
- •А.И. Кудряшов субъективные факторы научного творчества
- •Введение
- •1. Понятие о творчестве
- •2. Стимулы творчества
- •2.1. Мотивы и желание
- •2.2. Цель и результат
- •3. Свойства творческой личности
- •3.1. Интеллект и общая эрудиция
- •3.2. Специальные способности
- •3.3. Профессионализм
- •3.4. Умение излагать мысли
- •3.5. Нравственность
- •4. Процессы творчества
- •4.1. Творческое мышление
- •4.2. Воображение
- •4.3. Научная интуиция
- •4.4. Память
- •4.5. Вдохновение
- •4.6. Внимательность
- •5. Барьеры творчества
- •5.1. Лень
- •5.2. Гнев
- •5.3. Зависть
- •5.4. Страх
- •5.5. Нерешительность
- •Заключение
- •Персоналии (авторы мыслей и афоризмов)
- •Литература
3.5. Нравственность
Неприятие порока является нормальным состоянием человеческого общества. Каждой исторической эпохе были свойственны свои границы добра и зла. Однако, отдельные личности, а в периоды кризисов общества, характеризующихся «переоценкой ценностей», немалая его часть испытывает искушение разорвать «путы» моральных норм. Гуманизация общества привела к тому, что сейчас все чаще и чаще порок воспринимается не как вина конкретного человека, а как его беда.
Древнегреческие философы Сократ и Аристотель были полны хвастовства. Э. Резерфорд также страдал заметным недостатком скромности. Когда коллеги отмечали его способность всегда находиться «на гребне волны» научных исследований, он отвечал: «А почему бы и нет? Ведь это я вызвал волну, не так ли?»
Вольтер, будучи уже знаменитым, стремился снискать расположение короля заискиванием, проявляя обычные человеческие слабости. Также вел себя и Р. Декарт: надменный и высокомерный с равными, третировавший как мальчишек крупнейших ученых своего времени, он, приближаясь к высоким особам, превращался в льстивого и угодливого царедворца.
Ф. Бэкон, занимая пост лорд-канцлера Англии, брал взятки. Говорят, что один из просителей однажды сказал ему: «Возьмите эти деньги, и об этом никто не узнает». На что Ф. Бэкон ответил: «Дайте в два раза больше и говорите кому угодно».
Как и во многом другом, древнегреческий философ Диоген был наиболее оригинален и в нарушении норм поведения. Он с язвительным презрением относился ко всем окружающим. Однажды Диоген закричал: «Эй, люди!» Сбежался народ, он замахнулся палкой и сказал: «Я звал людей, а не дерьмо».
Ю.В. Щербатых отмечает [48], что «даже Конфуций, всемирно известный философ и убежденный противник смертной казни, став наместником одной из провинций, тут же приказал казнить одного из своих политических оппонентов. Причем доводы, которые он привел в своем указе в качестве оправдания этой жестокости, не отличались особой глубиной и сводились к примитивной формуле: «Он что-то замышлял против меня и за это должен быть уничтожен».
Однако, рассматривая слабости великих людей, нужно помнить слова древнегреческого оратора и философа Цицерона: «Если Сократ и Аристотель и сделали что-нибудь вопреки установившимся нравам и обычаям, пусть другие не считают, что им дозволено то же; ибо эти двое получили право на эту вольность благодаря своим великим и божественным достоинствам».
Имеются общечеловеческие, «вечные» истины, которые необходимо соблюдать всегда всеми людьми. «Нет ничего сказанного, что было бы сказано впервые», - сказал римский комедиограф П. Теренций еще во 2-м веке до новой эры. Все это в полной мере относятся к правилам и советам по этическому поведению людей. Приведем ряд мыслей и наставлений на эту тему, авторами которых являются древнегреческие мудрецы (7-5 веков до н.э.).
Хилон из Эфор: К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье. Кто силен, тот будь и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись. Мертвых не хули. Не грозись: это дело бабье. Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься. Старость чти. Чужой беде не смейся.
Периандр Коринфский: Тайн не выдавай. В счастье будь умерен, в несчастье - разумен. Что ты обещал, то исполняй.
Эзоп: Если много денег - не радуйся, если мало - не горюй. Владей собой. Если можешь оказать милость, не медли: действуй и помни, что судьба переменчива.
