Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практикум на 1 семестр.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.31 Mб
Скачать

Статьи 305—307

Статьи наказывают составителей и распространителей писем, сочинений, содержащих оскорбительные суждения относительно действий чиновников различных рангов, недозволенные (но. ви­димо, не содержащие критики, оскорбительных суждений) суж­дения о постановлениях и действиях правительства.

Статья 308

Статья наказывает за своеобразное соучастие (точнее, прико­сновенность) во всех отмеченных выше преступлениях, но очень мягко.

Статьи 309—316

Статьи устанавливают ответственность за различные формы оскорблений, нанесенных чиновникам или правительственным учреждениям. Эти оскорбительные действия могли выражаться в неуважении к правительственному учреждению, высказанному письменно или устно, в оскорблении словом или действием.

Статья 311 рассматривает как неуважение к государственному органу подачу жалобы на судебное или иное решение во второй или третий раз (в случае признания безосновательности первого или второго обжалования).

Статья 314 устанавливает наказуемость (видя в этом выраже­ние неуважительного отношения к правительственным местам) оскорбления в официальном месте не чиновника, а находившего­ся там частного лица.

Глава третья Статьи 317—318

Статьи говорят о присвоении власти. Отмечается, что совер­шенное присвоившим власть действие не должно содержать со­става другого преступления, — в противном случае наказание устанавливалось по правилам о совокупности. Субъектами дан­ного преступления являются частные лица, не чиновники.

Статьи 319—322

Статьи устанавливают ответственность за составление под­ложных указов императора или подчистку, изменение содержа­ния этих указов и использование их в преступных целях. Нака­зание — самое суровое после смертной казни: лишение всех

прав состояния и бессрочная каторга (дополнительно — наказа­ние плетьми и наложение клейм для лиц, не изъятых от наказа­ний телесных). Даже в случае неиспользования подложно соста­вленного или измененного указа и явки с повинной виновный наказывался почти так же жестоко (с заменой каторги ссылкой на поселение в Сибирь). Несколько меньшие наказания устана­вливались в случаях совершения тех же действий, но относи­тельно указов Сената, официальных бумаг министерств и глав­ных управлений, губернских правлений, других правительствен­ных и судебных учреждений. Статьи составлены казуально. Тя­жесть наказания зависела от предмета преступления, большей или меньшей значимости подделанного или исправленного доку­мента.

В качестве субъекта преступления закон указывает частных лиц, а не чиновников, не должностных лиц государства. Послед­ние за подделку документов (подлог) отвечали по статьям, включенным в раздел V — «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной».

Статьи 323—326

Статьи 323—325 говорят об ответственности частных лиц за подделку печатей и штемпелей правительственных учреждений. В зависимости от предмета преступления (государственная пе­чать, печать учреждения и т. п.), его значимости наказание мог­ло быть меньшим или большим. Фактически и в этих статьях речь идет о подделке (подлоге) документов. Статья 325 рассма­тривает изготовление фальшивой печати и как приготовление к совершению преступления (если мастеру была известна цель из­готовления), и как самостоятельный состав преступления. Со­гласно ст. 326, если в случае подделки указа, внесения в офици­альные бумаги изменений невиновное лицо было привлечено к ответственности и понесло уголовное наказание, виновный в подлоге нес тяжкое наказание — лишение всех прав состояния и каторга (дополнительно — телесные наказания для лиц, не изъятых от наказаний телесных). Суровость наказания свиде­тельствует о том, что тяжесть содеянного законодатель видел не в причинении ущерба отдельному лицу, а в нарушении порядка. Статья 325 содержит ссылку на том 11 Свода законов — «Общее учреждение губернское».