокс реквизитов паспортов распорядителей кредита •Заявление об открытии счета в банке

Не позже трех дней предприятие обязано сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации об открытии в конкретном банке счета. Банк заключает с клиентом договор о кассово - расчетных операциях, где указывает правила осуществления этих расчетов. Предприятие имеет право на открытие нескольких счетов, но выбирает из них основной, о котором и сообщено в ГНИ.

Средства со счетов клиентов банки списывают только по поручениям владельцев этих счетов, но в случае поступления в банк платежных требований на принудительное списание, банк списывает со всех счетов денежные средства. Банк взыскателя принимает платежные требования в течение 10 календарных дней со дня составления, а банк плательщика – 30 дней.

В случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика, банк не ведет учет задолженности плательщика. При осуществлении расчетов могут применяться: •Аккредитивная форма расчетов •Инкассовая •Расчеты по расчетным чекам •Расчеты по расчетным документам на бумажных носителях и в электронном виде.

Для этого используют следующие платежные документы: •Платежные поручения •Платежные требования – поручения •Платежные требования •Расчетные чеки •Аккредитивы.

Ответственность за правильность оформления этих документов несет предприятие.

Если по вине банка средства зачислены не по назначению, то банк обязан исправить ошибку.

Синтетический учет движения денежных средств по текущему счету ведется по счету 31 «Текущий счет». По дебету счета отражается сальдо на начало месяца, поступление денег на счет. По кредиту - использование денежных средств. Синтетический учет операций ведут при журнальной форме учета в журнале №1, раздел 2, ведомость 2. регистр предусматривает отражение сальдо на начало и конец месяца.

Хозяйственные операции:

1.зачислено на текущий счет предприятия возвращенная сумма аванса на работы по капитальному строительству: Дт311-Кт63.

2.возвращена сумма неиспользованных денежных средств перечислена ранее на покупку иностранной валюты: Дт311-Кт333.

3.получены денежные средства от продажи текущих финансовых инвестиций: Дт311-Кт35.

4.погашена задолженность по претензии Дт311-Кт374

5.зачислены на текущий счет денежные средства в качестве взноса в паевой капитал: Дт311-Кт46

6.зачислены на текущий счет долгосрочные (краткосрочные) кредиты: Дт311-Кт 50(60)

7.получены в качестве возмещения компенсации от страховых фондов: Дт311-Кт65

8. авансовые платежи от покупателей: Дт311-Кт681

9.зачислены деньги от покупателей: Дт311-Кт361

Списание средств.

1.оплачено за приобретение акций другого предприятия: Дт314Кт311.

2.оприходованы в кассу денежные средства: Дт30-Кт311

3.приобретены проездные билеты, путевки в дома отдыха: Дт331-Кт311

4.перечислены денежные средства на покупку иностранной валюты: Дт333-Кт311

5.приобретена текущая финансовая инвестиция: Дт35-Кт311

6.перечислены денежные средства в качестве аванса поставщику: Дт371-Кт311

7.произведена предоплата по аренде , по подписке за периодические издания: Дт39-Кт311

8.осуществлен выпуск акции: Дт45-Кт311

9.погашены кредиты банков: Дт50(60)-Кт311

10.погашена задолженность поставщикам: Дт63-Кт311

11.оплачены налоги и сборы: Дт 64,65 Кт 311

21. Учет средств на счетах в банке в ин. Валюте.

В соответствии с инструкцией о порядке открытия и использования счетов в национальной и иностранной валюте предприниматели открывают в любых банках Украины по собственному выбору и с согласия этих банков счета для учета средств по конкретным операциям. Для этого предприятием готовится пакет документов, подтверждающих их регистрацию: •Справка о регистрации предприятия •Устав предприятия, заверенный нотариально •Карточки с образцами подписей руководителя, главбуха и печати •Ксерокс реквизитов паспортов распорядителей кредита •Заявление об открытии счета в банке

Предприятие имеет право на открытие нескольких счетов, но выбирает из них основной, о котором и сообщено в ГНИ.