Нравственность всегда важна, но особенно она необходима в научной среде. Академик М.А. Лаврентьев говорил, что «есть качество, особенно важное для ученого, - абсолютная честность. Человек, склонный искажать факты, приписывать себе не принадлежащие ему идеи, никогда не сможет стать настоящим ученым». Примером этому является характеристика Нобелевского лауреата И.Е. Тамма, данная его многочисленными коллегами и просто знакомыми. Наиболее часто встречающиеся в этой характеристике слова: доброта, искренность, душевная щедрость, честность и принципиальность, порядочность и деликатность, уважение к личности, романтизм, азарт и увлеченность, темперамент борца, мужество, неутомимость, духовная свобода, отсутствие позы, независимость мышления, абсолютная научная добросовестность.
В рассматриваемом аспекте интересен один весьма примечательный штрих биографии Ч. Дарвина. В 1858 г., когда Ч. Дарвин уже окончательно поправлял свой великий труд, он получил рукопись английского естествоиспытателя А. Уоллеса, в которой излагалась разработанная им теория эволюции. По многим моментам эта теория совпадала с теорией Ч. Дарвина. Создалась ситуация, которая с легкостью могла превратиться в некрасивую борьбу за приоритет. Ч. Дарвин, проработавший над своей книгой 22 года, мог сделать с этой рукописью что угодно (А. Уоллес в то время находился в Вест-Индии). Но ничего не случилось: рукопись А. Уоллеса и схематическое изложение своей книги Ч. Дарвин незамедлительно (в течение месяца!) представил на рассмотрение в Британскую Академию в качестве единого документа.
Научная медицина знает множество примеров высокой нравственности и героизма, когда ученые ставили опыты на себе, заражаясь различными болезнями. Эти факты - не только далекое прошлое (например, Л. Пастер), но относительно недавние события. Так, в 1966 г. военно-морской врач В.А. Знаменский, исследовавший дальневосточную скарлатиноподобную лихорадку, умышленно заразил себя микробами этой болезни, для того чтобы выявить полную картину заболевания и провести все необходимые лабораторные и клинические исследования [3]. К счастью, несмотря на тяжелую болезнь в течение месяца, В.А. Знаменский выздоровел.
В жизни всегда считались, и будут считаться пороками лживость, эгоизм, чрезмерная гордость (гордыня), величавость, хамство, заносчивость, надменность, тщеславие, снобизм. По поводу большинства из них мы ограничимся высказываниями мудрых и великих людей (см. окончание главы). Ниже рассмотрим только два из них, самых отвратительных для науки свойства, - лживость и плагиаторство.
Лживость - склонность ко лжи, обману; ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман. Лживость, - говорил М. Монтень [33], - постыдный порок и если бы мы сознавали всю его мерзость и тяжесть, то карали бы его сожжением на костре с большим основанием, чем что-либо другое.
По мнению Ю.В. Щербатых [47], феномен обмана поселился на нашей планете 40-50 тыс. лет назад, когда человек овладел членораздельной речью. С тех пор этот феномен живет во всех слоях населения и во всех сферах деятельности человека, проявляясь в форме намеренной дезинформации, лжесвидетельства, клеветы, провокации, оговоре, мошенничестве, шарлатанстве, вероломстве, лести и т.д. и т.п.
К сожалению, сфера научной деятельности вовсе не лишена откровенной и намеренной лжи. «Причина научного обмана состоит в том, что науку делают не бездушные роботы и не чистые ангелы, а обычные люди из плоти и крови, пусть порой и одержимые поиском нового. Однако мало кто из них будет возражать против славы, власти и денег, сопровождающих открытие. Вот почему велик соблазн выдать желаемое за действительное, что иногда и встречается в научной жизни» [47].
Ученых, которые в качестве результатов своих исследований или их доказательств используют ложь, доктор биологических наук В.Б. Касинов [18] называет лжеучеными и выделяет среди них несколько типов:
первый тип - душевнобольные, одержимые бредом изобретательства (научного открытия) в сочетании с бредом преследования и элементами мании величия. В обычном общении они могут выглядеть вполне нормальными людьми: даже врачам-психиатрам не всегда бывает ясно, с кем они имеют дело;
второй тип - шарлатаны;
третий (самый многочисленный) - невежды и дилетанты;
четвертый тип - фанатики.
