Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uch-posobie-KudryashovAI_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
462.34 Кб
Скачать

2. Стимулы творчества

Между первым криком новорожденного и профессиональным ус­пехом взрослого человека находится почти вся его жизнь, наполненная побуждениями, интересами, желаниями, стимулами, целями, планами, чувствами, эмоциями и психическими состояниями, находящимися в тесном переплетении друг с другом. Все, что лежит между потребно­стями и конечным результатом деятельности человека, в том числе и творческой, можно уложить в некую генеральную последовательность, которая условно выражается следующим образом:

мотив ~ желание ~ цель ~ действие ~ результат.

2.1. Мотивы и желание

Мотивация - вся совокупность мотивов, побуждающих к дости­жению цели, а мотив - это побуждение к действию, порожденное по­требностями или интересами человека.

Потребности человека - это переживаемые, осознаваемые и не­осознаваемые человеком нужды, зависимости в том, что необходимо для жизнедеятельности его организма и развития его личности. По­требности человека могут быть материальными (потребности в пище, одежде, жилище и т.д.) и духовными (потребности познавательные, эс­тетические и т.п.). В последние десятилетия среди потребностей выде­ляют биологические (потребность в пище, отдыхе, безопасности, сек­суальная потребность и др.) и социальные (трудовые, познавательные, эстетические и др.).

Как и многое, в психологии, полный перечень потребностей чело­века остается неопределенным. Американский психолог А. Маслоу все человеческие потребности изобразил в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности. Выше расположены: потребность в безопасности, потребность в любви и привязанности, потребность в признании и оценке, потребность в самоактуализации (вершина пирамиды). В соответствии с этой моделью, потребности, находящиеся на более высоких уровнях, удовлетворяются только после того, когда удовлетворятся потребности нижних уровней. Не смот­ря на то, что эта модель потребностей имеет явные недостатки (напри­мер, люди под пытками или страхом смерти не отрекаются от своих убеждений), она остается живучей и удобной для понимания.

По мнению академика В.А. Энгельгардта [49], научный поиск в своем первоисточнике - тоже результат врожденной физиологической потребности, результат инстинкта, столь же властного, как потреб­ность птицы летать, как стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки. Этот инстинкт творческого поиска управляет дея­тельностью ученого.

Слово «интерес» имеет множество значений: особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять (проявлять ин­терес к делу); занимательность, значительность (интерес рассказа в его сюжете); нужды, потребности (групповые интересы); выгода, корысть (у него здесь свой интерес). Кроме того, интерес - наиболее часто ис­пытываемая положительная эмоция. В психологии понятие «интерес» определяется следующим образом [20]: специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью. Именно в этом смысле будет далее использоваться этот термин.

Интерес - это мощный мотив, поддерживающий повседневную работу нормальным образом. Он просто необходим для творчества. Недаром А. Маслоу отдает интересу центральную роль в творческой деятельности личности. Особенно благоприятным является сочетание интереса с радостью, которая поддерживает конструктивные и творче­ские действия.

Специальные интересы - это интересы к содержанию определен­ной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития.

Появление устойчивых специальных интересов, благодаря кото­рым человек добился серьезных жизненных успехов, обусловлено раз­ными причинами. Они могут появиться благодаря обстановке (обычно семейной), какого-то «толчка», имевшего место в жизни человека, в связи с жизненными обстоятельствами или спонтанно, т.е. без види­мой связи с перечисленными причинами. Приведем ряд примеров.

Формирование интереса в особой обстановке. Первооткрыватель Берингова пролива и многих островов северной части Тихого океана В. Беринг родился в семье моряков и с детства был романтиком: жажда познания и сладость открытия неведомых земель манили его в дальние края.

Немецкий ученый Ю. Либих был химиком от бога, эксперимента­тором с первых лет жизни. Интерес к химии у него возник еще в детст­ве, когда он помогал отцу готовить лаки, краски, лекарства.

