Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
semeynaya (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
39.02 Кб
Скачать

9. Дифференциация клиентов на основе психологических синдромов (в. Столин).

Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения клиента во время первой беседы.Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с клиентом, требует соответствующего обобщения. В целях практического удобства обобщение можно проводить в виде выделения своего рода психологических синдромов, включающих специфические характеристики сюжета, локуса, самодиагноза, проблемы, запроса, особенностей подтекста, а также ряда дополнительных неспецифических поведенческих проявлений. Можно выделить совокупность психологических синдромов, которые имеют значение для первоначальной дифференциации клиентов, а также относятся к сфере детско-родительских отношений.

Подозрения на душевное заболевание. Психолог-консультант, естественно, не имеет задачи постановки медицинского диагноза, однако он должен уметь опознать случаи с явно выраженной симптоматикой эндогенных психозов или реактивных психотических состояний и, зафиксировав это, обязан порекомендовать клиенту обратиться в соответствующие медицинские учреждения, а также в сомнительных случаях направить к врачу-психиатру, сотруднику консультации, для психиатрической диагностики. В числе признаков, которые должны быть учтены консультантом для принятия соответствующего решения, могут быть названы следующие:а) сбивчивое, путаное изложение сюжета, повторы, нелогичность, отсутствие связи между фрагментами; б) наличие таких симптомов, как галлюцинации, бредовые идеи и др.; в) общий малоэмоциональный тон изложения проблем, которые должны были бы остро переживаться, или, напротив, повышенно возбужденная манера речи; г) неучет реакции консультанта на то, что излагается клиентом в ходе беседы. Возникает впечатление, что все то же самое говорилось бы любому другому человеку на месте консультанта и вне зависимости от реакции на то, что говорится; д) отсутствие поведенческих и других фактических подтверждений самодиагноза третьими лицами; е) исключительная психологичность проблем, которые формулирует клиент. Создается впечатление, что клиента интересует не сама реальность его жизни, а лишь ее психологическое обеспечение; ж) нереалистичность запроса (например, перегипнотизировать) или неясность, непонятность запроса; з) указание на госпитализацию в психиатрических учреждениях, в которых проводится лечение психозов, указание на медикаментозные курсы, предписанные клиенту и обычно назначаемые в случаях психоза.

В зависимости от степени выраженности этих симптомов психолог-консультант принимает решение направить клиента либо в медицинское учреждение, либо на дополнительную беседу с психиатром в рамках консультации.

Синдром поиска социальных союзников.

Чаще всего речь идет о жалобах одного из супругов на другого, который "незаконно", "подло" оставил первого, препятствует контактам с ребенком, хотя могут быть случаи и не относящиеся к супружеским отношениям. Клиент ищет социальных союзников, которые помогли бы ему "найти управу", "наказать", принудить к чему-то называемое лицо. Общие признаки жалоб этого клиента таковы. Прежде всего, субъектный локус жалобы - третьи лица (никогда не сам клиент), и как правило взрослые, объектный локус - несоответствие поведения лица закону, морали, справедливости и т. д. Проблема: "Хочу заставить, отомстить, наказать, не дать возможности, но не справляюсь". Запрос: "Помогите обуздать, наказать, повлиять (в моих интересах)". Отношение к лицу, о котором идет речь, выражено в подтексте: с антипатией, с уважением как достаточно сильного врага, но не с уважением человеческих достоинств. Отношение к консультанту очень утилитарное: клиент явно знает, что хочет (хотя и не знает, как консультант это может сделать), и интересуется лишь действиями в этом направлении. В случаях выявления синдрома поиска социальных союзников наиболее правильной консультативной тактикой будет разъяснение сугубо психологического, а не юридического или административного характера учреждения, направление в нужные учреждения за разъяснением правовой стороны вопроса, а также мягкое указание на вред собственному здоровью клиента, вытекающий из столь большого придания значения указанной проблеме. Длительное психологическое консультирование в этом случае, как правило, невозможно.

Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности. Родитель жалуется на ребенка и в частности на отдельные нарушения его поведения или психического развития Как правило, самодиагноз имеет множественный характер: может быть указано некоторое неблагополучие родов и последующего соматического развития ребенка, в качестве гипотезы (страшащей самого клиента) может быть высказано предположение о психической аномалии, одновременно с этим могут быть указаны третьи лица как источники "плохого" влияния (супруг, его родители), собственные личностные качества ("Я человек не слишком сильный, неумелый" и т. п.). Иногда к этому добавляется гипотеза, о неблагоприятном влиянии "генов" со стороны разведенного супруга.

Проблема состоит в том, что родитель хотел бы помочь своему ребенку, но не знает как и не справляется сам. Запрос: "Помогите ему избавиться от этого".

Отношение к ребенку в подтексте с симпатией и неуважением (жалость, сочувствие, неверие в способность к адаптации, самостоятельности). Мотивация в отношении к консультанту адекватная, деловая. Дифференциация между действительным детским неблагополучием и родительской тревожностью в рамках первой встречи возможна, если дополнительно расспросить клиента о тех конкретных нарушениях, о которых идет речь. Если родитель приводит достаточно много примеров таких нарушений и они, с точки зрения консультанта, действительно характеризуют детское неблагополучие, то дальнейшая диагностика должна проходить в рамках "диагностической карты ребенка". Если такие нарушения есть, но их степень и количество преувеличены, то одновременно с диагностикой ребенка должно быть проведено обследование родителя в рамках "диагностической карты родителя", а также их взаимоотношений в рамках "карты родительско-детских взаимоотношений".В том случае, когда родитель затрудняется привести соответствующие примеры нарушений, может говорить только вообще, не помнит частоты нарушений, речь идет, прежде всего, о родительской тревожности, следовательно, требуется обследование в рамках "диагностической карты родителя" и "индивидуальной диагностической карты". Однако тревожные родители будут неудовлетворены консультацией, если не будет достаточного внимания к их, как они считают, неблагополучному ребенку.

Синдром неуверенного родителя. Субъектный локус жалобы - ребенок. Объектный локус жалобы - несоответствие поведения ребенка идеалу "хорошего мальчика" или "хорошей девочки", а также идеалам "гармонично развитой личности". Самодиагноз - собственные неверные действия, "слабость" собственной личности и социальная "слабость", не позволяющие обеспечить ребенку все необходимое, а также "индивидуальные особенности" ребенка. Проблема: "Не знаю, как отнестись к индивидуальному своеобразию, особенностям моего ребенка". Запрос состоит в просьбе о помощи в выработке позиции и эмоциональной поддержке: "Не правда ли таков мой ребенок, это не ужасно?", "Можно ли считать, что эти его отклонения от идеала не есть патология?" Отношение к ребенку с симпатией, уважением, но без достаточной близости, что и выражается в сомнениях по поводу того, имеет ли он право быть таким, каким является. Отношение к консультанту деловое, адекватное.

В случае синдрома "родительская неуверенность" детская психодиагностика проводится в целях терапии родителя, при этом диагностика действительно необходима в рамках "диагностограммы родителя" и "индивидуальной диагностограммы". Как правило, клиенты с указанным синдромом не возражают против смещения акцента в диагностике и терапии на них самих.

Синдром личностного неблагополучия. Иногда безотносительно к содержанию жалобы на первый план выступают состояния клиента, которые требуют оказания психотерапевтической помощи ему лично и вне связи с тем, будут, ли привлекаться к работе другие члены семьи. Речь идет о переживаниях тревоги, неуверенности, поиске поддержки и участия, неспособности выйти из порочного круга, при котором неверное восприятие порождает неадекватные эмоции, последние - неправильные действия, те вызывают соответствующие реакции у окружающих, которые закрепляют неверное восприятие. Эти состояния близки тем, которые описываются в рамках психопатологии неврозов (А. Кемпински, 1975), но не достигают степени клинической выраженности. В этих случаях предпочтительной часто оказывается индивидуально-ориентированная работа с клиентом.

Эти кратко описанные психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с клиентом. Тем не менее, несмотря на минимальные затраты времени и минимальную искусственность ситуации (клиент говорит только то, что сам хотел бы рассказать), информативная ценность первичной психодиагностики достаточно велика. Мотивы обращения за помощью, отношение к лицу, о котором идет речь, ожидания, да и сама личность клиента достаточно отчетливо проявляются при первом контакте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]