Профессор А.И. Ющенко [18] приводил пример лжеученого первого типа. Душевнобольной врач С. заявил, что он открыл тайну превращения неживого в живое. Он показал это превращение под микроскопом своим коллегам, которые, естественно, ничего не увидели. Интересно, что впоследствии С. стал доктором медицины.
Почти аналогичный случай произошел после пресловутой сессии ВАСХНИЛ 1948 г., когда 80-летняя О.Б. Лепешинская заявила, что открыла образование клеток из некоего «живого вещества».
Тип лжеученого-шарлатана иллюстрируется следующим примером [18].
В 1909 г. археолог-любитель Чарлз Даусон принес в Британский музей осколок древнего черепа и указал место находки - песчаный карьер близ Пилтдауна. В скором времени в карьере были обнаружены другие фрагменты черепа и нижняя челюсть некоего неизвестного науке существа. Было объявлено, что существо это и есть недостающее промежуточное звено между обезьяной и человеком, и получило оно название пилтдаунского человека. Пилтдаунское «открытие» вошло в учебники, и только через 40 с лишним лет обнаружилось, что этот череп - ловкая подделка. Определение возраста костей по количеству содержащихся в них фтора и азота показало, что верхней части черепа не более 50 тысяч лет, а нижняя челюсть вообще принадлежит современной обезьяне!
Другой яркий пример лжеученого-шарлатана - Т.Д. Лысенко, который выдвинул «теорию порождения видов». Согласно этой «теории» пшеница может породить рожь или пырей, овсюг - овес, лещина - граб и наоборот, а из яиц пеночки появляются кукушки и т.д.
Лжеученые характеризуются чаще всего смешанным типом. Так, О.Б. Лепешинская вполне может быть отнесена к типу шарлатанов, а Т.Д. Лысенко к фанатикам, поскольку он принципиально отвергал генетику как «буржуазную лженауку».
В науке вообще врать нельзя, но есть ее отрасли, в которых ложь наиболее безобразна. К ним относятся история, экономика, экология, медицина, социология и ряд других, касающихся интересов населения какой-либо страны или всего человечества. В некоторых случаях лженаука приносит ощутимый вред обществу, например, когда лжеученому удается повлиять на экономику, культуру, подействовать на воображение молодых людей, начинающих свой путь в науке.
Не удержимся от совета: чтобы не попасть во власть лживости, не допускайте ни «невинной», ни «святой» лжи. Привычка лгать очень опасна. Как пишет Р. Мардена [30], «человек бывает потрясен, когда внезапно открывает, что его считают лжецом. Он никогда и не подозревает об образовании у него такой привычки; но его маленькие извращения в видах достижения временных целей сделалась совершенно незаметно для него самого, настолько свойственной его натуре, что ложь стала для него почти физической потребностью».
Плагиаторство - в науке не менее позорное явление, чем ложь.
Правда, прямое переписывание или присвоение неопубликованных работ - довольно редкое явление. Более часто практикуется включение в состав авторов научной работы нужных людей. Это случается добровольно, по принуждению или просто без согласия автора работы.
Можно посоветовать - не надо включить в соавторы нужного человека. Большинство специалистов все равно знает, кто чем занимается, кто что может и кто как пишет. На этом пути вы можете потерять уважение коллег, так как по замечанию геолога и философа И.П. Шарапова, «фиктивное соавторство - разновидность взятки».
К месту сказать, научные сотрудники, высказывая свои догадки, сырые мысли и замыслы ненароком или в качестве хвастовства, сами провоцируют споры-раздоры о приоритете научных достижений. Учитывая, что в кругу слушателей могут находиться недобросовестные личности, полезно помнить высказывание индийского мудреца Чанакьи: «Идея, зародившаяся в уме, не должна становиться широко известной. Секрет, хранимый за семью печатями, должен обнаружиться в действии».
Прочность нравственных убеждений всех людей, в том числе и ученых, испытывается в чрезвычайных обстоятельствах. Таковыми могут стать стихийные бедствия, приход к власти диктатора или другого реакционного режима. Так, например, с приходом фашистов немецким ученым, в том числе и медикам, надо было делать выбор: либо вступать в конфликт с новой властью (что было весьма опасно для жизни), либо принять человеконенавистническую идеологию. Многие стали сотрудничать с этой властью. В высшей степени были безнравственны некоторые ученые-медики фашисткой Германии, проводившие опыты и эксперименты на живых узниках концлагерей.