Средства со счетов клиентов банки списывают только по поручениям владельцев этих счетов, но в случае поступления в банк платежных требований на принудительное списание, банк списывает со всех счетов денежные средства. Банк взыскателя принимает платежные требования в течение 10 календарных дней со дня составления, а банк плательщика – 30 дней.

В случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика, банк не ведет учет задолженности плательщика. При осуществлении расчетов могут применяться: •Аккредитивная форма расчетов •Инкассовая •Расчеты по расчетным чекам •Расчеты по расчетным документам на бумажных носителях и в электронном виде.

Для этого используют следующие платежные документы: •Платежные поручения •Платежные требования – поручения •Платежные требования •Расчетные чеки •Аккредитивы.

Ответственность за правильность оформления этих документов несет предприятие.

Синтетический учет движения денежных средств по текущему счету ведется по счету 31 «Текущий счет». По дебету счета отражается сальдо на начало месяца, поступление денег на счет. По кредиту - использование денежных средств. Синтетический учет операций ведут при журнальной форме учета в журнале №1, раздел 2, ведомость 2. регистр предусматривает отражение сальдо на начало и конец месяца.

В выписках банка по валютному счету указывается наименование, количество и курс валюты НБУ. В бухгалтерском учете отражают изменения в сторону увеличения курса как доходы 714 «Доход от операционной курсовой разницы», 744 «Прочие доходы»- отражают доход от неоперационной курсовой разницы.

Если курс уменьшается, то потери от курсовой разницы отражают на счете 945, а потери от неоперационной курсовой разницы - 974.

На каждую дату баланса монетарные статьи в иностранной валюте отражаются с использованием валютного курса на дату баланса.

Немонетарные статьи (дебиторская задолженность в валюте), которые отражены по исторической себестоимости и зачисление которых на баланс связано с операцией в иностранной валюте отражается по валютному курсу на дату осуществления операции.

Курсовые разницы, которые возникают по финансовым инвестициям хозяйственной единицы за пределами Украины – отражаются в составе прочего дополнительного капитала. Отрицательная сумма курсовой разницы вычитается из суммы прочего дополнительного капитала.

Предприятия, которые получают выручку от покупателя обязаны не позже пяти банковских дней 50 % этой суммы через банк реализовать, поэтому банк зачисляет выручку на так называемый блокированный счет. Реализованная валюта за гривны по курсу на момент реализации зачисляется на текущий счет предприятия. Остальные 50% перечисляют на валютный счет.

Пример.

1.На блокированный валютный счет покупателя зачислено 1000 euro по курсу 5,6

Дт 312(блок) Кт 362 1000 euro ( 5600 грн)

2.Перечислено в банк для реализации: Дт 334 Кт 312(блок) 500 euro (курс 5,6)

Дт 312 Кт 312(блок) 500 euro (2800грн)

3.Реализована валюта по курсу 5,7: Дт 311 Кт 711 ---2800 грн (курс 5,6)

Дт 311 Кт 711 ---50 грн (разница 5,7 *500 -5,6*500)

Субсчета 313,314 используются в случае открытия аккредитивов, открытия счетов пластиковых карточек.

22. Учет операций по аккредитивам и чековым книжкам.

В случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика, банк не ведет учет задолженности плательщика. При осуществлении расчетов могут применяться: •Аккредитивная форма расчетов; •Инкассовая; •Расчеты по расчетным чекам; •Расчеты по расчетным документам на бумажных носителях и в электронном виде.

Для этого используют следующие платежные документы: •Платежные поручения, •Платежные требования – поручения, •Платежные требования, •Расчетные чеки, •Аккредитивы.