Испанский живописец Ф. Гойя, выходец из крестьянской семьи, еще мальчиком начинал свой путь, помогая мастерам расписывать со­бор. Затем удачно женился на сестре первого живописца короля, кото­рый снисходительно опекал своего шурина.

Отец шведского естествоиспытателя К. Линнея увлекался ботани­кой и отдавал все свободное время работе в саду, где заботливо ухажи­вал за растениями, пересаженными с ближайших лугов и из рощ, и эк­зотическими диковинками. Маленький Карл с первых лет своей жизни был окружен этим великолепием и, по его собственному выражению, неугасимую любовь к растениям впитал с молоком матери.

Интерес русского естествоиспытателя Д.Н. Кайгородова сформи­ровался в раннем детстве под влиянием старого заброшенного сада на окраине Полоцка, к которому примыкал дом его родителей. Он гово­рил: «Этот сад был колыбелью моей любви к цветам, деревьям, птицам - ко всей природе, любви, доставившей мне столько радостей и столь­ко светлых дней в моей жизни».

Появление интереса под действием случайного «толчка». Напри­мер, предки Амедео Авогадро, автора одного из важнейших законов молекулярной физики, с ХII века состояли на службе католической церкви адвокатами и по традиции того времени их профессии и долж­ности передавались по наследству. Когда пришла пора выбирать про­фессию, Амедео также занялся юриспруденцией. В этой науке он бы­стро преуспел и уже в двадцать лет получил ученую степень доктора церковного права. Однако юридическая практика не увлекала Амедео. В юношеские годы он недолго посещал школу геометрии и экспери­ментальной физики. Эти занятия и пробудили в нем интерес к этим наукам.

Будущий знаменитый голландский астроном Тихо Браге 13 лет от роду поступил в Копенгагенский университет, где изучал риторику и философию. Однажды во время наблюдения солнечного затмения он понял, что его увлекает возможность точного предсказания даты за­тмения. Выбор сделан - он погружается в изучение астрономии и ма­тематики.

Интерес, появившийся в силу жизненных обстоятельств. Так, знаменитый исследователь Африки Д. Ливингстон родился в семье уличного торговца чаем. Окончив деревенскую школу, мальчик с деся­ти лет работал на ткацкой фабрике. На двадцатом году жизни, будучи глубоко религиозным, он решил посвятить себя служению Богу. После посвящения в миссионеры он отбыл в Капскую колонию. В путешест­виях, в поисках новых земель, куда Д. Ливингстон приносил идеи Евангелия, у него появился интерес к открытию и обследованию еще неведомых территорий.

Свое будущее мастер короткого рассказа А.П. Чехов решил посвя­тить медицине и поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако денег на жизнь не хватало, и он пишет неболь­шие рассказы. 1884 г. А.П. Чехов окончил университет, будучи ав­тором таких опубликованных произведений, как «Хирургия», «Хаме­леон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые теперь считаются программными в его творчестве. Не остав­ляя медицинскую практику, А.П. Чехов всю оставшуюся жизнь посвя­тил литературе.

Спонтанное появление специального интереса. В детстве русский изобретатель И. Кулибин не ходил в школу, и отец приучал его рабо­тать за прилавком. Однако торговая стезя не привлекала Ваню, и все свободное время он тратил на изучение и конструирование различных механических игрушек - «флюгеров, толчей, меленок».

Знаменитый архитектор В.И. Баженов родился в семье бедного церковника. «Я отважусь здесь упомянуть, - говорил он о себе, - что я родился уже художник. Рисовать я учивался на песке, на бумаге, на стенах. Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть». Мальчика отдали в певчие в мона­стырь, но его все равно интересовало только рисование.

Отец французского философа-просветителя Вольтера избрал для своего сына проторенную дорожку - изучение права. Но молодой че­ловек пошел против воли отца. Он предпочел заняться стихосложени­ем, изрекать парадоксы и смеяться над условностями жизни.

Академик П.Л. Горчаковский вспоминал: «Я, можно сказать, был прирожденным натуралистом. С раннего детства любил бывать в лесу, на речке, интересовался растениями и птицами. Общение с природой определило выбор будущей профессии, призвания».