В среде советской науки долгое время существовало и поощрялось «стукачество». В статье В. Литовского [25] приводится такой факт из жизни Н.В. Тимофеева-Ресовского. В 1958 г. тогдашний министр Средмаша Е.Л. Славский предложил ему создать институт или опытную станцию по проблемам района пострадавшего от взрыва на комбинате «Маяк». Н.В. Тимофеев-Ресовский, потребовав незамедлительной гласности по поводу этой катастрофы, решил обсудить это предложение и суть проблемы с московскими коллегами. Коллеги же повели себя в духе времени: в соответствующие инстанции ушел документ о разглашении государственной тайны. Сейчас трудно судить какую роль сыграл этот документ в том, что Н.В. Тимофеева-Ресовского отстранили от проблемы, но факт остается фактом: даже в послесталинские времена некоторые ученые не считали зазорным писать доносы на своих коллег.
Профессор Массачусетскоro технологического института (США) Дж. Вайзенбаум подчеркивал (1985 г.), что ученый, обретя зрелость в целом и научное знание, в частности, должен дышать атмосферой морали, чтобы моральный подход к науке стал инстинктивной и неотчуждаемой его частью.
Мысли и афоризмы:
* * *
Безнравственному не дано свершить великие дела.
Чанакья
* * *
Главное условие нравственности - желание стать нравственным.
Сенека
* * *
Единственное лекарство против суеверия - это знание.
Г. Бокль
* * *
Интеллект - это страсть. Декарт несомненно извлекал из жизни больше радостей, чем Казанова.
Б.Шоу
* * *
Интеллигенция - это слой, который предохраняет от хамства.
С. Лец
* * *
Кто пишет, как говорит, пишет плохо, как бы хорошо он не говорил.
Ж. Бюффон
* * *
Ласкайте долго фразу, она, в конце концов, улыбнется вам.
А. Франс
* * *
Мировоззрение - это внутренний бинокль, помогающий человеку выбирать дорогу.
В. Кротов
* * *
Много мыслей, которые находили блестящими, побледнели при ярком свете печати.
П. Буаст
* * *
Мудрено пишут только о том, чего не понимают.
В. Ключевский
* * *
Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила.
Ф. Бэкон
* * *
На обаянии вы продержитесь только в течение 15 минут. После того будет лучше, если вы проявите знания.
Х. Браун
* * *
Не все то, что можно делать безнаказанно, следует делать.
Ж. Расин
* * *
Невежество - не аргумент.
Б. Спиноза
• ••
Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а как стать достойным счастья.
И. Кант
• ••
Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само.
Сюнь-цзы
• ••
Перочинный ножичек в руках искусного хирурга далеко лучше иного преострого ланцета.
К. Прутков
• ••
Писать легко: сидите и рисуйте звездочки на чистом листе бумаги, пока не выступят капли крови.
Д. Фоулер
• ••
Плагиатор - это нищий, щеголяющий в украденном платье.
П. Буаст
* * *
Платон мне друг, но истина дороже.
Аристотель
* * *
Прекратите работу «начерно», делайтесь артистами работы.
А. Гастев
• • •
Признак хорошего образования - говорить о самых высоких предметах простыми словами.
Р. Эмерсон
Самая опасная ложь - слегка извращенная истина.
Г. Лuxтенберг
• • •
Талант - искра Божья, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.
В. Ключевский
• • •
Талант еще далеко не все; нравственные качества человека и его мировоззрение - вот что определяет лицо настоящего ученого.
И. Сеченов
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
М. Монтень
* * *
Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.
У. Блейк
* * *
У греха много орудий, но ложь - это рукоятка, которая подходит к любому из них.
О. Холмз
* * *
Украсть у кого-то мысли бывает часто преступнее, чем украсть деньги.
Вольтер
* * *
Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Г. Зиммель
* * *
Чтобы понять ошибку, интеллекту достаточно намека, глупости же нужно, чтобы случилась беда.
В. Швебель
* * *
Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.
Аристотель
* * *
Я признаю только одно духовное приобретение как необходимую часть образования мужчины или женщины. Я имею в виду точное и изысканное употребление родного языка.
Ч. Эллиот
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 3 (указаны номера общего списка литературы, помещенного в конце учебного пособия)
Основная: 14, 22, 36,43, 50. Дополнительная: 2, 13, 18,42,49.