Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы ПФ.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
258.63 Кб
Скачать

17. Особенности и основные этапы формирования полит сознания.

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса.

Сложились две точки зрения на сущ​ность политического сознания. Так, сторонники бихевиорального под​хода рассматривают политическое сознание как форму рационально​го мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и пред​ставлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти.

Второй подход относится к политическому со​знанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечело​веческие воззрения и ценности человека, но суть политического со​знания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми по​требностями, а также видеть пути и способы использования государ​ства для решения задач по их реализации.

В настоящее время по традиции понятие "политического сознания" связывают с концепцией хомополитикус. Эта традиция развивается в психологии, социологии, антропологии. Аристотель в "Политике", ссылаясь на Платона, доказывает, что политический характер м. б. выявлен его отношением к гражданскому сообществу, институтам, традициям.

Интересна концепция Адорна.( треугольник Адорна). А – Человек B – политика C – власть («Авторитарная личность»). Модификация хомополитикус. Будучи доведенными до логического конца, авторитарные тенденции разрушают политику как таковые. Современная политика должна быть плюралистичной и делиберативной. Исходя из принципов треугольника, при усилении власти уничтожается и политика, и человек.

Формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постеᴨȇнной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов.

18. Политическая истина и ее концептуальные основы.

Решение вопроса об основании политической истины связано прежде всего с ответом на вопрос: обладает ли политическое знание само по себе объективностью, философской и научной состоятельностью? Речь идет о степени верифицируемости полит.знания. Здесь принципиальной является работа М.Вебера «Объективность социально-научного и социально-политического знания»: 1. Каждый вид знания играет в политике определенную роль. Речь идет не о приоритете одного вида над другим, а только о наших предпочтениях. 2. Любая концепция полит.знания должна учитывать роль полит.интересов для обоснования истинности в оценке полит.фактов. Если мы представляем полит.познание как общественный процесс, включенный в многообразие соц.связей, то перед нами возникает проблема плюрализма полит.истин. Это приводит к необходимости соотнесения потенциального плюрализма истин с плюрализмом вызываемых этими истинами политических действий.

Проблемой истинности политического знания является вопрос об его целях. Такой целью в равной степени может быть соответствие философской системы теории, гипотезе, объективной политической цели. Политическое знание, не соответствующее действительности, но при этом соответствующее интересам определенных групп или меньшинства, может считаться истинным, потому что оно является эффективным.

Другой стороной взгляда на проблему плюрализма политических истин и истинности политического знания является проблема политической лжи. Хабермас называет ее манипулятивной гласностью. Известно, что проблема лжи в политике была поставлена Платоном в «Государстве», в «Государе» Макиавелли. Августин Блаженный воспринимает ложь как абсолютный грех, в философии Канта ложь определяется как аморальное зло. Бентам формулирует тезис о моральной допустимости лжи, если она полезна для получения максимального блага. Любая политическая этика отвергает ложь с моральной точки зрения, но всегда признает полезной некоторую ее разновидность с точки зрения государственных интересов.

Характер полит.процессов определяет характер политической лжи, делая ее то бессознательной, спонтанной и случайной, то преднамеренной. Лучшей панацеей против политической лжи считается усиление элементов рационального выбора.

В настоящее время предлагаются различные версии решения проблемы истинности полит.знания. В свое время оригинальная концепция полит.эпистемологии была предложена Хабермасом в его работе «Познание и интерес»(1968), в которой он открыто признал, что невозможно абстрагироваться от полит.интересов в познании действительности, поскольку сам человек относится к событиям инструментально. Истиной для него является нормативная правильность – соответствие поступков общепринятым нормам и ценностям. В этом смысле инструментальной рациональности должна быть противопоставлена коммуникативная рациональность.

П. Фейерабенд писал : цели науки – не истина, а творческое самовыражение исследователя. Все теории могут быть одновременно ложными, но это не лишает их эффективности. В свободном обществе всем теориям и традициям, равно как и политическим взглядам, предоставлены одинаковые права и возможности с точки зрения их влияния на политическую власть.

Арендт в "Истине и политике" начинает с того, что истина и политика находятся в плохих отношениях. Никто не относил правдивость к числу добродетелей. Ложь всегда считалась необходимым и оправданным оружием политика. Задача философа здесь не показывать кто прав, а кто нет, задача философа в том, чтобы объяснить, почему это происходит. Другой важнейшей задачей философа является реабилитация истины . Причина плохих отношений заключается в парадоксе "цели-средства", когда ложь способствует торжеству справедливости, свободы . Другая ошибка, по мнению Арендт, в интерпретации истины состоит в том, что одной единственной истины не существует. Она представляет классификацию истин. Первая пара - 1)рациональная и фактическая истина. Эта пара противопоставлена ошибке и иллюзии 2) философская истина и политическое мнение. Эта пара противопоставлена невежеству и неведению. Необходимой предпосылкой власти является мнение, а не истина. Человеческое мышление может действовать только в сфере политического. Здесь можно проследить аспекты рассуждений Платона и Аристотеля в третьей книге "Политики". Он писал, что идеальной матрицей политики является, один из ее элементов - правитель и не рассуждающее большинство . Человеческое мышление является слабым и беззащитным. Суждения человека боле менее обоснованы, когда они только в сфере политического. Но здесь человека подстерегает другая опасность: рациональная и философская истина находятся за пределами общества и политической реальности. Значит попадая в человеческую среду истина превращается в мнение. Философская истина противостоит и фактической истине, однако, фактическая истина не тождественна иллюзии, но является именно политической истиной по природе.. Господство мнений и фактических истин придает политике безграничность.