Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МСС.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
128.51 Кб
Скачать

1.3. Международные стандарты.

В течение 10 лет российская нефтегазовая отрасль участвует в программах гармонизации государственных стандартов ГОСТ-Р с признанными   международными стандартами: до 2000 года это были стандарты API (Американский институт нефти) (ANSI (Американский национальный институт стандартов)/API), после 2000 года – ISO (Международная организация по стандартизации). По линии Госстандарта через технические комитеты осуществлялся 100%-ый мониторинг и экспертиза разработки и корректировки всех стандартов ISO (TC/67 - технический комитет/67).

Международная организация по стандартизации – ИСО (ISO);

Международная электротехническая комиссия – МЭК (IEC);

Международная некоммерческая ассоциация Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике – (IEEE);

Международный союз электросвязи – МСЭ (ITU).

Международный  некоммерческий ресурсный центр нефтегазовых стандартов–Energistics.

Практически все стандарты ISO, относящиеся к нефтегазовой отрасли, имеют официальный перевод на русский язык и достаточно полно используются в проектах, при изготовлении оборудования и т.д.

Международные стандарты отличаются очень высоким качеством и в случае соблюдения всех принятых формальных процедур могут быть приняты в качестве национальных стандартов. При этом следует учесть следующие моменты.

Во-первых, процедуры гармонизации международных и национальных стандартов не базируются на однозначных алгоритмах и могут трактоваться по-разному. Они могут предполагать точное копирование или только определенный уровень сближения, допускающий применение различных ссылочных материалов, а также могут иметь характер «арифметического» сложения нескольких стандартов, применяемых в разных областях, под одним общим названием. Международные организации настаивают на первом и, в крайнем случае, учитывая «объективность» национальных особенностей, на третьем подходе, тогда как в нефтегазовой отрасли России большее распространение получил второй подход. По-видимому, должны развиваться все три подхода, но в каждом случае примененный алгоритм гармонизации должен быть четко указан.

Во-вторых, во всех развитых странах отсутствует 100%-ая гармонизация национальных и международных стандартов. Обычный средний уровень квалифицированно выстроенной гармонизации составляет 40-60%. Механизмы международной и обособленной национальной стандартизации используются в зависимости от ситуации в качестве инструмента конкурентной борьбы. Процессы гармонизации должны протекать активно, но формальная гонка за высоким процентом может привести к негативным последствиям.

В-третьих, при принятии международных стандартов обычно лоббируются интересы различных финансово-экономических, государственно-экономических групп и преимущество получают те участники, кто более полно представлен в составе при ведении секретариатов или в качестве членов рабочих групп.

Россия очень слабо представлена в рабочих группах ISO, обслуживающих нефтегазовый комплекс, со всеми вытекающими последствиями. Она практически лишена возможности влиять на тематику разрабатываемых стандартов и на утверждение «лидеров» разработок. В настоящее время набор действующих международных стандартов не

учитывает национальные интересы и приоритеты НГО РФ. Как правило, российским экспертам предоставляются документы последних стадий готовности: DIS (проект международного стандарта) и FDIS (окончательный проект международного стандарта). На этих стадиях роль голосующих стран не слишком велика, так как для принятия стандарта достаточно преодоление барьера в 75%. Важным основанием для принятия решения при голосовании является не сам текст стандарта, а материалы, положенные в его основу, например, данные всесторонних испытаний базовых решений и т.п. Эти данные закрыты для участников конечных стадий голосования.

Указанные проблемы участия в работе и использования международной стандартизации могут преодолеваться только путем повышения активности и целенаправленности действий российских компаний. Вместе с тем это участие требует серьезной координации и эффективной системы контроля, когда речь идет о компетентном и полномочном голосовании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]