- •Обзор литературы для курсовой работы
- •Глава I. Вич/спид: история возникновения и медицинский аспект...............................5
- •Глава II. Вич/спид как социальная проблема: Россия и мир...........................................8
- •Глава III. Стигма и дискриминация в связи с вич/спиДом..........................................11
- •Глава IV. Эмпирические исследования и политика в отношении вич/спид инфицированных.26
- •Введение
- •Глава I. Вич/спид: история возникновения и медицинские аспекты
- •1.2. История возникновения вич/спид инфекции
- •1.2. Вич/спид с медицинской точки зрения
- •Глава II. Вич/спид как социальная проблема: Россия и мир
- •2.1. Вич/спид как социальная проблема
- •2.2. Развитие эпидемии вич/спиДа в России и мире
- •Глава III. Стигма и дискриминация в связи с вич/спиДом
- •3.1. Социологические концепции по стигматизации, социальной эксклюции, ненормальности, инаковости
- •3.2. Существование стигмы и дискриминации в связи с вич/спиДом, документы и протоколы по разрешению этой проблемы
- •3.3. Формы и причины стигматизации и дискриминации в связи с вич/спиДом
- •Глава IV. Эмпирические исследования и политика в отношении вич/спид инфицированных.
- •4.1. Данные по эмпирическим исследованиям вич/спиДа (включая индекс стигмы людей, живущих с вич в России)
- •4.2. Государственная рф политика в отношении вич/спид инфицированных
- •Заключение
- •Список литературы Письменные источники:
- •Электронные источники:
Глава III. Стигма и дискриминация в связи с вич/спиДом
3.1. Социологические концепции по стигматизации, социальной эксклюции, ненормальности, инаковости
При рассмотрении ВИЧ/СПИДа как проблемной области нашего социума, полезно обратиться к особому социологическом дискурсу, возникшему в конце XX века, главным отличительным знаком которого стал акцент на переходе общества от модерна к постмодерну (или же развитому модерну), в других терминах – на трансформации индустриального общества в постиндустриальное. При анализе проблемы эпидении ВИЧ/СПИДа с позиций социологии постмодернизма следует отметить изменения социальной структуры общества: на смену классовому делению приходит более сложноорганизованная система социальной диффенциации, в которой интергрированы культурные, экономические, гендерные и возрастные факторы. Социальная структура становится более фрагментарной, а фактор здоровья и отношения к здоровью переходит в разряд основополагающих при социальной дифференциации: она происходит в зависимости от наличия или отсутствия болезни (соматического или психического свойства). Так же важным является введенный У. Беком термин «общество риска»18, характеризующий особое состояние современного общества, присутствие в нем опасности, для которой не существует политико-правовых, культурных или гендерных границ. Создается общность на новом основании – общность страха на основе риска19.
Особый интерес из всего массива литературы теоретиков потсмодерна в рамках данной работы представляет творческое наследие М. П. Фуко, автора «Истории безумия в классическую эпоху»20, «Рождения клиники»21, цикла лекций «Ненормальные»22. Как замечает Н. А. Польская в статье «Психически больной в современном обществе: проблема стигмы»23, Фуко сближает понятие стигматизации с понятием социального контроля. Существует некая схема «диагноз – отчуждение- контоль/изоляция», которая продолжает действовать и сегодня. Фуко пытается объяснить феномен исключения с возникновения лепрозориев в Европе. Он говорит о возникновении диктата разума над безумием, способности первого выносить нормативирующий и нормализующий приговор, решать, кто безумен, а кто нет, что нормально, а что ненормально. Современное общество разрабатывает менее очевидные чем в XVII – XVIII веке формы контроля над людьми, в том числе и исключающимися из нормального общества (психически больные, ВИЧ-позитивные и т.д.).
Авторы статьи «Отношение россиян к социально незащищенным группам»24 подчеркивают, что в России пространство «исключения» имеет тенденцию включения все большего количества социальных групп, в том время как в странах Запада наблюдается противоположная ситуация. В России существует национальная специфика механизма дискриминации. Голосенко И. А. пишет о том, что в основе нищенства в России лежит принцип долготерпения как составляющий элемент всей культуры, но после революции в нем произошли сущетсвенные изменения25. Добровольская и Шабалина26 пришли к выводу о нетерпимости респондентов к самой мысли о существовании с нетипичными людьми. Опрошенные выразили несогласие с тем, чтобы инвалид был их родственником (39%), соседом по квартире (37%), начальником (29%), представителем органов власти (27%), подчиненным (22%), учителем ребенка (20%), коллегой (14%), соседом по дому (10%), одноклассником ребенка (10%). Другие исследования, например исследование Лапина Н. И. базовых ценностей россиян, показывают, что милосердие и гуманизм ценятся в России все меньше: «если в 1990 г. традиционная ценность самопожертвования находилась на 8-м месте среди 14 базовых, то 1994 г. она опустилась на 11-е место, а к 2006-му она еще ниже опустилась в этом списке, все более уступая таким модернистским ценностям, как независимость и инициативность»27.
По результатам межкультурного исследования Завражина З. А. 28 менее половины российских респондентов выступило за окозание помощи психически больным (44% считают, что таких людей необходимо изолировать, 2% - ликвидировать, 2% - игнорировать). Среди иностранных респондентов наблюдается совершенно иная картина: никто не выступил за идею изоляции, ликвидации или игнорирования людей с ограниченными возможностями, а 98% считают, что им необходимо оказание помощи.
Также значимо для целей настоящей работы творчество И. Гофмана, Дж. Мида, Ч. Кули, У. Самнера, Г. Тард. Более подробно об этом будет сказано ниже.
