Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бут, Коломб, Уильямс. Исследование.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.74 Mб
Скачать

14.3. Формулирование вашей проблемы

Как только вы установите общий язык с читателями, вы мо­жете нарушить его проблемой. Как мы говорили в Уроке 4, форму­лирование исследовательской проблемы состоит из двух частей:

  • некоторого условия неполного знания или непонимания и

  • следствия этого неполного знания или непонимания.

Вы можете сформулировать это условие прямо:

У «Мотодайн» нет данных, показывающих, какие кнопки явля­ются самоочевидными.

Или подразумевать его в косвенном вопросе:

В действительности вопрос заключается в том, почему эти пер­сонажи всегда оказываются белыми мужчинами?

Это условие неведения или заблуждения становится частью целой исследовательской проблемы только в том случае, если оно называет следствие как ответ на вопрос Ну и что? Вы можете ответить на этот вопрос, сформулировав ущерб:

Ну и что, если у вас не будет этих данных?

Не имея этих данных, мы не сможем определить, какие кнопки следует перепроектировать. ушср6

Или вы можете превратить этот ущерб в прибыль:

Имея эти данные, мы сможем определить, какие кнопки следует оставить, а какие перепроектировать. прибыль

Это не всецело вопрос стилистического выбора. Некоторые исследования показывают, что читатели больше мотивируются конкретным ущербом, чем возможной прибылью.

Это вариант прямой постановки проблемы; есть и другие ва­рианты.

14.3.1. КОГДА ВАМ СЛЕДУЕТ ЯСНО СФОРМУЛИРОВАТЬ УСЛОВИЕ?

Время от времени вы сталкиваетесь с проблемой настолько знакомой вашим читателям, что вы можете дать знать о ней, все­го лишь назвав ее условие. Подобного рода знакомые условия встре­чаются в таких областях, как математика и естествознание, в ко­торых исследовательские проблемы широко известны. К приме­ру, вот снова сокращенный вариант введения к, возможно, самой значительной статье в истории молекулярной биологии, статье, в которой Крик и Уотсон сообщают о своем открытии двойной спирали ДНК (фрагмент сильно сокращен):

Мы хотим предложить модель соли дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Эта модель имеет новые элементы, представля­ющие значительный интерес для биологии. Модель нуклеиновой кислоты предлагалась Поулингом и Кори. Они любезно предос­тавили в наше распоряжение свою рукопись до ее публикации. Их модель состоит из трех переплетающихся цепочек с фосфата­ми возле осей волокна и с основаниями на внешней стороне. По нашему мнению, эта модель неудовлетворительна...

Говоря, что они предлагают модель ДНК, Крик и Уотсон под­разумевали, что их читатели не знают о ней. Им не было необхо­димости говорить об этом, так как они знали, что их читатели уже сильно интересуются данной проблемой. (Обратите внима­ние, однако, что они все же поднимают проблему, требующую решения, упоминая неправильную модель Поулинга и Кори.)

В точных, естественных и большей части социальных наук ис­следователи, как правило, касаются вопросов, которые знакомы их читателям. Тем не менее, читатели не будут знать, какие именно недостатки в их знаниях рассмотрит ваше исследование, если вы не расскажете им об этом. В гуманитарных дисциплинах и некото­рых социальных науках исследователи, как правило, касаются проблем, которые только они обнаружили или даже выдумали, проблем, которые читатели сочтут новыми и часто неожиданны­ми. В этом случае вы обязаны ясно описать конкретный пробел в знаниях или недопонимание, которые, по-вашему, читатели не могут исправить, но должны.

14.3.2. КОГДА ВАМ СЛЕДУЕТ НАЗВАТЬ УЩЕРБ И ПРИБЫЛЬ?

Для того чтобы убедить читателей, что ваша проблема важна для них, вы должны показать, что им следует обеспокоиться ею, так как они понесут ущерб, если она останется нерешенной, и получат прибыль, как только она решится. Иногда вы можете описать осязаемый ущерб, который ваше исследование поможет читателям избежать (перечитайте с. 80—83):

В прошлом году администрация города Ривер-Сити пришла к зак­лючению, что Ривер-Сити получит дополнительные доходы, если расширит свою базу налогообложения за счет жилого комплекса «Бэйсайд». Эта аргументация, однако, строится на поверхност­ном экономическом анализе. Если городской совет проголосует за присоединение «Бэйсайда», не понимая, во что это обойдется городу, он рискует ухудшить и без того тяжелое финансовое поло­жение Ривер-Сити. Когда дополнительные расходы на строитель­ство новых школ, доведение системы канализации и водоснаб­жения до требований городских норм будут включены в этот ана­лиз, это присоединение окажется менее выгодным, чем предполагает городская администрация.