Расчеты с применением расчетных чеков. Чеки используются только для безналичных расчетов. При этом с счета чекодателя банк перечисляет деньги на счет получателя. Расчетные чеки – документы строгой отчетности; чековые книжки. Для гарантированной оплаты расчетных чеков чекодатель бронирует средства на отдельном аналитическом счете. Для этого в банк передается платежное поручение для перечисления средств на счет «Расчеты с чеками». Срок действия чековой книжки один год. Расчетные чеки, выписанные после указанного срока недействительны. Расчетный чек действителен в течение 10 дней. Расчетный чек принимается чекодержателем к оплате непосредственно от чекодателя. Неиспользованные расчетные чеки по истечению срока действия чековой книжки или использованию лимита средств подлежат возврату в банк, который их погашает.

Расчеты по аккредитивам. Для таких расчетов заключается договор по аккредитивным расчетам. Банк открывает такие аккредитивы:

Покрытый- бронируются средства плательщиков в полной сумме на отдельном счете в банке.

Непокрытый –аккредитив, оплата по которому в случае временного отсутствия средств на счете плательщика гарантируется банком- эмитентом. Аккредитив может быть отзывным или безотзывным.

Субсчета 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте»,314 «Прочие счета в банке в иностранной валюте» используются в случае открытия аккредитивов, открытия счетов пластиковых карточек. В этом случае с текущего счета или с других счетов депонируют необходимую сетку на определенную сумму, на определенный срок.

Пример. Для расчетов с поставщиком в г. Измаиле открыт аккредитив 24 тыс. грн. В т.ч. НДС 4000

1.Дт 313 Кт 311 ---- 24 000 грн.

Произведены расчеты с аккредитива на сумму 12000

2.Дт 631 Кт 313---- 12000 грн.

23.Учет денежных средств в кассе предприятия.

Расчеты наличностью предприятий между собой и с физическими лицами проводятся с применением приходных и расходных кассовых ордеров, товарно-кассовых чеков, расчетных квитанций, любых документов, которые подтверждают факт продажи товаров, предоставление услуг, получение денежных средств, счетов фактур, договоров.

Расчеты за наличность предприятий сферы торговли, общепита, и услуг осуществляются с применением кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг.

Лимит кассы устанавливается предприятием, имеющим счета в банке. Хранить в кассе предприятия наличность можно только в пределах утвержденного лимита в кассе. Порядок установления лимита кассы регулируется инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины, утвержденных правлением НБУ.

Ответственность за неподачу заявок расчетов в установленное время и несвоевременное получение установленного лимита кассы возложена на предприятие. Предприятия обязаны сдавать наличную выручку сверх лимита кассы в сроки, определенные банком.

Предприятия сферы торговли, общепита должны обеспечить постоянное наличие в своих кассах разменной монеты. Наличная выручка предприятия может использоваться для обеспечения нужд, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетом, фондами.

Предприятия, имеющие налоговый долг осуществляют выплаты связанные с оплатой труда исключительно за счет денежных средств, полученных в банке.

Кассовые операции оформляются приходными и расходными ордерами, формы которых утверждены Минстатом Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций».

О приеме наличности кассир выдает квитанцию, которая удостоверяет штампом предприятия. К расходным ордерам, подтверждающим использование денежных средств прилагаются расчеты, заявления на выдачу наличности. Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируют в журнале учета приходных и расходных ордеров. На основе кассовых документов делаются записи в кассовой книге. Только 1 кассовая книга ведется на предприятии, листы прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью, подписью руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. 2-й экземпляр – отрывной, он является отчетом кассира.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итог операций за день, выводит остаток наличности на следующий день и передает в бухгалтерию со всеми приложенными документами, на основе которых сделаны записи.

Контроль за правильным ведением кассовых операций возлагается на главного бухгалтера. Проверка соблюдением предприятиями установленного порядка ведения операций с наличностью осуществляется НБУ.

