Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия ответы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
758.78 Кб
Скачать

4 Язык философии

Философию нередко определяли как познание в понятиях (Аристотель, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ж. Делез). В истории философии можно выделить два наиболее важных определения понятия. Первое: понятие – это форма мысли, которая обозначает сущность вещей и явлений; восходит преимущественно к учению Аристотеля. При втором определении понятие выражает чистое событие.

Для Аристотеля понятие является синонимом определения, а последнее –обозначение сущности предмета. Аристотель впервые в истории философии представил иерархическую таблицу категорий, которая нисходит от более высоких родов к малым видам.

Предметом философии, согласно Аристотелю, является сущее как сущее. «Как сущее» имеет здесь принципиальное значение, поскольку Аристотель исключает возможность общей науки о сущем в целом, изучающей, например, свойства, присущие всему сущему по природе. Исследовать сущее как сущее означает исследовать присущее сущему в его существовании, существенные свойства сущего в его становлении. Следовательно, язык философии, т.е. понятия, призваны описывать сущее как сущее.

Однако такое понимание философии вызывает сомнения, поскольку наука о сущем как сущем оказывается наукой беспредметной. Философия исследует сущее как сущее, но на деле оказывается, что сущего как такового не существует.

Есть и другое сомнение относительно того, что сущее является родом: о сущем говорится в различных значениях. Но уже элеаты пришли к выводу, что единственной реальностью, имеющей право быть действительной, является единое. Но этот вывод приходит в противоречие с естественным пониманием, согласно которому исходной реальностью является единичное. Задача заключается в совмещении единичного и Единого. Аристотель, так же как и Платон, обозначает собственно сущее термином ousia. Если ousia есть нечто общее абсолютно всему, то потому что оно лежит в основании и фундирует сущее в целом: это общий суб-страт или суб-станция, выражающий сущее в его сущности. Аристотель выделяет два типа сущностей. Первую сущность образует индивидуальное бытие, «вот это нечто», а соответствующие им формы мысли образуют индивидуальные понятия. Первую сущность характеризует то, что о ней сказывается все остальное, в то время как сама она не сказывается о другом. Вторые сущности производны от первых и являются их родовым либо видовым определением. Таким образом, Аристотель выделяет три типа понятий: родовые, видовые и индивидуальные. Родовые понятия он называет категориями. В «Категориях» Аристотель перечисляет десять категорий: «сущность», например, человек; «количество», например, длиною в два локтя; «качество», например, белое.

Эта аристотелевская таблица основывается на четырех принципах, которые обеспечивают подчинение различий формам тождества. Из этих четырех принципов – тождество, противоположность, аналогия, подобие – складывается трехчастная природа понятия у Аристотеля.

В Новое время исторически изменившаяся позиция субъекта задает изменение трактовки языка философии. В своем логическом учении Кант разрабатывает теорию категорий и механизм их применения к познанию явлений. Как известно, основная проблема кантовской критики – это вопрос о возможности метафизики как учения о мире в целом. Этот вопрос можно сформулировать более конкретно – о возможности априорных синтетических суждений, независимых от опыта и выходящих за его пределы. Кант полагал, что при условии возможности априорных синтетических суждений, дискурс находится в совершенно новом отношении со своим объектом: субъект дискурса конституируется не своим единством, но разделением. Пространство и время как формы представления того, что является, Кант называет априорными формами созерцания. Созерцание суть представление, созерцание непосредственно. Пространство и время суть формы непосредственности. Понятием же мы всегда называем то, что предполагает опосредование. Итак, суждение есть опосредствованное знание о предмете, стало быть, представление об имеющемся у нас представлении о предмете. Понятия рассудка Кант называет категориями.

В основе таблицы категорий лежит модель суждения. Поскольку логика абстрагируется от всякого содержания познания, она не может содержать никаких правил для способности суждения. Поэтому, объясняет Кант, единственная задача аналитики понятий заключается в том, чтобы использовать одну лишь форму познания так, как она выражена в понятиях.

С этой чисто формальной точки зрения суждение выполняет две функции - функцию отождествления, подведения многообразия к форме Тождественного. Это двойное тождество, однако, остается статическим и пустым. Поэтому, с другой стороны, суждение подразумевает динамическую функцию определения неопределенного объекта именно как этого или того объекта и функцию индивидуализации я. Форма первичного различения и множественности созерцания подчиняется контролируемому движению от сингулярного к регулярному, направляя стрелу времени от прошлого к будущему и выравнивая и аннулируя, в конечном счете, все различия, соотнося их с формой объекта или тождеством субъекта.

