Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы ПФ.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
258.63 Кб
Скачать

53. «Идеология и утопия» Мангейм.

Карл Мангейм - немецкий фил-ф, социолог. Он считается создателем метода социологии знания, который рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, как результат совместной деятельности людей в обществе.

Книга «Идеология и утопия»,написанная в 1929г. Она оказала значительное влияние на развитие современной социальной теории, особенно на социологию знания.

В работе «Идеология и утопия» Мангейм пытается решить проблему демократического контроля над коллективным бессознательным, которая возникла с появлением многообразия стилей мышления, порожденного в ходе научного прогресса, и разрушения того объективного представления о мире, гарантом которого являлась в средние века церковь.

Этот труд состоит из эссе, которые написаны в разное время и независимо друг от друга, и, хотя все они вращаются вокруг одной проблемы, каждое из них посвящено определенной теме.

Первая глава – методология социологии знания, ее обоснование. Методы гносеологии и психологии не подходят, т.к рассматривают человека отдельно от общества и его влияния. Во второй главе исследуются наиболее важные изменения в концепции идеологии, при этом, с одной стороны, указывается на то, в какой мере эти изменения связаны с социальными и историческими изменениями, с другой – делается попытка показать на конкретных примерах, как на различных стадиях своей эволюции одно и то же понятие может то иметь оценочную установку, то не иметь ее и как сама онтология понятия связана с его историческими изменениями, что обычно остается почти незамеченным.

В третьей главе ставится проблема политики как науки: может ли политика быть наукой, если принять во внимание идеологический характер мышления вообще? В этой связи делается попытка эмпирически разработать анализ значения определенного понятия в рамках социологии знания. Так, например, будет показано, как понятия теории и практики различаются по своему значению в словоупотреблении различных групп и как эти различия в употреблении слов зависят от положения различных групп и могут быть поняты посредством рассмотрения их различных ситуаций. Четвертая глава посвящена “утопическому мышлению”. В ней анализируется утопический элемент, содержащийся в нашем мышлении и в наших переживаниях. На основе нескольких ярких примеров делается попытка показать, насколько серьезно изменения в утопическом элементе нашего мышления влияют на систему отсчета, которой мы пользуемся для упорядочения и оценки наших переживаний, и как подобные изменения могут быть сведены к социальным движениям. В пятой главе предлагаются систематизированная сводка и проспект новой дисциплины – социологии знания.

Основная тема книги-это противопоставление утопии идеологии. Утопией Мангейм называет «трансцендентной по отношению к реальности ориентацию, которая взрывает существующий порядок»; тогда как идеология «стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни».

Задача данной книги показать, как люди действительно мыслят. Автор стремится исследовать, как функционирует мышление в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. В процессе своей деятельности люди сумели разработать разнообразные методы экспериментального и духовного проникновения в окружающий их мир «Социальное знание», но они остались непознанными и недоступными рациональному контролю и критике.

Каждый индивид живет в обществе, создает для него двойное предопределение: во-первых, он находит сложившуюся ситуацию, во- вторых, обнаруживает в ней уже сформированные модели мышления и поведения. Человеческое мышление двояко – оно и индивидуально, и на него воздействует коллективный фактор. Отделение индивид от коллектива разрывает связь мышления с действием. Действие – это уже сфера политики. Как возможно научное рассмотрение мышление, возможно ли научное рассмотрение политики? – это основная проблема книги

В своем труде Мангейм поясняет, что социология знания исходит из того, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Она рассматривает как просто недоверие к другому трансформировалось в идеологию, а из частной идеологии - в тотальную.

Партикулярные идеологии (частная идеология) отражают интересы отдельных человеческих сообществ с их специфическими интересами. Они представляют собой сознательные или несознаваемые фальсификации действительности, основанные на селекции нужных информационных фрагментов. Тотальные идеологии предзадаются сложившейся социальной системой, естественно складывающейся расстановкой социальных сил и удерживаются общей рамкой культуры.

Противостоять полной ценностной дезинтеграции (анархии) и в то же время не впасть в другую крайность - обеспечения интеграции ценностей через тотальную регламентацию (диктатуру) - в современном обществе можно, согласно Мангейму, лишь на основе внедрения социальных технологий, направленных на поддержание достаточного уровня рефлексии и предполагающих целенаправленность организационных усилий для реализации этой цели.

Маннгейм связывал надежды на лучшее будущее с появлением нового типа человека, который должен быть создан воспитанием.

Коллективное бессознательное и движимая им деятельность искажает ряд аспектов социальной реальности в двух направлениях — идеологическом и утопическом.

Моральный хаос возникает в результате ослабления групповых уз, когда религиозные нормы, семейные традиции и мораль добрососедства теряют почву. Преодолеть хаос и достичь интеграции общества должно помочь восстановление этических норм в малых группах, осмысление опыта прошлого, укрепление тех естественных групповых связей людей , которые создают прочную ткань межчеловеческих отношений, к разрушению которых стремятся тоталитарные режимы.

Вопрос возможности преодоления идеологии и утопии в социальной практике автор оставляет открытым, хотя одним из условий такого преодоления он признает приостановку развития общества. Одновременно автор предостерегает, что утрата этих «двух типов трансценденции» может иметь неоднозначные последствия для социума.