Синтетический учет операций с наличностью в нац. валюте:

1)Оприходована в кассу предприятия дневная выручка: Дт301- Кт702

2)Оприходованы в кассу предприятия денежные средства, полученные с текущего счета: Дт301-Кт311

3)Возвращена подотчетным лицом в кассу предприятия неизрасходованная сумма аванса: Дт301-Кт372.

4)Получены денежные средства в кассу предприятия – погашение задолженности по предъявленным претензиям: Дт301-Кт374.

5)Оприходованы в кассу предприятия денежные средства в качестве взноса в паевой капитал: Дт301-Кт46.

6)Оприходованы в кассу предприятия денежные средства, полученные о перепродажи акций: Дт301-Кт45.

7)Получены денежные средства в кассу за счет кредитов банка: Дт301-Кт50,60.

8)Приобретены акции, облигации другого предприятия: Дт14-Кт30.

9)Сданы деньги в банк: Дт311-Кт301, Дт333-Кт301(в пути)

10)Выданы из кассы средства в подотчет: Дт372-Кт301.

11)Недостача денежных средств по кассе – отнесена на виновное лицо:Дт375-Кт301.

12)Возврат кредита в банк:Дт50,60-Кт301.

13)Выплата зарплаты:Дт661-Кт301.

14)Выплачена депонированная зарплата: Дт662-Кт301.

15)Выплачены дивиденды учредителям: Дт671-Кт301.

24. Учет денежных средств в кассе предприятия (ин.Валюта).

Предприятия, которые открыли текущие счета в банках хранят на этих счетах денежные средства на договорных условиях и осуществляют расчеты в безналичной и наличной форме. Сумма наличного расчета одного предприятия с другим не должна превышать 3000 грн. В течение 1 дня по одному или нескольким платежным документам.

Платежи более 3000 грн. Производятся в безналичном порядке.

Указанные ограничения не касаются расчетов предприятий с физическими лицами, бюджетами, гос. целевыми фондами при использовании средств, полученных ими за счет кредитной линии ЕББР для малых и средних предприятий. Ограничения не качаются пожертвований, благотворительной помощи, расчеты за потребление электроэнергии, на изъятую наличность органами гос. налоговой службы, и на выдачу командировочных.

В случае расчетов сверх 3000 грн. суммы превышения прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня для плательщика наличности.

Расчеты наличностью предприятий между собой и с физическими лицами проводятся с применением приходных и расходных кассовых ордеров, товарно-кассовых чеков, расчетных квитанций, любых документов, которые подтверждают факт продажи товаров, предоставление услуг, получение денежных средств, счетов фактур, договоров.

Расчеты за наличность предприятий сферы торговли, общепита, и услуг осуществляются с применением кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг.

Расчеты наличностью физических лиц с предприятиями за приобретение товаров проводятся через учреждения банков.

Лимит кассы устанавливается предприятием, имеющим счета в банке. Хранить в кассе предприятия наличность можно только в пределах утвержденного лимита в кассе. Порядок установления лимита кассы регулируется инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины, утвержденных правлением НБУ.

Предприятия, имеющие налоговый долг осуществляют выплаты связанные с оплатой труда исключительно за счет денежных средств, полученных в банке.

Кассовые операции оформляются приходными и расходными ордерами, формы которых утверждены Минстатом Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций».

Синтетический учет операций с наличностью в ин. валюте:

1)Оприходованы в кассу предприятия денежные средства, полученные с текущего счета в ин. валюте: Дт302-Кт312

2)Возвращена подотчетным лицом в кассу предприятия неизрасходованная сумма аванса: Дт302-Кт372.

3)Получены денежные средства в кассу предприятия – погашение задолженности по предъявленным претензиям: Дт302-Кт374.

4)Получены денежные средства в кассу за счет кредитов банка: Дт302-Кт502,602.

5)Сданы деньги в банк: Дт312-Кт302, Дт334-Кт302(в пути)

6)Выданы из кассы средства в подотчет: Дт372-Кт302.

7)Возврат кредита в банк:Дт502,602-Кт302.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]