Г. Селье [36] приводит ряд мотивов, под действием которых чело­век добился успехов и процветания на научном поприще: бескорыст­ная любовь к природе и истине; восхищение красотой закономерности; любопытство; желание приносить пользу; потребность в одобрении; ореол успеха; боязнь скуки. Коротко рассмотрим некоторые из них.

Бескорыстная любовь к природе и правде. Природа хитроумно устроила так, что большинство полезных вещей вызывает у нас субъ­ективное чувство приятности. И это касается не только питания и раз­множения, но и познания. Открытие в области фундаментальных ис­следований, например, доставляет радость вне зависимости от его воз­можного практического применения.

Восхищение красотой закономерности. Созерцать красоту и гар­монию Вселенной, хоть в какой-то степени постигая их, - одна из ос­новных человеческих способностей, доставляющих ему наивысшее удовлетворение. Это достойное и благородное занятие вне зависимо­сти от тех материальных благ, которые оно может принести.

Любопытство (любознательность, а не пронырливость) - врож­денная склонность организмов искать новое в своем окружении. В че­ловеке эта склонность проявляется в форме любознательности, значе­ние которой трудно переоценить. Любопытство одолевает настоящего ученого, он не может без него жить. Одним из главных мотивов науч­ной деятельности Ч. Дарвина была, вероятно, любознательность, что видно из его воспоминаний: «С самой ранней юности я испытывал сильнейшее желание понять и объяснить все, что бы я ни наблюдал, те есть подвести все факты под некоторые общие законы».

Исследователь психологии научного творчества А.Н. Лук прямо писал, что «любознательность - вот главный движущий мотив учено­го». «Плохо, - часто повторял прототип романа Д. Гранина «Зубр» Н.В. Тимофеев-Ресовский, - когда человек теряет любознательность. Любо­знательность великая вещь. Но, к сожалению, многие люди рано очень теряют любознательность, а у других мужская любознательность за­меняется женским любопытством».

Некоторые ученые даже считают, что «о положении общества на шкале цивилизации можно судить о распространенности любопытства среди его членов, и что взлет и падение цивилизаций связано с тем, в какой степени великие умы этих цивилизаций следовали стремлению к теоретическим обобщениям и поиску нового, а не размышляли над достижениями прошлого» [15].

Потребность в одобрении. Все люди в той или иной мере тще­славны, но особенно ученые. Они горят желанием сознавать, что от­крыли некий важный закон природы. По словам Нобелевского лауреа­та Р. Вудворда, «тщеславие, без сомнения, принесло гораздо больше цивилизации, чем скромность». Тем не менее, при отсутствии безраз­личия к тщеславию ученые очень разборчивы в отношении того, чьего признания им хотелось бы добиться и за что им хотелось бы стать зна­менитым: наиболее ценно одобрение своих коллег. Так, например, Ч. Дарвин писал: « ... Моя любовь к естествознанию была неизменной и ревностной. На помощь этой чистой любви приходило, однако, и чес­толюбивое желание снискать уважение моих товарищей ­натуралистов». Видимо не зря писал поэт Е. Баратынский: «Свой век опередив, заранее слышит гений / Рукоплескания грядущих поколе­ний».

Боязнь скуки. Великий А. Эйнштейн утверждал, что самым мощ­ным мотивом творчества является желание уйти от серости и моно­тонности будней и найти пристанище в мире, заполненном нами же созданными образами.

Каждый человек в одно и то же время имеет множество потребно­стей, но сила каждой потребности в конкретное время зависит от лич­ностных приоритетов человека, от его конкретного уровня культуры и социальных отношений. В зависимости от этих приоритетов выстраи­вается иерархия потребностей. Одни отдают предпочтение материаль­ным потребностями, другие - духовным.

Как отмечал А. Маслоу, отсутствия меры в удовлетворении мате­риальных потребностей весьма опасно: материальное изобилие (то есть удовлетворение потребностей низших уровней), может послужить предпосылкой для возникновения таких патологических явлений, как скука, эгоизм, чувство элитарности, «заслуженного превосходства», приостановка личностного роста.