Проблемы такого рода встречаются в прикладных исследова­ниях. Область неведения (отсутствие экономического анализа) имеет осязаемые следствия во внешнем мире (предполагаемые ущерб и прибыль).

В чистом исследовании вы формулируете проблему того же вида, когда объясняете ущерб не в долларах и центах, а как еще большее недопонимание или заблуждение или, напротив, как прибыль от лучшего понимания:

С 1972 года американские города, присоединившие к себе бога­тые пригороды, чтобы расширить свою базу налогообложения, часто получали разочаровывающие экономические результаты. Но такие последствия можно было бы спрогнозировать, если бы они выполнили основательные экономические расчеты. Движение за расширение городских территорий — это характерный пример того, как политические решения на местном уровне принима­ются без консультаций с экспертами. Тот факт, что города не обращаются к экспертам, озадачивает. Если мы узнаем, почему города пренебрегают основательными экономическими расчетами, мы сможем лучше понять, почему оканчиваются неудачей их решения и в других областях. Эта статья проанализирует систему принятия решений в трех городах, которые расширили свою территорию, но проигнорировали экономические последствия этих решений.

14.3.3. ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ И УЩЕРБА

В Уроке 4 мы предложили способ проверки того, насколько ясно вы изложили ущерб от нерешения проблемы: после предло­жений, которые лучше всего формулируют условие вашего неве­дения или заблуждения, спросите: Ну и что?. Вы изложили свою проблему убедительно, когда то, что идет до Ну и что?, правдо­подобно объясняет этот вопрос, и, когда то, что идет после, прав­доподобно отвечает на него.

«Мотодайн» не имеет данных, показывающих, какие кнопки са­моочевидны. (Ну и что?) Имея эти данные, мы сможем опреде­лить, какие кнопки следует перепроектировать.

Рассказы об Аламо в мексиканских и американских источниках отличаются очевидным образом, но и американские версии этих рассказов в разные эпохи тоже отличаются. (Ну и что?) Ну, гмммммммм...

Ответить на этот вопрос не просто трудно; это может оказать­ся мучительно, даже страшно. Если вы обожаете рассказы о Битве за Аламо, вы можете увлеченно исследовать их, сколько вашей душе угодно, не отчитываясь в вашем увлечении ни перед кем, кроме самого себя: Мне просто интересно об этом знать. Но, для того чтобы другие люди оценили ваше исследование, вы должны «продать» его за счет его значимости. В противном случае, зачем они должны тратить на него свое время?

Если вы пишете работу в вузе, ваш преподаватель обязан про­честь ее, но, когда вы обращаетесь к своему исследовательскому сообществу, вы должны убедить его членов, что ваша проблема — это их проблема, что если они будут жить дальше, не зная, ска­жем, как эти рассказы об Аламо возникли, как Голливуд превра­тил историю в миф, то они не разглядят чего-то в своем самосоз­нании как североамериканцев.

Безусловно, найдутся некоторые читатели, которые снова спросят: Ну и что? Меня не волнует ни миф, ни история, ни американское самосознание. На это вы можете лишь пожать плечами, подумав: Не та аудитория. Хорошие исследователи знают, как находить и решать интересные проблемы и как убедить в этом читателей. Но не менее важное умение — знать, где найти читате­лей, которые ценят проблемы того вида, к которому относится решенная вами проблема.

Если вы уверены, что ваши читатели знают следствия от нерешения вашей проблемы, вы можете их не называть. Крик и Уотсон не конкретизировали ущерб и прибыль, поскольку зна­ли, что их читатели не поймут генетики до тех пор, пока не пой­мут строения ДНК. Если бы Крик и Уотсон сформулировали этот ущерб, они могли бы показаться и многословными, и высоко­мерными.

Если вы заняты своим первым исследовательским проектом, ни один разумный преподаватель не будет ожидать от вас, что вы подробно изложите вашу проблему, так как вы, возможно, еще не знаете, что другие исследователи считают важным. Но вы сде­лаете большой шаг в нужном направлении, если сумеете ясно сформулировать ваше собственное неполное знание или недопо­нимание таким способом, который показывает, что вы серьезно настроены его исправить. Вы сделаете еще больший шаг вперед, если сумеете объяснить, почему важно исправить это недопони­мание, показав, что лучше понимая один предмет, вы лучше пой­мете что-то еще, намного более важное, пусть даже только для вас одного.