В таблице категорий Кант дает картографию чистого рассудка, где каждому понятию предоставляется место в системе фиксированных координат: количество суждений (общие, частные, единичные) → категории количества (единство, множественность, целокупность); качество суждений (утвердительные, отрицательные, бесконечные) → категории качества (реальность, отрицание, ограничение); отношение суждений (категорические, гипотетические, разделительные) → категории отношения (присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение); модальность суждений (проблематические, ассерторические, аподиктические) → категории модальности (возможность-невозможность, существование-несуществование, необходимость-случайность). Эти формы суждения еще не категории, но это отправной пункт, из которого Кант предполагает вывести последние.

В некотором смысле «Наука Логики» Г.В.Ф. Гегеля берет на себя традиционную роль объяснения категорий мышления: это наука о необходимых формах мышления. Отличительной чертой критической философии являлось требование, чтобы мышление само подвергло себя исследованию и установило возможности и границы категорий рассудка. Этому требованию Гегель противопоставляет спекулятивную метафизику. Речь не идет о простой систематизации готовых, заранее данных категорий. Процессуальность имманентна самим категориям. Она есть результат внутреннего противоречия самой Идеи. Следовательно, само мышление, взятое в его становлении, саморазличается и утверждается в этой инаковости.

Гегель выделяет более 280 категорий. В науке чистого мышления первой формой понятия, движение которого и призвана показать «Наука Логики», является бытие. Бытие как «неопределенное непосредственное» в конце первой части переходит в «наличное бытие», все еще неопределенное, но, в противоположность понятию «чистого бытия», оно содержит элемент ничто, ибо это сущее преходящее. Не будучи все же полностью неопределенным, «наличное бытие» отличается этой отрицательностью. То есть его определенность есть качество. Можно было бы сказать, что «качество» такого сущего определяет его действительность, но в то же время оно определяется как свое собственное отрицание. Теперь поступательное движение от этого начала «следует рассматривать как дальнейшее его определение, так что начало продолжает лежать в основе всего последующего и не исчезает из него». Иными словами, последующие формы понятия оказываются более развитыми формами бытия. В своей совершенной или законченной форме Идея есть абсолютная Идея, чистое мышление как таковое. В этой точке Бог и бытие, теологическое и онтологическое сходятся, обозначая, таким образом, венчающий момент философии как метафизики абсолюта. Идея – это «истинное бытие», т.е. полностью развитая форма понятия. Однако же эта последняя форма является самой конкретной, она – вся истина и сама жизнь. Короче говоря, логика – это подлинная наука о бытии как таковом: она показывает, каким образом сущее сказывается в различных значениях (традиционная роль категорий); в то же время, однако, она показывает фундаментальное единство бытия. Вот почему «Наука Логики» Гегеля представляет собой завершение аристотелевского проекта, ибо она в одно и то же время есть и наука о бытии как таковом, и наука о первых и высших началах: она мыслит действительное как в его тотальности, так и в его условии возможности.

Как уже было сказано, при втором определении понятия, последнее обозначает не сущности, а события. Если традиционно понятия обозначают сущность вещей, то в современной философии понятия представлены как события в качестве сингулярных точек множественности.

События ускользают от метафизики, поскольку они даются без сущности: сама их сущность не подчиняется закону сущности как «чтойности».

При этом понятие определяется в форме компонентов или сингулярностей, из которых оно складывается. Дифференциальные связи между этими элементами нередуцируемы к отношениям тождества, противоположности, аналогии и подобия. Конечное число разнородных и неотделимых друг от друга сингулярностей гарантирует понятиям их консистентность.

Понятие характеризуется тремя первичными свойствами:

1. Эндоконсистентность. Не существует простых понятий, потому что понятие включено в систему понятий и в понятии всегда есть составляющие, которые в свою очередь являются понятиями, которыми оно определяется.

2. Экзоконсистентность. Каждое понятие отсылает к другим понятиям, сосуществует с другими понятиями. Понятия, таким образом, обладают внутренней историей, потенциальностью для превращений в другие понятия.

      1. Самореференциальность. Понятия не имеют референций, ни к чему не отсылают. Они автореференциальны и конструктивны. Референтом понятия являются сами эти понятия. Они полагаются и полагают свой объект в то самое время, когда создаются.