Потребность в развитии и реализации своего потенциала, назван­ной А. Маслоу самоактуализацией, является самой возвышенной из всех человеческих потребностей. Стремление удовлетворить эту по­требность наиболее развито у талантливых людей и гениев. Иногда они забывают (отбрасывают, не придают значения) не только о мате­риальных, но даже о важнейших биологических потребностях (например, о самосохранении). Вот что вспоминает писатель К. Чуковский о последних днях А.П. Чехова: «Он в предсмертные месяцы наперекор своей страшной болезни снова и снова садится за стол и между при­ступами тошноты, кровохарканья, кашля, поноса пишет холодеющей, белой, как из гипса, рукой свою последнюю пьесу ... ».

Таким образом, мотивация научной деятельности может быть обу­словлена самыми различными потребностями и интересами. Хотя мо­тивы разные, но не следует выделять из них худшие и лучшие - все они хороши, если человек работает творчески. Можно только предостеречь тех, кто намерен пойти в науку ради денег, власти и общественного положения. Г. Селье отмечал [36], что подлинными учеными редко движут подобные мотивы. Для достижения отмеченных выше «благ» есть более надежные пути.

Желание - направленность мыслей, чувств на то, чтобы что­-нибудь осуществилось, или на обладание чем-нибудь. В простейшем случае удовлетворение желания проносит человеку удовольствие, а при невозможности его достигнуть может возникнуть состояние фру­страции (гнетущее разочарование). В социальной психологии желание рассматривается как импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты. Именно с этих позиций будет далее рассматриваться желание.

Н. Хилл отмечал [42]: «Желающий победить должен сжечь за со­бой мосты, отсечь все пути к отступлению. Только так можно сохра­нить жгучее желание победить, очень важное для успеха. Ели то, что вы хотите, хорошо и, главное, вы верите в это, - не сомневайтесь, дей­ствуйте!»

Желание есть приказ сознания, мобилизующий, бросающий в бой все силы организма, приводящий в действие скрытые резервы огром­ной мощности, неведомо таящиеся в каждом человеке и проклады­вающие непредвиденные пути к победе [42]. Проиллюстрируем из­вестное изречение «желание превозмогает все» рядом примеров.

В Греции во времена Демосфена (384-322 гг. до н.э.) высоко цени­лось ораторское искусство. Однажды молодой Демосфен услышал речь одного из ораторов. Он был потрясен силой воздействия слова на огромную массу людей и поставил перед собой задачу стать оратором. Однако природа оказалась «немилостивой» к Демосфену - он был чах­лый и болезненный, слаб голосом, имел неясный выговор и короткое дыхание, а также смешно подергивал плечом.

Обучение искусству красноречия стандартными методами не при­несли успеха: Демосфен был дважды осмеян публикой. Но он продол­жал заниматься, применяя особые упражнения для исправления своих телесных изъянов и слабостей. Неясный, шепелявый выговор он одо­левал, вкладывая в рот камешки, и читал на память отрывки из поэм. Голос укреплял бегом, разговором на крутых подъемах и тем, что, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какие-нибудь длинные фразы. Над подергивающимся плечом он повесил острый меч и говорил. И он добился своего - стал лучшим оратором того времени.

В детстве будущий актер И.Н. Певцов сильно заикался: в школе даже не мог отвечать вслух уроки и писал свои ответы на доске. Когда он заявил близким, что хочет стать актером, его назвали сумасшед­шим, и смеялись над тем, что заика хочет играть на сцене. Тем не ме­нее, он начал упорно тренироваться и путем волевого напряжения, фантазии и воображения приводил себя в состояние, при котором речь была нормальной. Таким образом, И.Н. Певцову удалось не только преодолеть «невозможное», но и внести большой вклад в театральное искусство.

Наш современник, бразильский писатель П. Коэльо сказал, что, говоря о своем желании, не следует употреблять противное слово «ес­ли». Его отсутствие исключает какую-либо альтернативу вашим жела­ниям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]