
- •Введение
- •1.Объективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
- •1.1 Объект вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.
- •1.2 Объективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
- •2. Субъективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
- •2.1. Субъект вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
- •2.1. Субъективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
- •Заключение
1.2 Объективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК РФ, состоит в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Объективная сторона может выражаться только в активных действиях, путем бездействия вовлечение в преступление невозможно.
Вовлекать - означает привлекать, втягивать, затягивать, завлекать, "втравливать" во что-либо8.
Теория и практика выделяют две разновидности вовлечения:
- неконкретизированное, при котором действия взрослого лица представляют собой пропаганду преступного образа жизни, вербовку новых сторонников преступного мира, обеспечивающую пополнение преступных рядов и не направленную на привлечение несовершеннолетнего к совершению определенного преступления;
- конкретизированное, заключающееся либо в склонении подростка к участию в задуманном взрослым преступлении в качестве соисполнителя или пособника, либо в формировании у несовершеннолетнего самостоятельного умысла на совершение определенного деяния. Именно конкретизированное вовлечение вызывает немало трудностей в квалификации, поскольку действия взрослого содержат помимо вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления признаки иных составов преступлений.
Вовлечением в совершение преступления признаются действия взрослого лица, которые направлены на возбуждение желания несовершеннолетнего совершить активные противоправные действия. Такие действия могут быть совершены несовершеннолетним под воздействием обещаний, обмана, угроз или иным способом.
Самого по себе факта совместного с несовершеннолетним участия в преступлении недостаточно для вменения в вину взрослому ст. 150. При отсутствии признаков вовлечения взрослые могут нести ответственность за соучастие.
Вовлечение в преступление осуществляется одним из способов, указанных в статье: обещания, обман, угрозы и т.п. В случае обвинения лица в вовлечении несовершеннолетнего в преступление в процессуальных документах, в том числе в приговоре, должен быть указан примененный виновным способ вовлечения.
Обещания, как способ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность состоят в уверениях, принятии на себя виновным обязательств предоставить несовершеннолетнему в будущем определённые материальные ценности (часть похищенного, заплатить за участие в преступлении и тому подобное) или оказать важные для него услуги (устроить на работу, на учёбу в престижное учебное заведение, оказать содействие в лечении близких родственников и так далее).
Обман, заключается в просьбе к подростку совершить те или иные действия, которые не кажутся ему преступными (просьба взять в доме потерпевшего какую-либо ценную вещь, убедив подростка в том, что эта вещь принадлежит знакомой взрослого лица, от которого исходит просьба). При этом не осознает, что он совершает преступление, поскольку он добросовестно заблуждается в предназначении вещи, или, будучи убежденным взрослым лицом, полагает, что оказывает ему помощь. Обман также может выражаться в убеждении несовершеннолетнего взрослым в безнаказанности за содеянное. Более серьёзным видом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления является его вовлечение путём угроз. Угрозы имеют различный характер и выражаются либо в угрозе применения физического насилия в случае отказа от совершения преступных действий, либо в психологической обработке. Если несовершеннолетнему угрожают насилием, то налицо уже квалифицированный вид вовлечения.
Характер преступления, в совершении которого вовлекается несовершеннолетний, а также роль, на которую он готовится взрослым, для квалификации действий виновного по ст.150 УК значения не имеет.
Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам несовершеннолетних»9 преступление, предусмотренное ст. 150 УК, следует считать оконченным с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, либо антиобщественных действий независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанных противоправных действий.
Иначе говоря, это преступление имеет формальный состав, когда объективная сторона представляет собой, по сути, успешное, результативное подстрекательство к преступлению.
Вопрос о моменте окончания преступления является спорным, поскольку «склоненный» не совершил никаких действий, свидетельствующих о том, что виновный достиг реального результата, поэтому в науке уголовного права получила распространение и такая трактовка, в соответствии с которой преступление, предусмотренное ст. 150 УК, признается оконченным с момента, когда несовершеннолетний совершил преступление, хотя бы на стадии приготовления.
Если несовершеннолетний совершил преступление, в которое оказался вовлечен, виновный должен нести ответственность по совокупности ст. 150 УК и за подстрекательство к преступлению, в которое он вовлек несовершеннолетнего, а если он при этом и сам участвовал в совершении этого преступления — как соисполнитель этого преступления. По совокупности двух преступлений взрослый отвечает и тогда, когда под его воздействием преступление совершил подросток, не достигший возраста уголовной ответственности (взрослый отвечает за преступление как исполнитель и за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления).
Совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости, не создает соучастия. Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу ч. 2 ст. 33 УК РФ несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.10
В случае если под влиянием взрослого подросток совершает уголовно наказуемое деяние, действия взрослого квалифицируются по совокупности ст.150 и статей, которые предусматривают ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершенном подростком преступлении.
Если подросток, нарушивший уголовно-правовое предписание, не достиг возраста уголовной ответственности (14 лет или в других случаях 16 лет), действия взрослого помимо ст. 150 квалифицируются как опосредованное исполнение того уголовно-противоправного вида поведения, которое совершено подростком11.
Поскольку в действующем законе речь идет о вовлечении в преступление, должно быть установлено, в совершение какого именно деяния (хищение, убийство, изнасилование, угон транспортного средства и т.д.) вовлекался несовершеннолетний.
Таким образом, объективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления сконструирована по типу формального состава преступления и состоит в активных действиях взрослого лица, направленных на одного или нескольких несовершеннолетних. Вместе с тем, имеется потребность в криминализации попустительства преступной деятельности несовершеннолетних путем бездействия со стороны лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего.