Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Педагог Ф.В.Нодель.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
120.83 Кб
Скачать

Репертуар

По отношению к русским исполнительским школам подход в выборе репертуара для детей в классе Ф. В. Ноделя во многом уникален. Дети начинают своё обучение с барочной музыки, с произведений, написанных специально для гобоя , что сочетается с концепцией борочного инструмента в качестве начального. Интересной находкой стали сонаты композитора эпохи барокко Бэйбеля, в частности очень простые танцы из его сонат, на материале которых можно приучить ребенка к правильной фразировке, интонированию и даже стилю. После этого педагог предлагает своим ученикам прстые пьесы Г. Ф. Телемана, сонаты Ж. Б. Лойе и Г. Ф. Генделя, концерты А. Вивальди и А. Альбинони. Этот материал также предлагается в школах И. Ф. Пушечникова и В. Назарова, но в иной концентрации. «Дело не только в уровне сложности этих произведений, но и в их очень правильной структуре: гармонии, ритма: сразу всё встаёт на место – и слух, и ритм. Этой музыкой очень хорошо воспитывать», - говорит Ф. В. Нодель. В списке произведений, которые предлагает Ф. В. Нодель практически отсутствуют переложения, за исключением сочинений Моцарта.

Также для педагога очень важна инициатива самого ученика: «Если у меня в классе 2 ребенка в классе играют разные произведения и одному нравится то, что играет другой, то вполне естественно, что через какое-то время он может подойти и сказать: «Я хочу играть то, что играл раньше он…». В этом нет ничего плохого, ведь ребенок уже хочет что-то сыграть – это же уже замечательно, поэтому есть смысл и таким образом заинтересовывать детей в репертуаре». Также Ф. В. Нодель подчёркивает, что неважно, где ребенок услышит желаемое для исполнение произведение: на концерте, по радио, главное – это его желание сыграть это. «Если 10-летний ребенок придёт ко мне и скажет, что хочет играть концерт Р. Штрауса, я, конечно, объясню ему, что к этому произведению нужно прийти постепенно, но обязательно дам ему на этом этапе ноты этого произведения, чтобы они у него были, чтобы в следующий раз он послушал это сочинение с нотами, чтобы это отложилось в его памяти и стало целью, мечтой. Но дети редко приходят с такими желаниями, скорее, они просто рады тем нотам, которые я им даю, но сами он бы никогда не нашли эти ноты и навряд ли услышали бы.

Также Ф. В. Нодель постоянно поощрает, стимулирует детей к сочинению музыки, к придумыванию своих мелодий

На взрослом же этапе (консерватория) педагог склоняется к подходу А. Редиллы (профессора из Америки), продемонстрированному ей на мастер-классе в консерватории. Поход заключается в слейдующем – сначала концентрировать внимание исключительно на технологических проблемах исполнения, и только когда все технические вопросы будут налажены – приступать к работе с художественной стороной произведения. Т.е. пока гобоист не заиграет свободно и достаточно уверенно, не задышит правильно, она не переходит к сложным художественным задачам. Когда же на мастер-классе к ней приходит раскрепощённый в техническом плане студент, она сразу концентрируется на художественной задаче. Такой алгоритм, несмотря на его очевидность, редко соблюдают, из-за чего возникают скрытые проблемы.

Привлекательной системой Ф. В. Нодель считает учебную систему, принятую в Парижской консерватории, где весь первый год обучения посвящен исключительно техническим вопросам: пальцевой технике (гаммы и этюды) и постановке дыхания. После этого активно наращивается репертуар на следующих курсах, технические же вопросы отпадают, и становится возможным целиком концентрироваться на работе с художественным материалом.

Кроме того Ф. В. Нодель – обладатель коллекции буквально всех написанных до сего дня произведений для гобоя, и его ученики активно пользуются этой коллекцией, находя новые, неоткрытые ещё произведения. Такой подход целиком меняет репертуарную палитру студентов, которые прежде «топтались» на одних и тех же произведениях, которые исполнялись так часто, что не глядя в ноты их можно было знать наизусть. Ф. В. Нодель говорит об этой ситуации так: «К сожелению, часто мы играем одно и то же – некоторый набор произведений, который повторяется по кругу, что очень смешно, ведь для гобоя написано бесконечно много музыки». Это очень обогащает исполнительский репертуар, делает работу интереснее, как педагогу, так и студенту. А порой появляются и очень интересные находки, к примеру, барочные сонаты, о которых уже говорилось; кроме того, это и современный репертуар, который отнюдь не только сложен, но и очень прост – таковы, к примеру «Итальянские эскизы» М. Биггэма (2000), или Сюита для детей с жанровыми названиями частей американского композитора Г. Джейкоба. И таких произведений в коллекции очень много, и это очень важно, что в гобойном репертуаре, оказывается есть вещи, идентичные «Детскому альбому» П. Чайковского, «Тетради для юношества» Р. Щедрина, «Музыкальным игрушкам» С. Губайдулиной. Это означает, что можно «слезть» с бесконечного количества переложений, и воспитывать детей на изначально гобойной музыке. Но это ни в коем случае не означает того, что гобоист должен ограничиваться только гобойным репертуаром, уже многие профессиональные гобоисты делают великолепные переложения, которыми пользуются многие студенты – это «10 прелюдий Д. Шостаковича (преложение А. Ю. Уткина), и «Мимолётности» С. Прокофьева, это и Рондо-Каприччиозо К. Сен-Санса, и Каприс №24 Н. Паганини, и флейтовая сюита И. С. Баха. Вообще способность гобоиста творчески работать с материалом, находить новое, перекладывать, сочинять – всё это находит сильнейшую поддержку педагога. Но важным остаётся список сочинений, которые является необходимыми для прохождения каждым гобоистом, и кроме того, всегда наличествующим в репертуаре на должном уровне.